В ней можно выделить
отдельные группы финансовых
планов, обладающих общими чертами
и содержанием. Таким образом,
финансовые планы группируются
по следующим признакам: 1. Уровень
управления. 2. Сфера деятельности. 3.
Форма собственности. 4. Продолжительность
времени действия планов. 5. Формы
финансовых планов.
Более широкий круг
критериев, используемых при группировке
финансовых планов, систематизирует
их назначение и место в
комплексной системе. В отечественной
экономической литературе деление
всех финансовых планов осуществляется
прежде всего на две группы: централизованные;
децентрализованные.
Централизованные планы
отождествляются в основном с общегосударственными,
а децентрализованные — с планами предприятий,
организаций, учреждений. Каждая из этих
групп имеет свою сферу деятельности и
связана с уровнем управления финансовыми
ресурсами. Однако трудно точно определить
степень централизации (например, общегосударственные,
местные финансовые программы). Кроме
того, при подобном делении из общей системы
выпадают сводные финансовые планы средних
звеньев хозяйства (министерств, ведомств),
определенные межотраслевые фонды денежных
средств. Поэтому целесообразно в глобальном
разрезе рассматривать финансовые планы
на макро- и микроуровнях хозяйствования.
К высшему уровню необходимо отнести такие
планы, которые обосновывают поступление
и расходование финансовых ресурсов глобальных
общественных процессов, например, бюджет,
государственные целевые бюджетные фонды,
общегосударственные финансовые программы.
На микроуровне финансовые планы охватывают
доходы и расходы средних и низовых звеньев
хозяйства. Внутри каждой из этих групп
в зависимости от сфер деятельности и
их функционального назначения обосновываются
конкретные финансовые планы государства
(бюджет, государственные целевые бюджетные
фонды), а также министерств, ведомств,
предприятий, организаций, учреждений.
По признаку собственности
группируются в основном финансовые
планы на микроуровне, т.е. планы
отдельных предприятий, организаций,
учреждений (финансовые планы низовых
звеньев). Они различаются по сферам
общественного производства : материальная
и нематериальная сферы. Финансовые планы
в сфере материального производства обосновывают
формирование и распределение части национального
дохода, образованного в данной производственной
ячейке, движение финансовых ресурсов
промышленных, сельскохозяйственных,
строительных и других предприятий материального
производства, в то время как финансовые
планы нематериальной сферы учитывают
лишь вторичные доходы, создаваемые посредством
перераспределения уже созданного национального
дохода.
Единым признаком,
характерным для финансовых планов
всех объектов, является продолжительность
действия, что дает основание
для их деления на долгосрочные,
так называемые перспективные
финансовые планы; текущие; оперативные
(краткосрочные).
Перспективные финансовые
планы - это планы на период
(не менее 3—5 лет), в которых
намечены финансовые задания
с учетом долгосрочной выгоды
на перспективу. Такие планы
позволяют обосновать финансовое
обеспечение и результативность
всех стратегических программ, связанных
с развитием производства, совершенствованием
его организации, технологий. Долгосрочные
финансовые планы целесообразно
разрабатывать на всех уровнях
управления, всеми институтами и
звеньями хозяйствования, но только
в укрупненных показателях. Это
позволит выработать разумную
стратегию развития соответствующих
объектов. Однако при нарастающих
инфляционных процессах их значимость
снижается.
Текущие финансовые
планы ограничены в основном
годовым периодом, характеризуют
поступления денежных средств,
их распределение и финансовые
результаты на предстоящий период.
В настоящее время текущие
финансовые планы на всех уровнях
управления являются преимущественной
формой плановых заданий в
Республике Беларусь.
Оперативные финансовые
планы — планы-прогнозы на
короткие периоды времени. Их
составление вызвано необходимостью
конкретизации текущих заданий
с учетом изменяющихся условий,
фактического состояния материальных
и финансовых ресурсов. Оперативные
финансовые планы являются основой
для принятия и реализации
важнейших финансовых решений,
поэтому их использование в
практике управления соответствующими
субъектами становится объективной
необходимостью.
В зависимости от
конкретных форм, планы создаются
и используются в следующих
видах:
1) программы, которые
имеют широкую сферу действия,
в них обосновываются не только
цель, объекты и субъекты выполнения,
но и многочисленные источники
финансирования их направления,
предполагаемые результаты каждого
участка данной программы;
2) балансы, обосновывающие
доходы, расходы конкретного субъекта
хозяйствования общей деятельности
или отдельных ее участков (баланс
доходов и расходов предприятия,
движение денежных средств, активов,
пассивов, смета доходов и расходов
бюджетных учреждений и т.д.);
3) краткосрочные прогнозы
отдельных заданий финансового
плана, составляемые на небольшой
отрезок времени с учетом достигнутых
результатов и конкретных условий
хозяйствования.
Финансовые планы на
макроуровне играют важную роль
в государственном регулировании
экономических и социальных процессов.
С их помощью обеспечиваются финансирование
общегосударственных потребностей, формирование
необходимых пропорций между материальным
производством и непроизводственной сферой,
потреблением и накоплением, отраслями
хозяйства и отдельными регионами. Главная
цель разработки данных финансовых планов
заключается в обосновании финансового
обеспечения всех государственных мероприятий.
Основным централизованным
финансовым планом является государственный
бюджет. Он разрабатывается во
всех странах мира. С помощью
бюджета осуществляется регулирование
общественными процессами, а также
обеспечиваются развитие социальной
сферы, укрепление обороноспособности
страны и содержание законодательных
и исполнительных органов власти.
Во многих странах через государственный
бюджет перераспределяется 40—60 % валового
внутреннего продукта.
В Законе «О бюджетной
системе Республики Беларусь
и государственных внебюджетных
фондах» бюджет страны определен
как «основной финансовый план
формирования и использования
денежных средств для обеспечения функций
государственных органов, экономического
и социального развития Республики Беларусь
или соответствующих административно-территориальных
единиц». В соответствии с этим Законом
разрабатываются отдельно республиканский
и бюджеты местных органов власти. Консолидированный
государственный бюджет не утверждается.
Он имеет характер аналитического документа,
используемого для оценки движения централизованных
ресурсов государства.
Республиканский и местные
бюджеты разрабатываются в форме баланса,
в котором все доходы и расходы на текущий
период планируются в соответствии с программой
экономического и социального развития
страны и ее регионов. Разработка расходной
и доходной частей осуществляется на основе
программы социально-экономического развития
на соответствующий период, финансовых
планов отдельных министерств, ведомств,
а также учета выполнения бюджета за истекший
период. Определение отдельных групп доходов
и расходов, статей бюджета базируется
в основном на достижениях прошлого года,
с учетом корректировки отдельных данных.
Бюджетное планирование
является одним из основных
инструментов государственного
регулирования экономики, помогающих
решать задачи наиболее полной
аккумуляции источников доходов,
рационального распределения и
экономного использования бюджетных
средств, сбалансированности бюджета,
удержания дефицита бюджета в
пределах законодательных норм,
определения источников финансирования
дефицита бюджета.
Кроме бюджета, составляются
и другие централизованные финансовые
планы: бюджеты местных органон
власти, балансы доходов и расходов
министерств (ведомств) материального
производства, сводные сметы расходов
министерств (ведомств) непроизводственных
отраслей, а также бюджеты целевых
государственных фондов.
Целевые бюджетные
и внебюджетные фонды формируются
для финансирования государственных
мероприятий. Аккумулируемые в
них денежные средства выступают
в качестве дополнительных источников
финансирования и позволяют в
определенной степени снять нагрузку
с бюджета. Финансовые планы
этих фондов представляют собой
стоимостные балансы, определяющие
все поступления и расходы
на текущий год.
Каждый целевой фонд
определяется его статусом (положением)
и назначением. Статус содержит
характеристику источников доходов
и направлений их применения,
а также регламентирует порядок управления
целевым фондом. Источники формирования
фондов во многом предопределяются характером
и масштабностью задач, для реализации
которых они создаются. Направления расходования
средств, поступающих в фонды, обусловливаются
назначением фонда, конкретными экономическими
условиями.
Количество финансовых
планов, разрабатываемых на микроуровне,
значительно больше и разнообразнее
по форме и содержанию, чем
на макроуровне. Это является
следствием многочисленности сфер
деятельности, методов управления
предприятий, организаций и учреждений.
При группировке децентрализованных
финансовых планов необходимо
учитывать определенные критерии,
которые оказывают воздействие
на состав доходов, расходов
и методику их исчисления. К
ним относится прежде всего форма собственности.
Так, различают финансовые планы государственных
предприятий и учреждений, акционерных
обществ, обществ с ограниченной и дополнительной
ответственностью, совместных и иностранных
предприятий. Кроме того, финансовые планы
отличаются по форме и содержанию в связи
с отраслевыми особенностями, спецификой
производства, сферой деятельности, типом
и размером предприятия.
Указанные выше признаки влияют
на формирование источников финансирования,
состав, структуру доходов и затрат.
Так, финансовые планы бюджетных
учреждений носят название смет и
определяют в основном их расходы, а
в случаях поступления дополнительных
источников доходов разрабатываются
приходно-расходные сметы. Предприятия
и организации, функционирующие
на коммерческой основе, составляют бизнес-план,
в котором важная роль принадлежит
финансовому обеспечению всех намечаемых
мероприятий. [5, c.39-44]
3. Состояние финансового
планирования в современном мире и Республике
Беларусь. Пути совершенствования финансового
планирования
3.1 Состояние финансового
планирования в современном мире и Республике
Беларусь
Финансовое планирование
осуществляется на макроуровне и
микроуровне, и в рамках различных
уровней имеет свои особенности.
Для составления централизованных
финансовых планов все страны разрабатывают
собственные модели.
На современном этапе
возникают две существенные проблемы,
стоящие на пути государственного централизованного
планирования: первая – единообразие,
вторая – конкуренция. Рассмотрим их подробнее.
Любая система, в
том числе экономическая, устойчива
лишь при многообразии. То, что
сегодня представляется людям
в силу их непонимания или
незнания будущего, как случайное
и ошибочное, а может быть, даже
и вредное, в дальнейшем может
оказаться весьма перспективным
и прогрессивным. Поэтому обществу
необходимо разнообразие. Но государственный
централизованный план этого
обеспечить не может. Известный
лауреат Нобелевской премии по
экономике Фридрих фон Хайек отмечал,
что для возможности планирования планирующий
орган должен навязать народу детально
разработанный кодекс моральных ценностей,
который не существует. Другими словами,
цели государственного плана могут быть
направлены и на достижение несправедливых,
по понятиям общечеловеческой морали,
задач. Эти задачи, конечно, будут выражены
правильными лозунгами о всеобщей пользе,
но в действительности они будут предусматривать
достижение основных благ лишь для представителей
небольшой группы людей. При единой цели,
ограниченных ресурсах и диктате центра
– это закономерно. Стремление к централизованному
планированию, объясняемое желанием быстрее
достичь необходимого результата, обязательно
породит людей, желающих побыстрее решить
свои сверхзадачи. Рациональное решение
отдельных задач возможно только за счет
концентрации усилий, что обязательно
приведет к ограничению развития других
сфер из-за недостаточности ресурсов.
Такой подход сам по себе свидетельствует
об ограниченном понимании законов общественной
жизни.[8.c.54]
Другая проблема государственного
планирования в условиях рынка
– это наличие конкуренции,
которая является движущей силой
рыночных преобразований. Можно
ли учесть в государственном
централизованном плане интересы
различных фирм, являющихся конкурентами?
Вопрос риторический. Понятно, что
цели фирм-конкурентов противоположны,
и нельзя лишать рынок конкуренции,
которая определяет динамичность
рыночной среды, многократно формируя
цену равновесия товаров, и
придает стойкость процессам
рынка. Рынок и его движущая
сила – конкуренция допускают
директивное планирование во
имя конкуренции. А это возможно
только на уровне фирмы.