Система финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены особенности финансового планирования в масштабах государства.
Общая цель работы – изучить сущность, признаки, принципы, этапы и методы финансового планирования, проследить развитие финансового планирования в условиях рыночного преобразования, выявить проблемы, существующие на современном этапе, определить перспективы развития.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Финансовое планирование в системе управления финансов ……………………………...4
1.1 Понятие, необходимость и задачи финансового планирования …………………………4
1.2 Исторический аспект развития финансового планирования ……………………………..8
1.3 Общие признаки и принципы финансового планирования ……………………………..12
2. Этапы и методы финансового планирования. Современная система финансовых планов в Республике Беларусь ………………………………………………………………………...15
2.1 Методы финансового планирования ……………………………………………………..15
2.2 Этапы финансового планирования ……………………………………………………….17
2.3 Современная система финансовых планов в Республике Беларусь ……………………19
3. Состояние финансового планирования в современном мире и Республике Беларусь. Пути совершенствования финансового планирования ……………………………………..24
3.1 Состояние финансового планирования в современном мире и Республике Беларусь...24
3.2 Пути совершенствования финансового планирования ………………………………….27
Заключение ……………………………………………………………………………………..30
Список использованных источников …………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 80.91 Кб (Скачать файл)

 Другое дело индикативный (рекомендательный) план, который имеет  вероятностный характер и более  зависит от обстоятельств жизни,  чем от действий отдельных  лиц. Поэтому возможности индикативного  планирования используются как  на уровне фирмы, так и на  уровне государства.

 Возрастание роли индикативного  плана в масштабах страны продиктовано  усложнением экономических отношений,  объективными потребностями увеличившихся  масштабов экономики, когда нужны  координирующие действия центра. Достигнутый в мире уровень научно-технического прогресса требует высокой степени координации экономических мер предприятий, отраслей и стран. Усиление концентрации капитала в условиях конкуренции стимулирует массовое внедрение технологических новшеств, создавая тем самым предпосылки для применения более качественных методов обоснования совместных действий, увязанных по времени, целям и ресурсам. Индикативный план государства в отличие от директивного плана не оказывают влияния на движущие силы рынка – свободу действий, собственность и конкуренцию. Поэтому они могут рассматриваться как средство достижения динамичности экономической жизни. Поэтому вот уже несколько десятилетий индикативное планирование на уровне государства успешно используются многими странами.

 Мировая система хозяйствования  в настоящее время активно  использует возможности планирования. При разработке планов применяются: 

а) макропланирование;

б) мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от "мегокорпораций", к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы;

в) территориальное планирование, т.е. бюджетные планы и программы  региональных и местных властей;

г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира.

 Зарубежная практика  активно использует советский  опыт планирования. Но современные  планы государств носят недирективный характер. Обращение к планированию во многом связано с тем, что в экономически развитых странах мира (как, например, в США после «Великой депрессии» 30-х гг.) исчезла вера в совершенство и саморегулируемость рыночных механизмов, среди специалистов стала преобладать точка зрения о наличии у рынка неустранимых дефектов («провалов»), делающих экономическое равновесие труднодостижимым. Считается, что именно определенной достройкой регулирующих институтов рынка можно поправить положение. Организация институтов и соответствующая политика государства могут сократить время достижения целей социально-экономического развития страны. Поэтому в настоящее время многие государства активно используют планирование, а также прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактацию (государственные закупки на контрактной основе).

 Лидером среди стран,  уже имеющих большой опыт планирования  и программирования на уровне  государства, является Япония. Первый  общегосударственный план в ней  был разработан в 1956 г. С  тех пор в Японии постоянно  разрабатываются общенациональные  планы. Каждый из них имеет  основную концепцию, т.е. главную  идею или систему целей. Так,  основной концепцией первого  плана комплексного развития  территорий страны было создание  «полюсов роста» в районах,  удаленных от главных промышленных  агломераций. В третьем комплексном  плане страны основной концепцией  было «интегрирование расселения».  Четвертый комплексный план, рассчитанный  до конца ХХ в., отражал общие  цели развития во всех областях  жизни.

 Во Франции в 10-м  индикативном плане страны были  установлены следующие шесть  главных направлений развития: - укрепление национальной валюты  и обеспечение занятости населения;- образование; - научные исследования; социальная защита населения;  обустройство территорий; обновление  государственных служб. Каждое  направление (цель) получило статус  государственной программы и  обеспечивалось системой финансирования.

 В государственном  секторе Китая в настоящее  время сохранено директивное  планирование, но его жесткость  существенно ослаблена. В негосударственном  секторе применяются планирование  и рыночные регуляторы. Гибкое  сочетание плана и рынка обеспечило  в Китае феноменальные экономические  результаты и существенное улучшение  всех показателей развития.

 В Южной Корее сегодня  особое внимание в государственных  планах уделяется поддержке крупных  финансово-промышленных групп, что  способствует их превращению  в транснациональные корпорации ("Хендэ", "Самсунг", "Деу" и др.).

 В ЕС составляются  кратко- и среднесрочные программы  хозяйственного развития региона,  на основе которых готовятся  рекомендации для национальных  экономик.[7.c.91]

 Страны мира в основном  применяют индикативное, т.е. рекомендательное, планирование. За прошедшие три  пятилетия в развитии индикативного  планирования отмечено три этапа.  На первом этапе планирование  носило конъюнктурный, на втором  – структурный и на третьем  – стратегический характер.

 В настоящее время  экономически развитые страны  имеют соответствующие службы, занимающиеся  вопросами планирования на уровне  государства. Во Франции –  это Генеральный комиссариат  по планированию, в Канаде –  Экономический совет, в Японии  – Экономический совет, в Нидерландах  – Центральное плановое бюро.

 По мере интернационализации  рынков различных стран увеличивается  опасность паралича кредитно-финансовой  системы, в том числе за счет  скоординированных действий крупных  спекулянтов. Чтобы противостоять  этому, применяются различные  меры предупреждения, в том числе  путем проведения активной политики  в области экономической жизни  общества. В перспективе развитие  планирования по мнению специалистов, будет характеризоваться, во-первых, усилением роли планирования после периода либерализации экономик капиталистических стран; во-вторых, технологической и институциональной модернизацией экономики стран, которая должна начаться после кризиса.

 Планы широко используются  также на уровне предприятия.  Многие фирмы, и не только  крупного бизнеса, регулярно выполняют  экономические расчеты на будущее.  Развитие экономических отношений  и рост экономического потенциала  стран усиливают роль внутрифирменного  планирования.

Корпоративная и государственная  собственность определяют необходимость  единой статистической отчетности в  мире, планирования с учетом выплаты  дивидендов и минимального уровня эффективности.

 В настоящее время  планирование опирается на развитый  математико-статистический инструментарий и насчитывают сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчетов. Широко применяются методы оптимального программирования и исследования операций.

 В сложном положении  находится теория и практика  планирования в нашей стране. Накопленный в прошлом опыт  оказался неприемлемым в новых  экономических условиях. При решении  рыночных задач потребуется время  для его обновления. И если  принципы планирования в корне  не меняются, то методический  потенциал меняется существенно. 

Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета  в условиях трансформационной экономики  в Республики Беларусь требует реформирования бюджета и бюджетного процесса в  соответствии с задачами современной  бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.

 

3.2  Пути совершенствования финансового планирования в Республике Беларусь

Экономику нашей страны можно  охарактеризовать как переходную. Такие  экономики, как правило, характеризуются  общей нестабильностью макроэкономических показателей и ситуации в стране в целом, высокими уровнями инфляции, необходимостью реформирования устаревших систем и разработки новой модели экономики и ее элементов (финансы, налоги и другие). В условиях такой  экономики планирование вообще и  финансовое планирование в частности  затруднено и имеет ряд особенностей:

необходимость проведения реформирования экономики, что затрудняет планирование как на макро-, так и на микроуровнях;

затрудненность проведения долгосрочного планирования в связи  со сложностями прогнозирования  макроэкономической ситуации;

необходимость учета инфляции при планировании.

В рамках децентрализованного  планирования необходимо решить следующие  проблемы:

необходимость учета инфляции при планировании, что большинство  предприятий страны не делают;

необходимость внедрения  новых методологий планирования, например, многовариантных расчетов, использование компьютерной техники. На сегодняшний день использование  многовариантных расчетов для предприятий  Беларуси большая редкость, то же самое  касается и различных программных  продуктов, хотя интерес к последним увеличивается;

необходимость внедрения  новых форм планирования – например, стратегических планов, бизнес-планов. В силу необходимости предоставления бизнес-планов при получении кредита, финансирования из госбюджета, при  приватизации, а также введения бизнес-плана  как обязательного элемента финансовой документации на предприятии с 2005 года их стало разрабатываться гораздо  больше, чего нельзя сказать о стратегическом планировании. Проблема бизнес-планов в том, что они  по-прежнему разрабатываются для внешних нужд, как это делалось в СССР, а не для внутреннего использования;

формальность проведения финансового планирования, которое  сводится к расчету трех показателей  – выручки от реализации продукции, ее себестоимости и прибыли [3, с. 9];

несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимосвязи между различными планами.

В рамках централизованного  планирования необходимо решить следующие  проблемы:

необходимость разработки реальной, объективной и эффективной модели финансового планирования, в которой  будут учтены основные факторы, влияющие на экономику вообще и финансовую сферу в частности в республике;

несбалансированность планов и прогнозов и отсутствие взаимосвязи  между различными планами. Наиболее слабым местом разрабатываемых в  настоящее время прогнозов является нарушение первоначально предусмотренных  в них условиях (особенно по денежной массе), что ведет к невыполнению отдельных параметров;

изначально заложенная в  прогнозе несбалансированность в части  ресурсного обеспечения, нереальность отдельных параметров, их однобокая  ориентация на темповые параметры роста  производства в реальном секторе  экономики, ошибочно выбранные государственные  приоритеты, реализовать которые  без нарушения макроэкономического  равновесия представляется невозможным [7, с. 8].

Выше были выделены проблемы централизованного и децентрализованного  финансового планирования. Тем не менее, макро- и микроуровни финансового планирования взаимосвязаны, а поэтому их развитие должно происходить параллельно друг другу и сбалансированно. Для дальнейшего развития  и совершенствования финансового планирования необходимо:

расширение прав предприятий (в частности – приватизация);

сокращение административных методов управления экономикой;

усиление экономической  свободы предприятий;

усиление хозяйственных  связей с иностранными предприятиями;

снижение налоговой нагрузки;

заимствование опыта развитых стран;

улучшение макроэкономической ситуации.

По итогам кризиса, для  децентрализованного финансового  планирования можно выделить такие  направления совершенствования  финансового планирования, как изменения  в управлении выручкой от реализации. Необходимо пересмотреть круг задач, решаемых при анализе условий обеспечения  объемов продаж, а также акцентирование внимания на предвидении изменения  себестоимости и прибыли, объемов  продаж, обоснование возможности  сохранения достигнутых результатов  финансовой деятельности.

Для централизованного финансового  планирования актуальным еще несколько  лет назад было усиление концентрации средств на важнейших направлениях экономического развития и необходимость  создания резервных фондов. Так, целевые  программы в общем объеме республиканского бюджета 2008 года составляли только 11% от республиканского бюджета, тогда как  в развитых странах большая часть  расходов бюджета происходит по целевым  счетам. На капитальные вложения в 2008 году направлялось только 2% от республиканского бюджета, резервный фонд Президента составлял только 1% от общего объема республиканского бюджета. Низким уровнем  резервирования средств характеризовались  и местные бюджеты. На инновационную, научную и научно-техническую  деятельность направлялось только 1% от республиканского бюджета. Нецелевым  способом финансировалось около 85% расходов республиканского бюджета [11]. В 2013 году по плану расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность составят 0,65% к ВВП.

В остальном же структура  расходов бюджета претерпела значительные изменения. Так, через целевые программы  теперь финансируется около 24% расходов республиканского бюджета, если учитывать  инвестиционную целевую программу  – 28%. Увеличились расходы на капитальные  вложения.

Информация о работе Система финансового планирования