Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 22:02, курсовая работа
Для многих компаний слияния и поглощения являются неотъемлемым элементом корпоративных стратегий. Рост бизнеса за счет внутренних источников накопления порой оказывается медленным и неопределенным. Посредством слияний и поглощений компания может приобрести мощный импульс к развитию.
С другой стороны, слияния и поглощения — инструмент конкурентного соперничества за ресурсы, рынки сбыта, каналы распределения, технологии, ноу-хау. От того, насколько компания эффективно использует внешние возможности для решения своих внутренних стратегических задач, напрямую зависит ее конкурентоспособность.
Введение………………………………………………………………………………4
1. Теоретические основы слияния и поглощения…. ……………………………….5
1.1 Общая характеристика……………… ………………………………………….5
1.2 Цели и мотивы осуществления сделок слияний и поглощений, выбор объектов………………………………………………………………………………7
1.3 Классификация типов слияний и поглощений………………………………..19
1.4 Волны слияния и поглощения…………………………………………………22
2. Враждебные поглощения
Понятие, признаки и причины враждебного поглощения. Отличие враждебных поглощений от дружественных слияний…………………………………………26
3. Практические аспекты слияний и поглощений……………………………….33
3.1 Особенности слияний и поглощений в различных странах………………..33
3.2 Практика слияний и поглощений в Республике Беларусь………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..54
Молодые передовые в технологическом отношении отрасли, связанные с производством и использованием наукоемкой продукции, технологических новинок, сверхсложной техники, становятся главной сферой интересов слияний;
6) повышение качества управления. Устранение неэффективности. Слияния и поглощения компаний могут ставить своей целью достижение дифференцированной эффективности, означающей, что управление активами одной из фирм было неэффективным, а после слияния активы корпорации станут более эффективно управляемыми.
При желании всегда можно найти компании, в которых возможности снижения затрат и повышения объемов продаж и прибыли остаются не до конца использованными, компании, страдающие от недостатка таланта или мотивации руководителей, т.е. компании, имеющие неэффективный аппарат управления. Такие компании становятся естественными кандидатами на поглощение со стороны фирм, имеющих более эффективные системы управления. В некоторых случаях "более эффективное управление" может означать просто необходимость болезненного сокращения персонала или реорганизации деятельности компании.
Практика подтверждает, что объектами поглощений, как правило, оказываются компании с невысокими экономическими показателями. Исследования показывают, что в поглощенных компаниях фактические нормы доходности были относительно низкими в течение нескольких лет до их присоединения к другим фирмам.
Безусловно, слияния и поглощения не следует считать единственно возможным средством совершенствования методов управления. Конечно, если реструктуризация позволит повысить качество управления, то это само по себе достаточно веский аргумент в ее пользу. Однако порой можно переоценить свои возможности управлять более сложной организацией и иметь дело с незнакомыми технологиями и рынками. Тем не менее, в некоторых ситуациях именно эти процедуры представляют собой наиболее простой и рациональный способ повышения качества управления. Ведь менеджеры, конечно же, не станут принимать решения об увольнении или понижении в должности самих себя за неэффективное управление, а акционеры крупных корпораций не всегда имеют возможность непосредственно влиять на решение вопросов о том, кто и как именно будет управлять корпорацией;
7) налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высоко прибыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.
У компании может иметься потенциальная возможность экономить на налоговых платежах в бюджет благодаря налоговым льготам, но уровень ее прибылей недостаточен, чтобы реально воспользоваться этим преимуществом.
Иногда после банкротства и соответствующей реорганизации компания может воспользоваться правом переноса понесенных ею убытков на облагаемую налогом прибыль будущих периодов. Правда, слияния, предпринятые исключительно ради этих целей, Налоговая служба США, например, расценивает как сомнительные, и применительно к ним принцип переноса убытков может быть отменен;
8) диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).
Мотивом для слияния может стать появление у компании временно свободных ресурсов. Допустим, она действует в отрасли, находящейся в стадии зрелости. Компания создает крупные потоки денежных средств, но располагает незначительным выбором привлекательных инвестиционных возможностей. Поэтому часто подобные компании используют образовавшиеся излишки денежных средств для проведения слияний. В противном случае они сами могут стать объектом поглощения другими фирмами, которые найдут применение избыточным денежным средствам.
Этот мотив связан с надеждами на изменение структуры рынков или отраслей, с ориентацией на доступ к новым важным ресурсам и технологиям;
Иногда причиной слияния компаний является самоуверенность руководителей, считающих, что предполагаемая сделка совершенна. Они проникаются азартом охоты, на которой добыча должна быть настигнута любой ценой. В итоге такие покупатели очень дорого платят за свои приобретения;
Для последующего анализа эффективности слияний и поглощений целесообразно выделить типы инвесторов, которые изначально ставят перед собой разные цели (таблица 2.).
слияние поглощение финансы стоимость
Таблица 2.- Цели и мотивы инвесторов
Цели |
Мотивы |
Объекты |
Участники |
Примеры |
Приобретение активов в спекулятивных интересах |
Быстрая перепродажа более крупному финансовому или статегическому инвестору |
Недооценённый актив; неэффективная запутанная структура собственности; обремененное долгами или проходящее процедуру банкротства; находящееся в сфере интересов крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) |
Мелкие фонды, инвестиционные компании, специализированные подразделения, созданные для этих целей российскими ФПГ. («Альфа-Эко», «Ринако», «Тройка Диалог», «Атон», Millhouse Capital |
«Адамант»: приобретение и перепродажа медийных активов фонду Warburg Pincus; «Базовый элемент» - Millhouse Capital - «Нафта- Москважпоку прка и перепродажа СК «Россия» ИК «Атон» |
Недружествен ные поглощения, использование корпоративног о шантажа и конфликтных ситуаций |
Дешевый способ получения контроля над интересующими активами; получение дохода от корпоративного шантажа; перепродажа стратегическому инвестору; увеличение влияния миноритарных акционеров; получение операционного контроля |
Компании с запутанной структурой собственности; обремененные долгами или проходящие процедуру банкротства |
ФПГ, крупные компании, инвестиционные банки, специализированные компании |
«Базовый Элемент» - «Илим Палл Энтер-прайз» |
Выделяют два типа инвесторов:
1) финансовые инвесторы (таблица 3.);
Таблица 3. - Цели и мотивы финансовых инвесторов
Цели |
Мотивы |
Объекты |
Участники |
Примеры |
Портфельные инвестиции ДЛЯ диверсификаци и инвестиционн ых рисков |
Приобретенеие небольшой доли в компаниях для получения дивидендов или дохода от повышения ее стоимости |
Крупные высокорентабель ные компании; публичные компании; торгующие на фондовом рынке; отраслевые монополисты; компании с очевидным потенциалом роста и повышения стоимости |
Крупные инвестиционные фонды, портфельные инвесторы, инвестиционные компании и банки, частные инвесторы («Спутник», Russia Partners, Delta Capital, ЕБРР, Millhouse Capital, АФК «Система» |
Hermitage Asset Management - кондитерская фабрика «Волжанка» |
Участие собственным капиталом в долгосрочных инвестиционн ых проектах |
Merchant Banking; размещение капитала в непрофильные проекты; формирование отраслевых холдингов; повышение капитализации; продажа стратегическому инвестору |
Средние или крупные компании, ощутимая доля рынка, конкурентные преимущества; сырьевая, технологическая или сбытовая связь с крупнейшими отраслевыми игроками; низкая эффективность4 потенциал роста; ясная стратегия выхода |
Крупные инвестиционные фонды и компании, ФПГ (ЕБРР, Sun Capital, TPG Aurora, Millhouse Capital, АФК «Система», «Интеррос», Группа МДМ, РУСАЛ, «Атон», «Тройка Диалог» |
«Тройка Диалог» - «Росгосстрах »; «Альфа- Эко» 9Альфа производится и газетной бумаги; «Атон» - «Осколцемен т» (продан «Интеко»); фонд Capital International - «Браво Интернешнл» (продан Heineken NV) |
2) стратегические инвесторы (таблица 4.).
Таблица 4. - Цели и мотивы стратегических инвесторов
Цели |
Мотивы |
Объекты |
Участники |
Примеры |
Поглощение стратегически важных активов, дополняющих основной бизнес компаний |
Укрупнение холдинговых структур; усиление позиций основного бизнеса; оптимизация бизнес-процессов |
Ключевые компании отрасли; конкурентные преимущества; сырьевая, сбытовая или технологическая синергия с другими предприятиями холдинговой структуры |
ФПГ, крупнейшие отраслевые игроки («Интеррос», РУСАЛ, «Евразхолдинг», УГМК, «Северсталь», ЛУКОЙЛ, «Газпром», ТНК- ВР, «Роснефть», «Сибнефть», «Итера», «Альфа-Групп», Группа МДМ, «Штерн-Цемент», Lafarge, «Интеко», WBD, Nestle, Sun Interbrew, Heineken, и т.д. |
ВР-ТНК; ЮКОС-Сибнефть; «Интеко» -«Осколцемент »; «Эфес-Москва» -Пивовареный завод «Амстар» |
Приобретение для развития непрофильных направлений бизнеса |
Перераспределе ние прибыли от основного бизнеса; выход на новые отраслевые рынки |
Крупные и средние производства; значительная доля рынка; низкая конкуренция в отрасли; операционные синергии при объединении в холдинги |
ФПГ, крупнейшие отраслевые игроки |
«Континенталь Менеджмент» 9РУСАЛ) - Кондровская бумажная компания; АПК «Агрос» («Интеррос») - перербургская и московская макаронные фабрики; Группа «Планета» ( Millhouse Capital) - птицефабрики |