Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:38, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение и оценка вступающего в скором времени Федерального закона № 44 (ФЗ-44) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", как основы правового регулирования закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
В качестве задач данной работы можно выделить следующие пункты:
- рассмотрение действующей системы регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации, в том числе нормативно-правовое регулирование закупок для государственных (муниципальных) нужд, осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями различных типов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" как основа правового регулирования государственных закупок, Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), ее преимущества и недостатки.
Такой регламент появился тремя годами позднее в виде Указа Президента РФ от 08.04.1997 № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", утвердивший Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Согласно нововведенным нормативно-правовым актам, основным способом размещения заказа должен был стать открытый конкурс, но не единственным. В определенных Указом случаях заказчики могли проводить:
Данный Указ стал практически основоположником развития сферы государственных закупок в Российской Федерации.
Позднее, в дополнение к Указу нормативно-правовая база насыщалась различными правовыми актами, такими как Постановление Правительства РФ от 26.09.97 № 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)», Постановление Правительства РФ от 03.09.98 № 1022 «О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд», а также Письмо Минэкономики РФ от 08.04.99 № С-353/2-301 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем запроса котировок и из единственного источника» (вместе с «Рекомендациями по вопросам размещения заказов поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд простыми способами закупок»)».
В данных правовых актах был отображен регламент процесса размещения заказа, в том числе рекомендации по ведению закупочной деятельности, что являлось для заказчиков инструкцией, которой им так не хватало в начале 90-х годов.
Следующим этапом в развитии сферы размещения государственного заказа в Российской Федерации явилось принятие Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (далее – ФЗ № 97).
Исходя из норм ФЗ № 97, с принятием данного закона происходит четкое регламентирование размещения заказа путем проведения конкурса, однако, о других способах размещения заказа, таких как запрос котировок и размещение заказов у единственного источника, не говорится ни слова. Тем не менее, запрос котировок, а также размещение заказов у единственного источника продолжали регулироваться Указом Президента РФ от 08.04.1997 № 305.
Таким образом, результатом принятия ФЗ № 97 явилось жесткое нормативное регулирование торгов путем проведения различных типов конкурсов, произведено значительное сужение сферы применения конкурсного размещения заказа.
Таким образом, опираясь на Комментарии к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" А.В. Толкушкина можно сделать вывод: «до 1 января 2006 года законодательство РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не имело единства» .5
Согласно вышеуказанным
- порядок проведения закупок
для федеральных
- конкурсные способы закупок продукции для федеральных государственных нужд регулировались Федеральным законом от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;
- внеконкурсные способы закупок
продукции для федеральных
- оборонный заказ - Федеральный закон от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе».6
Федеральный закон № 94-ФЗ – новый этап в регулировании размещения заказа.
Рассмотрев историю развития государственного заказа в Российской Федерации, можно перейти к изучению действующей модели государственного заказа, которая регулируется Федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступившим в законную силу 01.01.2006 и действующим в настоящее время.
В данном подразделе предлагается рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую сферу размещения государственного заказа.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими государственные закупки, выступают:
Конституция Российской Федерации;
Бюджетный кодекс РФ;
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Постановление Правительства РФ от 14.06.2012 N 591 "Об утверждении Правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме";
Постановление Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2012 г. N 662 "О сроке
размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц информации на
официальном сайте в информационно-
Постановление от 10 сентября 2012 г. №908 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке";
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932 "Об утверждении Плана формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана"
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Положения Гражданского Кодекса, касающиеся государственных закупок:
«Часть вторая. Глава 30. Купля-продажа § 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд»
«Часть вторая. Глава 30. Купля-продажа § 5. Контрактация»
«Часть вторая. Глава 37. Подряд»
«Часть четвертая. Глава 70. Авторское право. Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту»
«Часть четвертая. Глава 72. Патентное право. § 4. Изобретение, полезная модель и промышленный образец, созданные в связи с выполнением служебного задания или при выполнении работ по договору»
Итак, перейдем к рассмотрению основных аспектов базового правового акта, регулирующего сферу размещения государственного заказа - Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – ФЗ № 94), как уже неоднократно отмечалось, является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим сферу размещения государственного заказа в Российской Федерации.
Данный закон явился результатом накопленного российского и международного опыта в сфере государственных закупок. С принятием ФЗ № 94 законодательный неупорядоченный разброс в сфере размещения государственного заказа удалось свести в единый нормативно-правовой акт, который привнес в российскую систему государственных закупок четкую регламентированную модель размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 94 данный Федеральный закон регулирует «отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов»7.
Основополагающей целью введения данного закона являлось развитие конкурентной среды в Российской Федерации, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а также снижение бюджетных расходов государственных (муниципальных) заказчиков для обеспечения своей деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ № 94 «государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения»8.
Причем, согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ № 94 закупки для государственного заказчика может проводить уполномоченный орган на подобную деятельность орган. Однако сфера его деятельности не распространяется на этап заключения контракта. Государственный (муниципальный) контракт подписывается непосредственно самим заказчиком.
В качестве примера такого уполномоченного органа можно привести Департамент здравоохранения города Москвы, который является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к получателям бюджетных средств – подведомственным учреждениям, при этом заказчиками могут являться подведомственные учреждения - различные поликлиники, например государственные бюджетные учреждения - детские городские поликлиники.
Кроме того в соответствии со ст. 6 ФЗ № 94, заказчики вправе привлекать специализированные организации для помощи в проведении процедуры размещения государственного (муниципального) заказа. В обязанности такой организации включаются:
- разработка конкурсной
- опубликование и размещение
извещения о проведении
- направление приглашений принят
- иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов.9
Вместе с тем на специализированную организацию могут быть возложены только технические функции. Создание комиссии по размещению заказа, определение начальной цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком или уполномоченным органом.