Создание контрактной системы в Российской Федерации как основы правового регулирования закупок товаров, работ и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:38, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение и оценка вступающего в скором времени Федерального закона № 44 (ФЗ-44) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", как основы правового регулирования закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
В качестве задач данной работы можно выделить следующие пункты:
- рассмотрение действующей системы регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации, в том числе нормативно-правовое регулирование закупок для государственных (муниципальных) нужд, осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями различных типов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" как основа правового регулирования государственных закупок, Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), ее преимущества и недостатки.

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная работа.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

Участниками размещения заказа являются физические и юридические лица, претендующие на заключение государственного (муниципального) контракта с заказчиком.

Законом ФЗ № 94 установлены единые требования к участникам размещения заказов.

В соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ «к участникам размещения заказа предъявляются следующие обязательные требования:

1) соответствие участников размещения  заказа требованиям, предъявляемым  законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом торгов. Данная норма предусматривает соответствие именно требованиям, установленным законодательством. При этом, установление каких-либо ограничений к участию в торгах не допускается;

2) непроведение ликвидации участника  размещения заказа - юридического  лица или непроведение в отношении  участника размещения заказа - юридического  лица, индивидуального предпринимателя  процедуры банкротства;

3) неприостановление деятельности  участника размещения заказа  в порядке, предусмотренном Кодексом  Российской Федерации об административных  правонарушениях, на день рассмотрения  заявки на участие в конкурсе  или заявки на участие в  аукционе;

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период».10

Немаловажно отметить, что участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию, если он обжалует наличие вышеуказанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и если решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Заказчикам предоставлено право установить также такие единые требования к участникам размещения заказа, как обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного или муниципального контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие в предусмотренном ФЗ № 94 реестре недобросовестных поставщиков сведений о участниках размещения заказа.

Помимо вышеизложенных ограничений, к участникам торгов не могут предъявляться иные требования.

Исключением из данного правила является возможность установления дополнительных требований к участникам Правительством Российской Федерации при размещении заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства. Такие требования могут касаться только наличия производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом заказа.

Проверка соответствия участников торгов требованиям, указанным заказчиком, осуществляется уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией самостоятельно. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 12 ФЗ № 94 заказчику и уполномоченному органу предоставлено право запрашивать у соответствующих органов и организаций сведения, дающие возможность определить соответствие участника торгов предъявляемым законом требованиям. Вышеуказанные органы и организации обязаны предоставить ответ в течение 10 дней. Если выяснятся несоответствие участника торгов требованиям или факт предоставления им недостоверной информации, такой участник может быть на любом этапе отстранен от проведения торгов.

Таким образом, предусмотренный ФЗ № 94 регламент размещения  заказа должен сделать торги доступными для широкого круга лиц, как физических, так и юридических, снизить вероятность злоупотреблений и дать возможность конкурентной среде развиваться.

Стоит отметить, что государственный контракт заключается с участником размещения заказа, соответствующим требованиям, установленным заказчиком в пределах законодательства Российской Федерации, а также предложившим лучшие условия контракта при проведении торгов.

В ст. 10 ФЗ № 94 установлен исчерпывающий перечень способов размещения заказа.

Так, в соответствий с вышеуказанной нормой  размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в  форме конкурса, аукциона, в том  числе аукциона в электронной  форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).11

Причем, каждый из способов размещения заказа четко регламентирован в отдельных главах ФЗ № 94.

Информация о способе размещения заказа публикуется в извещении о конкурсе или аукционе и в соответствующей документации. При этом, заявка на участие в конкурсе или аукционе подается в отношении определенного лота, и в отношении каждого из них заключается отдельный контракт.

Выбор способа размещения заказа устанавливается положениями ФЗ № 94. Так, для заказчиков, нуждающихся в товарах, работах и услугах, для которых есть функционирующий рынок, и сравнивать которые можно лишь по цене, предусмотрено размещение заказа с помощью открытого аукциона в электронной форме. Перечень подобных товаров, работ и услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Проведение аукциона также необходимо при размещении заказа на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, включая временные постройки.

Однако заказ на строительство и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и искусственных дорожных сооружений в составе дорог федерального, регионального, межмуниципального, местного значения размещается путем открытого аукциона в электронной форме либо с помощью конкурса. В данном случае существуют альтернативные варианты на выбор заказчиком.

Размещение заказов на поставки пищевых продуктов в образовательные и медицинские учреждения по решению заказчика проводятся в форме конкурса или открытого аукциона в электронной форме

Важно отметить, что, согласно ч. 4.3 ст. 10 ФЗ № 94, размещение заказа способом, противоречащим ФЗ № 94 является основанием для признания таких торгов недействительными. Данное решение может принять суд, арбитражный суд по иску заинтересованного лица либо органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Также законодательством о закупках, а именно ч. 6 ст.10 ФЗ № 94  предусмотрена возможность двум и более заказчикам (уполномоченным органам) проведения совместных торгов, если имеются потребности в поставках одноименных товаров или оказании одноименных услуг.

«Одноименными считаются товары, работы и услуги, которые относятся к одной группе в соответствии с номенклатурой, установленной для нужд заказчиков. Данная номенклатура определена федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Права и обязанности заказчиков совместных торгов, а также исполнение контрактов, заключенных с победителем (победителями), устанавливаются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФЗ № 94 и иными федеральными законами12. Порядок взаимодействия заказчиков может определять Правительство Российской Федерации. Причем, решение о проведении совместных торгов для нужд обороны и безопасности Российской Федерации принимает только Правительство Российской Федерации. По итогам проведенных совместных торгов каждый из заказчиков заключает государственный контракт с победителем.

 Еще одной важной чертой  ФЗ № 94, направленной на расширение конкурентоспособности рынка, является установление для государственных (муниципальным) заказчиков требования к размещению заказов путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов от общего годового объема закупок у конкретного заказчика,

Необходимо отметить,  что в целях повышения транспарентности  сферы государственных (муниципальных) закупок вся информация о размещении заказа (кроме закрытой информации, составляющей государственную тайну) публикуется на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, благодаря чему каждый желающий имеет возможность проследить осуществление размещения того или иного государственного заказа.

Таким образом, рассмотрев основные общие положения ФЗ № 94, можно перейти непосредственно к изучению норм, регулирующих различные способы размещения заказа, согласно их порядковому перечислению в содержании вышеуказанного закона.

Итак, начнем с рассмотрения размещения заказа путем проведения конкурса.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ № 94 конкурс делится на два типа – открытый конкурс и закрытый. Причем, закрытый конкурс может проводиться в исключительных случаях, указанных в вышеуказанной статье. Такими условиями являются:

- сведения о предмете государственного контракта составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте контракта,

- предметом контракта являются  услуги по страхованию, транспортировке  и охране ценностей Государственного  фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.13

Необходимо отметить, что в отличие от изданных ранее законов, регулирующих сферу государственного заказа, предполагавших обращение внимания заказчика как раз на репутацию и квалификационные возможности поставщиков, ч. 2.1 ст. 22 ФЗ № 94 устанавливает заказчикам требование о запрете включения в конкурсную документацию «требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта».14

Сама процедура размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса включает в себя следующие основные этапы:

    • определение предмета закупки и формирование заказа;
    • принятие заказчиком решения о способе размещения заказа;
    • принятие заказчиком решения о проведении конкурса;
    • подготовка, согласование и утверждение заказчиком технического задания, проекта государственного контракта и конкурсной документации;
    • подготовка, публикация и размещение на сайте извещения о проведении конкурса с одновременным размещением на сайте конкурсной документации;
    • при необходимости, размещение на сайте изменений, внесенных заказчиком в конкурсную документацию;
    • предоставление конкурсной документации участникам размещения заказа в твердой копии на бумажном носителе;
    • разъяснение положений конкурсной документации по запросам участников размещения заказа и размещение разъяснений на сайте;
    • подача участниками размещения заказа заявок на участие в конкурсе, регистрация поданных заявок;
    • заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытию доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, оформление и размещение на сайте протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
    • заседание конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе; принятие решения о допуске участников размещения заказа к участию в конкурсе; составление и размещение на сайте протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, направление уведомлений участникам размещения заказа, признанным участниками конкурса, и участникам размещения заказа, не допущенным к участию в конкурсе;
    • заседание конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе, оформление и размещение на сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, направление победителю конкурса одного экземпляра протокола и проекта контракта;
    • заключение государственного контракта по результатам проведения конкурса.

Стоит сказать, что основным критерием, по которым конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки на участие в конкурсе, является цена. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

1) «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товар, в том числе качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии  качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий  качества товара, работ, услуг.»15

При этом значимость критериев не может составлять более двадцати процентов, за исключением случаев, когда предметом проведения конкурса является поставка питания в детские и подростковые образовательные учреждения (значимость перечисленных критериев может быть не более тридцати процентов), а также конкурса на выполнение «научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также на разработку документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, на выполнение аварийно-спасательных работ, проведение реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, при условии включения работ по реконструкции и ремонту в один предмет контракта (один лот) с реставрацией таких объектов, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских услуг, образовательных услуг (обучение, воспитание), юридических услуг, услуг по проведению экспертизы, услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования этого сайта, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа значимость критериев не может составлять более сорока пяти процентов».16

Процедура закрытого конкурса регламентирована ст. 30 ФЗ № 94 следующим образом:

    • Закрытый конкурс проводится по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов в срок десять рабочих дней с момента фиксирования получения данным органом обращения о согласовании.
    • Извещение о проведении закрытого конкурса, конкурсная документация, изменения и разъяснения конкурсной документации, а также протоколы, составленные в ходе проведения процедуры закупок не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети Интернет. Заказчик не позднее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 94-ФЗ, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом конкурса.
    • При проведении закрытого конкурса не допускается электронный документооборот.
    • При проведении закрытого конкурса на заседании конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками участников не допускается осуществлять аудио- и видеозапись.17

Информация о работе Создание контрактной системы в Российской Федерации как основы правового регулирования закупок товаров, работ и услуг