Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа
Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
Цель курсовой работы изучить реформы в бюджетной системе РФ и перспективы развития.
Введение 4
1. Бюджетная система РФ основное звено системы финансов 6
1.1. Сущность и роль бюджета в социально-экономическом развитии общества. 6
1.2. Бюджетная система и принципы ее построения. 12
2. Бюджетная система. 15
2.1. Структура бюджетной системы. 15
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета 18
3. Система межбюджетных отношений. 28
3.1. Сущность межбюджетных отношений. 28
3.2. Проблемы бюджетного федерализма РФ и пути их решения. 32
3.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2010 годах. 35
4. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. 41
4.1. Местные бюджеты. 41
4.3. Бюджетный процесс в Республике Татарстан на современном этапе. 49
5. Перспективы развития РФ. 54
5.1. Бюджет РФ на 2009-2011гг.. Стратегическое планирование до 2023 года. 54
5.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. 60
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение 69
Таблица 6. Динамика поступлений доходов в Федеральный бюджет РФ на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов. (млрд. рублей)
Доходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
Отклонение |
2010г | ||||
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% |
По сумме, млрд. руб. |
По удельному весу,% |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес,% | |
Нефтегазовые доходы |
2 383,11 |
35,87% |
2 351,91 |
31,50% |
-31,20 |
-4,36% |
2 348,32 |
29,03% |
Ненефтегазовые доходы, в том числе: |
4 261,34 |
5 113,54 |
767,34 |
5 741,35 |
||||
Налог на прибыль организаций |
533,38 |
8,03% |
583,76 |
7,82% |
50,38 |
-0,21% |
636,28 |
7,87% |
Налоги и взносы на соц. нужды |
435,79 |
6,56% |
496,36 |
6,65% |
60,57 |
0,09% |
562,8 |
6,96% |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ |
1 404,05 |
21,13% |
1 914,47 |
25,64% |
510,42 |
4,51% |
2 206,46 |
27,28% |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
888,97 |
13,38% |
1 029,76 |
13,79% |
140,79 |
0,41% |
1 182,54 |
14,62% |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
36,57 |
0,55% |
39,50 |
0,53% |
2,93 |
-0,02% |
37,31 |
0,46% |
Государственная пошлина |
32,24 |
0,49% |
34,49 |
0,46% |
2,25 |
-0,02% |
36,56 |
0,45% |
Неналоговые доходы |
291,61 |
4,39% |
297,00 |
3,98% |
5,39 |
-0,41% |
301,73 |
3,73% |
Прочие доходы |
638,73 |
9,61% |
718,20 |
9,62% |
79,47 |
0,01% |
777,67 |
9,61% |
Всего доходов |
6 644,45 |
100,00% |
7 465,45 |
100,00% |
821,00 |
0,00% |
8 089,67 |
100,00% |
Приложение 3
Схема 1. Бюджетное регулирование между уровнями бюджетной системы РФ
Схема 2.
Таблица 1. Налоговые доходы местных бюджетов (млрд. руб.).
Виды доходов |
Городские округа |
Муниципальные районы |
Поселения |
Всего | ||||||||
|
План |
Факт |
% исполнения |
План |
Факт |
% исполнения |
План |
Факт |
% исполнения |
План |
Факт |
% исполнения |
Налоговые доходы, всего |
338,0 |
373,4 |
110,5 |
151,7 |
174,5 |
115,0 |
27,3 |
31,6 |
115,4 |
517,0 |
579,5 |
112,1 |
из них: НДФЛ |
219,5 |
243,3 |
110,8 |
109,5 |
126,6 |
115,6 |
15,9 |
18,8 |
117,6 |
344,9 |
388,7 |
112,7 |
Налог на имущество физических лиц |
3,5 |
4,4 |
125,7 |
0,7 |
0,8 |
114,3 |
1,3 |
1,6 |
123,1 |
5,5 |
6,8 |
123,6 |
Земельный налог |
41,1 |
45,0 |
109,5 |
7,7 |
8,7 |
112,9 |
9,4 |
10,2 |
108,5 |
58,2 |
63,9 |
109,8 |
Таблица 2. Доходы от налогов на результаты деятельности и стоимости имущества предприятий и организаций, расположенных на территории муниципальных образований (млрд. руб.).
Налоги и сборы |
Количество субъектов РФ | ||
| 2006 |
2007 | |
| единые |
дополнительные | |
Налог на имущество организаций |
17 |
15 |
11 |
Налог на прибыль организаций |
19 |
13 |
7 |
Единый сельскохозяйственный налог |
19 |
17 |
- |
Транспортный налог |
9 |
13 |
5 |
НДОПИ |
17 |
15 |
2 |
Налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
23 |
23 |
7 |
Акцизы |
12 |
11 |
1 |
Таблица 3. Доходы консолидированного бюджетов субъекта РФ (млрд. руб.).
Наименование налога |
2006 |
2007 | ||
| Бюджет субъекта, % |
Местные бюджеты, % |
Бюджет субъекта, % |
Местные бюджеты, % |
Налог на прибыль организаций |
92,7 |
7,3 |
95,9 |
4,2 |
Налог на доходы физических лиц |
57,8 |
42,2 |
57,0 |
43,0 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым в РФ |
99,6 |
0,4 |
99,7 |
0,3 |
Налоги на добычу полезных ископаемых |
99,1 |
0,9 |
98,4 |
1,6 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
82,4 |
17,6 |
81,0 |
19,0 |
Единый сельскохозяйственный налог |
22,9 |
77,1 |
22,2 |
77,8 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
- |
100,0 |
- |
100,0 |
Налог на имущество организаций |
97,6 |
2,4 |
97,2 |
2,8 |
Транспортный налог |
90,2 |
9,8 |
87,6 |
12,4 |
Налог на игорный бизнес |
90,9 |
9,1 |
90,6 |
9,4 |
Таблица 4. Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2007 г. по типам муниципальных образований (млрд. руб.).
Показатели |
Городские округа |
Муниципальные районы |
Поселения |
Всего | |||
| Сумма |
%в ненал. доходах |
Сумма |
%в ненал. доходах |
Сумма |
%в ненал. доходах |
|
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
29,2 |
17,5 |
15,1 |
25,0 |
1,2 |
9,4 |
45,5 |
| 64,2 |
33,2 |
2,6 |
100 | |||
Доходы от использования имущества, находящегося в мун. собственности |
74,3 |
44,6 |
24,4 |
40,4 |
8,8 |
69,3 |
107,5 |
| 69,1 |
22,7 |
8,2 |
100 | |||
Платежи при пользовании природными ресурсами |
3,3 |
2,0 |
3,2 |
5,1 |
0 |
0,0 |
6,5 |
| 52,4 |
47,6 |
0,0 |
100 | |||
Доход от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями |
6,4 |
3,8% |
1,1 |
1,8 |
0,3 |
2,4 |
7,8 |
| 82,0 |
14,7 |
3,3 |
100 | |||
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
39,3 |
23,6 |
8,5 |
14,2 |
0,8 |
6,3 |
48,6 |
| 80,7 |
17,6 |
1,7 |
100 | |||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8,0 |
4,8 |
4,5 |
7,4 |
0,02 |
0,2 |
12,52 |
| 64,6 |
35,3 |
0,2 |
100 | |||
Другие неналоговые доходы |
6,2 |
3,7 |
3,6 |
6,1 |
1,6 |
12,4 |
11,4 |
| 61,1 |
33,3 |
5,6 |
100 |
Таблица 5 . Исполнение расходов местных бюджетов в 2007 г. по типам муниципальных образований (млрд. руб.).
Виды расходов |
Городские округа |
Муниципальные районы |
Поселения |
Всего | |||
| Сумма |
Уд. вес в сумме по данному виду расходов, % |
Сумма |
Уд. вес в сумме по данному виду расходов, % |
Сумма |
Уд. вес в сумме по данному виду расходов, % |
|
Управление |
78,6 |
45,0 |
63,4 |
36,3 |
32,6 |
18,7 |
174,6 |
ЖКХ |
232,5 |
63,8 |
86,7 |
23,8 |
45,1 |
12,4 |
364,3 |
Образование |
327,4 |
48,6 |
336,6 |
50,0 |
9,6 |
1,4 |
673,6 |
Культура |
29,3 |
38,0 |
32,5 |
42,1 |
15,4 |
19,9 |
77,2 |
Здравоохранение и спорт |
144,1 |
56,3 |
109,1 |
42,7 |
2,6 |
1,0 |
255,8 |
Социальная политика |
79,7 |
51,3 |
72,5 |
46,7 |
3,2 |
2Д |
155,4 |
Прочие расходы |
85,6 |
36,8 |
122,1 |
52,4 |
25,2 |
10,8 |
232,9 |
Таблица 6 (млрд. руб.)Кредиторская задолженность местных бюджетов.
Наименование |
На 01.01.2007 |
На 01.01.2008 |
Изменение | |||
|
Сумма |
в% к всего КЗ |
Сумма |
в% к всего КЗ |
Сумма |
в % к КЗ на 01 .01.2007 |
Кредиторская задолженность - всего |
46,9 |
100,0 |
35,1 |
100,0 |
-11,8 |
-25,2 |
из нее: Оплата коммунальных услуг бюджетными учреждениями |
5,8 |
12,3 |
3,4 |
9,7 |
-2,4 |
-41,4 |
Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг |
1,2 |
2,6 |
0,4 |
1,2 |
-0,8 |
-66,7 |
Начисления на оплату труда |
5,3 |
11,3 |
3,9 |
11,1 |
-1,4 |
-26,4 |
Оплата труда работников бюджетной сферы |
0,02 |
0,04 |
0,08 |
0,2 |
+ 0,06 |
- |
Таблица 7 (млрд. руб.)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Валовой региональный продукт (млн. руб.) |
391 116 |
482 759 |
605 575 |
713000 |
930 000 |
Поступления, включая ЕСН и таможенные платежи (млн. руб.): |
160806 |
245 534 |
302 499 |
326 045 |
431 363 |
- темп роста к пред, периоду, % |
149 |
153 |
123 |
108 |
132 |
Поступления в федеральный бюджет |
103 848 |
181 576 |
229 486 |
233 605 |
316420 |
- темп роста к пред, периоду, % |
159 |
175 |
126 |
102 |
135 |
Собственные доходы консолидированного бюджета РТ |
56958 |
63958 |
73013 |
92440 |
114943 |
- темп роста к пред. периоду,% |
134 |
112 |
114 |
127 |
124 |
Удельный вес платежей в ВРП: |
|
|
|
|
|
- поступления в федеральный бюджет к ВРП,% |
26,5 |
37,6 |
37,9 |
32,7 |
34 |
- собственные доходы консолидированного бюджета РТ к ВРП ,% |
14,6 |
13,3 |
12,1 |
13,0 |
12,4 |
Поступления, включая ЕСН и таможенные платежи в ВРП,% |
41,1 |
50,9 |
50,0 |
45,7 |
46,4 |
Принципы бюджетной политики РТ
Основополагающими принципами бюджетной политики республики в области расходов являются:
- повышение уровня
жизни работников бюджетной
- применение нормативного механизма финансирования государственных учреждений, принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- расширение типов
учреждений, предоставляющих социальные
услуги населению, в том числе
создание автономных
- оптимизация и повышение эффективности работы бюджетных учреждений;
- отказ от принятия расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;