Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа
Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
Цель курсовой работы изучить реформы в бюджетной системе РФ и перспективы развития.
Введение 4
1. Бюджетная система РФ основное звено системы финансов 6
1.1. Сущность и роль бюджета в социально-экономическом развитии общества. 6
1.2. Бюджетная система и принципы ее построения. 12
2. Бюджетная система. 15
2.1. Структура бюджетной системы. 15
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета 18
3. Система межбюджетных отношений. 28
3.1. Сущность межбюджетных отношений. 28
3.2. Проблемы бюджетного федерализма РФ и пути их решения. 32
3.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2010 годах. 35
4. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. 41
4.1. Местные бюджеты. 41
4.3. Бюджетный процесс в Республике Татарстан на современном этапе. 49
5. Перспективы развития РФ. 54
5.1. Бюджет РФ на 2009-2011гг.. Стратегическое планирование до 2023 года. 54
5.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. 60
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение 69
В России проблемы бюджетной устойчивости обусловлены не только демографической ситуацией, то есть старением населения, но и высокой степенью зависимости экономики и бюджета от сырьевого сектора и внешней конъюнктуры на сырьевых рынках. Как уже говорилось, на поступление доходов существенно влияют и цены на углеводородное сырье. Естественно, что по мере снижения доли этого сектора в ВВП России будут и уменьшаться доходы в бюджетной системе в целом.
Главный упор в прогнозе сделан на демографические тенденции. Предполагается, что, благодаря мерам демографической и социальной политики, совершенствованию здравоохранения и пропаганде здорового образа жизни, темпы сокращения численности населения снизятся. Тем не менее, процесс старения нации будет продолжаться. В результате доля населения трудоспособного возраста снизится с 63% в 2007 г. до 53% в 2023 г. Соответственно, численность экономически активного населения сократится на 11%. В течение ближайших четырех лет ожидается снижение доли активного населения на 1 млн. человек, что, естественно, отразится на количестве занятых рабочих мест.
При названных сценарных условиях, естественно, изменятся параметры расширенного бюджета.
Доходы бюджетной системы будут снижаться с 35,7% ВВП до 31,7% в 2023 г., а федерального бюджета, соответственно - с 18,2% ВВП до 12,9%.
Это связано с
более быстрыми темпами
В рассматриваемый долгосрочный период дальнейшее развитие получит налоговая политика. Повысится эффективность налогового администрирования, будет реформирован единый социальный налог, будет понижаться налогообложение добычи нефти, осуществится переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, введен налог на недвижимость и решен целый ряд других проблем.
Будут продолжены реформы здравоохранения, образования. Соответственно, расходы на здравоохранение предполагается увеличить с 4,2% ВВП в 2010 г. до 5,4% в 2023 г., то есть за этот период расходы расширенного бюджета увеличатся на 1,2% ВВП. Возрастут и расходы на образование — с 4,1% ВВП до 4,8% ВВП в 2023 г.
В бюджетной стратегии на 15-летний период определены и другие структурные меры бюджетной политики, которые будут осуществляться, в том числе, в части повышения эффективности государственных расходов. Соответственно, это будет влиять на отдачу бюджетных средств или средств налогоплательщиков.
На протяжении 15 лет планируется, что в рамках региональной политики Правительства РФ, направленной на укрепление экономического пространства Российской Федерации, развитие регионов будет более равномерным.
Известно, какие серьезные средства планируется затратить на развитие Дальнего Востока. В разы будут увеличены расходы на создание транспортной инфраструктуры, включая автодорожную сеть, морскую, речную, авиационную составляющие. Сотни миллиардов долларов будут вложены в транспортную инфраструктуру, в том числе частным сектором.
В большей мере потребуется концентрация финансовых усилий на низкодоходных регионах, на вывод их из состояния депрессии или оторванности от основного экономического пространства. По прогнозу Минфина России, количество регионов-«доноров» (сегодня их около 20), увеличится за 15 лет в два-три раза, а количество регионов, получающих помощь от федерального бюджета, будет меньше 50%.
Планируется, что за 15 лет сложится здоровая система межбюджетных отношений, базирующаяся на высокой эффективности, самодостаточности большинства регионов. А поддержка потребуется меньшему количеству субъектов РФ, и помощь федерального бюджета сконцентрируется на этих регионах.
Следует отметить, что показатели бюджетной стратегии до 2023 г. соответствуют ключевым допущениям, которые содержатся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г., и их предстоит еще привести в соответствие с уточненным макроэкономическим прогнозом.
Но уже можно с уверенностью сказать, что, по сути, мы от трехлетнего бюджета как закона переходим к 15-летнему индикативному финансовому планированию.
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Несомненно, что доходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.
Государственное регулирование направлено на:
- единство бюджетной системы РФ;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- самостоятельность бюджетов;
- полноту отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- достоверность бюджета.
Приоритетными направлениями на трехлетний период являются:
- превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
- обеспечение исполнения расходных обязательств;
- проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
- переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
- применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;
- расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг; - повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
- определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы;
- решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации, совершенствование межбюджетных отношений.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов.
Государственная бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система субъектов Федерации, которая объединяет 88 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.
В России создана
достаточно развитая бюджетная система, основанная
на государственном устройстве, закрепленная
в Конституции РФ и другими актами с применением
принципов финансово – бюджетного федерализма.
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
1. Бюджетный кодекс
Российской Федерации.
2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ォДашков и Кーサ, 2007. — 486 с.
3. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2006.
4. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие/ А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007.
5. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие/ А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007.
6. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник – 3-е изд., - М.; Издательско –торговая корпорация «Дашков и К», 2007г. – 367-385стр.
7. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учеб. Пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2002г. – 65-88стр.
8. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2005.
9.Финансы и денежное обращение, кредит: учебник/ М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: ЮРАЙТ – ИЗДАТ, 2007. – 543 с.
10. Журнал «Финансы» №1, 2008 г., ст. 3.
11. Журнал «Финансы» №4, 2008 г., ст. 7.
12. Журнал «Финансы» №5, 2008 г., ст. 13.
13. Журнал «Финансы» №6, 2008 г., ст.
14. Журнал «Финансы» №12, 2008 г., ст. 25.
15. Журнал «Финансы» №3, 2009 г., ст. 17.
16. www. minfin.ru - сайт Министерства Финансов РФ.
17. www. minfintatar.ru – сайт Министерства финансов РТ.
18.www. budgetrf.ru– сайт «Бюджетная система Российской Федерации»
Приложение 1
Приложение 2
Рис. 2. Консолидированный бюджет Российской Федерации.
Схема 2.
Схема 3.
Схема 4.
Федеральные налоги
К их числу относятся:
- налог на добавленную стоимость;
-акцизы на отдельные
виды товаров (услуг) и отдельн
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы от капитала;
- налог на доходы с физических лиц;
- единый социальный налог (взнос);