Состав и структура государственных доходов и расходов и их закрепление за бюджетами различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Особенно в данный период, когда впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 год, станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
Цель курсовой работы изучить реформы в бюджетной системе РФ и перспективы развития.

Содержание

Введение 4
1. Бюджетная система РФ основное звено системы финансов 6
1.1. Сущность и роль бюджета в социально-экономическом развитии общества. 6
1.2. Бюджетная система и принципы ее построения. 12
2. Бюджетная система. 15
2.1. Структура бюджетной системы. 15
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета 18
3. Система межбюджетных отношений. 28
3.1. Сущность межбюджетных отношений. 28
3.2. Проблемы бюджетного федерализма РФ и пути их решения. 32
3.3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2010 годах. 35
4. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. 41
4.1. Местные бюджеты. 41
4.3. Бюджетный процесс в Республике Татарстан на современном этапе. 49
5. Перспективы развития РФ. 54
5.1. Бюджет РФ на 2009-2011гг.. Стратегическое планирование до 2023 года. 54
5.2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. 60
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение 69

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 8.48 Мб (Скачать файл)

Для управления процессом  формирования доходов государства  и финансирования его расходов сложились современные институты ( казначейства, министерства финансов и т.д.) Существующая сегодня бюджетная система России стала центральным звеном государственных финансов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; 
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система страны построена с учетом принципов, перечень которых регламентирован Бюджетным кодексом РФ. К их числу относят следующие принципы:

Принцип самостоятельности  бюджетов всех уровней закрепления  за бюджетами доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов проявляется в том, что органы законодательной и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет.

Принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ и муниципальных  образований означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней.

Принцип единства бюджетной  системы означает, что:

- в основе разработки  и исполнения бюджетов всех  уровней лежит единая система  бухгалтерского учета и отчетности;

- бюджеты всех уровней  исполняются на основе единого  измерителя (национальная денежная  единица, т.е. рубль), используется  единая методология разработки  и исполнения бюджета всех  уровней;

- используется единая  классификация доходов и расходов  бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируются по средствам.    

Возможна реализация принципа сбалансированности бюджета  по трем схемам:

- доходы равны расходам. Если нет, вносятся изменения в закон о бюджете.

- расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета, для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства, чаще всего это займы.

- расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (начиная с 2000 г. Федеральный бюджет России – профицитный). Накопленная за ряд лет сумма профицита бюджета РФ превысила в 2006 г. 2,5 трлн. руб.

Принцип общего покрытия расходов поступающими доходами означает использование «котлового» метода формирования доходов для финансирования расходов. Т.е. расходы не привязываются к каким-то определенным доходным источникам.

Принцип адресности и  целевого характера использования  бюджетных средств. Все расходы  бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы  бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.

Принцип полноты отражения  в бюджете доходов, расходов и  источников финансирования бюджетов. В новой редакции БК РФ этот принцип  дополнен принципом поведомвстенности расходов бюджетов. Получателям бюджетных средств полагаются ассигнования только от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.

Принцип достоверности  бюджета. Означает, что при определении  доходов и расходов бюджета любого уровня бюджетной системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.

Принцип эффективного и  экономического использования бюджетных  средств. Это означает, чтобы все  мобилизуемые доходы расходовались с максимальным эффектом. В новой редакции этот принцип сформулирован как принцип  результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Принцип единства кассы  означает зачисление всех кассовых поступлений  и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней  одинаковы:

- принцип единства  выражает необходимость согласования  бюджетов с единой правовой  и документарной политикой, единым  бюджетным процессом;

- принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

- принцип реальности  утверждает необходимость правдивости  всех бюджетных показателей;

- принцип самостоятельности  определяется наличием у бюджетов  всех уровней собственных источников  доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления  не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Реализация этих принципов прослеживается и в  бюджетной системе субъектов РФ.

 

 

 

 

2. Бюджетная  система.

2.1. Структура бюджетной системы.

 

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного  устройства. 
Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. 
       У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). 
Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней. В настоящее время в России принята трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). (ее структура представлена в приложении 2 на рис.1). Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона. Он действует с 1 января 2000 года и в связи с изменениями, вносимыми в бюджетный процесс, постоянно корректируется. Существенные изменения в системе муниципального управления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября  2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».                                                             

Первый уровень - федеральный  бюджет российской федерации и бюджеты государственных  внебюджетных фондов (пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная  составляющая государственных  внебюджетных  фондов образуют второй уровень бюджетной системы. На сегодняшний день это 88 бюджетов: из них 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы  и Санкт – Петербурга.

Третий уровень бюджетной  системы- бюджеты муниципальных  образований. В связи с реформированием  системы местного самоуправления в  пределах нижнего уровня выделяются два подуровня - бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), бюджеты городских и сельских поселений. Муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ. Понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджеты органов местного самоуправления» рассматриваются как синонимы.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет  муниципального образования (местный бюджет) как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

Консолидированный бюджет  в Бюджетном кодексе РФ определен  как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением  бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов (см приложение 2 рис. 2, рис. 3). Следует отметить, что консолидированный бюджет не несет правовой нагрузки, однако его параметры широко используются в процессе сводного планирования, отчетности, анализа.

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы.

Новый этап бюджетной  реформы связан с Бюджетным кодексом РФ, принятым в 1998 г. и вступившим в  силу с 1 января 2000 г. Согласно Бюджетному кодексу бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Таким образом, Бюджетный кодекс РФ расширяет бюджетную систему, причисляя к ней кроме трех звеньев бюджета еще и бюджеты государственных внебюджетных фондов, что является последовательным воплощением принципа полноты бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Доходы и расходы федерального  бюджета

 

Формирование эффективной  бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса развития государства, рыночной экономики и открытого  общества. Федеральный бюджет – центральное, стратегическое звено бюджетной системы Российской Федерации. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики имеют параметры федерального бюджета – объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность и другие показатели.

Бюджетные доходы выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизируемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации (региональные) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ (перечень налогов перечислен в приложении 2).

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  в соответствии с Кодексом и вводимые в действие законами субъектов Федерации  и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ ( см. приложение 2).

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Федерации налога на имущество  организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательных к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (см. приложение 2).

Региональные и местные  налоги и (или) сборы, не предусмотренные  Кодексом, устанавливаться не могут

Налоговая система РФ строиться на сочетании прямых и  косвенных налогов.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, налог на имущество, налог на доходы с физических лиц и др.( см. схему 3 в приложении 2)

В число косвенных  налогов включены: налог на добавленную  стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях снижения объема производства. ( см. схему 4 в приложении 2)

Неналоговые доходы – это доходы, не имеющие формы налогов: доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; безвозмездные поступления; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; доходы от рыночной продажи товаров и услуг; целевые отчисления от государственных  и муниципальных лотерей  (см. схему 1 в приложении 2).

К группе доходов в  форме безвозмездных отступлений  относятся, прежде всего, доходы, получаемые их бюджетов других уровней бюджетной  системы, то межгосударственных объединений.

Информация о работе Состав и структура государственных доходов и расходов и их закрепление за бюджетами различных уровней