Сущность и методология разработки бизнес-плана на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм и нормативов. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, цели задачи бизнес-планирования на предприятии. 4
1.1 Методика составления бизнес-плана. 4
1.2 Основные разделы бизнес-плана. 9
2. Стратегия развития предприятия с внедрением бизнес-плана. 13
2.1 Проблемы, возникающие при разработке бизнес-плана 13
3. Типовой расчет. 16
3.1 Себестоимость, ценообразование, прибыль. 16
3.2 Оценка ФЭС предприятия. 25
4. Заключение. 41
5. Библиографический список. 42
6. Приложения 43

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и методология разработки бизнес-плана на предприятии.doc

— 9.63 Мб (Скачать файл)

   



 

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО                                                                                УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО                      ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине

«ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»

 

 

на тему: «Сущность и методология разработки бизнес-плана на предприятии»

(тема работы)

 

 

Выполнил:

        студент  группы   Ф   –   10  –  2 

(номер группы)

                  очная форма обучения

(очное, заочное)

                                                                                                                                                                                          

Мякотных  Любовь Юрьевна

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель:

Профессор 

(ученая степень, звание)


Аврашков  Л.Я.

(фамилия, имя, отчество)


   

Работа принята

«___»______________________20__г.

Специалист  по УМР______________

 

Оценка____________ ____________

(подпись)

«___»______________________20__г.

 

 

 

 

Липецк – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение                                                                                                                      3

  1. Сущность, цели задачи бизнес-планирования на предприятии.                4                                                                                         
    1. Методика составления бизнес-плана.                                                                4    
  • Основные разделы бизнес-плана.                                                                       9
  • Стратегия развития предприятия с внедрением бизнес-плана.                13                          
    1. Проблемы, возникающие при разработке бизнес-плана                               13                                                                                                                                
     
    1. Типовой расчет.                                                                                             16
      1. Себестоимость, ценообразование, прибыль.                                                  16
  • Оценка ФЭС предприятия.                                                                               25
  • Заключение.                                                                                                   41
  • Библиографический список.                                                                        42
  • 6. Приложения                                                                                                         43


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

     

    В условиях рынка нереально  добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и так далее. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

    Прежде, при наличии  государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.

    Сегодня большинство  коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм и нормативов. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Но принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. Именно поэтому, данная тема является актуальной в настоящее время, а проблема разработки бизнес-планов стоит очень остро на предприятиях.

    Таким образом, бизнес-планирование - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

     

    1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

     

     

      1. Методика составления бизнес-плана

     

     

    Бизнес-планирование - самостоятельный  вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и так далее. Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

    Планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

    1) заставляет руководителей  мыслить перспективно;

    2) обеспечивает основу  для принятия эффективных управленческих решений;

    3) увеличивает возможности  в обеспечении фирмы необходимой  информацией;

    4) способствует снижению  рисков предпринимательской деятельности;

    5) ведет к четкой  координации действий всех участников  бизнеса;

    6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки. [2, с.115]

    Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

    Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить  как неотъемлемый элемент стратегического  планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план - инструмент самообучения.

    Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

    Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, то есть он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

    1) определить конкретные  направления деятельности, перспективные  рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

    2) оценить затраты,  необходимые для изготовления  и сбыта продукции, соизмерить  их с ценами, по которым будут  продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

    3) выявить соответствие  кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

    4) проанализировать материальное  и финансовое положение фирмы  и определить, соответствуют ли  материальные и финансовые ресурсы  достижению намеченных целей;

    5) просчитать риски  и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана. [9, с.98]

    В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

    Первая из них связана  с возможностью его использования  для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

    Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности  развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

    Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

    Четвертая функция позволяет  привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые  пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

    Пятая функция путем  вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

    [1, с.67]

    В рыночной экономике  существует множество версий бизнес-планов различных по форме, содержанию, структуре и так далее. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему). Виды бизнес-планов представлены в приложении 1. [3, с.25]

    Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой  информации.

    Обязательно необходимо определить внутренние и внешние  проблемы бизнес-планирования, стоит  задуматься о возможности их взаимопроникновения. Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание. Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата.

    Важным этапом в разработке бизнес-плана является установление общей структуры создаваемого документа.

    Следующим этапом в разработке бизнес-плана будет сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.

    Самым содержательным этапом в разработке бизнес-плана является его написание. [7, с.104]

    Для успешной организации бизнес-планирования в организации необходимо наличие четырех обязательных условий, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования организации.

    Во-первых, организация  должна располагать соответствующей  методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок процесса финансового планирования.

    Во-вторых, для того чтобы  разрабатывать финансовые планы, нужна  внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

    Основой информационного  блока процесса бизнес-планирования являются:

    1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз  темпов инфляции и прочее);

    2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);

    3) сообщения финансовых  органов, информация учреждений  банковской системы, информация  товарных, валютных бирж и прочая  финансовая информация;

    4) политическая информация  и прочее.

    Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и другое.

    В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

    В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования. [8, с.43]

    Информация о работе Сущность и методология разработки бизнес-плана на предприятии