Сущность и методология разработки бизнес-плана на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм и нормативов. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, цели задачи бизнес-планирования на предприятии. 4
1.1 Методика составления бизнес-плана. 4
1.2 Основные разделы бизнес-плана. 9
2. Стратегия развития предприятия с внедрением бизнес-плана. 13
2.1 Проблемы, возникающие при разработке бизнес-плана 13
3. Типовой расчет. 16
3.1 Себестоимость, ценообразование, прибыль. 16
3.2 Оценка ФЭС предприятия. 25
4. Заключение. 41
5. Библиографический список. 42
6. Приложения 43

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и методология разработки бизнес-плана на предприятии.doc

— 9.63 Мб (Скачать файл)

 

Ниже изложены методические  подходы формирования рейтинговой  оценки. При этом основополагающими  являются 2 принципа:

а) рейтинговая оценка должна быть ориентирована на использование экономических  показателей всех 4-х групп.

б)рейтинговая оценка базируется на бальной оценке системы  показателей.

Ниже приводятся этапы (схема) формирования рейтинга:

1)численные нормативные  значения  коэффициентов ликвидности,  финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности имеют определенные границы (диапазон) этот  диапазон отражен в таблице 4. В соответствии с этим нормативным диапазоном в таблице 6 приводится матрица нормативных значений на основе которых возможно проведение бальной оценки. В таблице 6 установлено нормативное значение – неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.

Суть этой матрицы (таблица 6) заключается в следующем:

а) значение коэффициента выходящих за пределы диапазона  норматива следует оценивать баллом отлично или баллом неудовлетворительно в зависимости от экономического смысла показателей.

б) численное значение коэффициентов оценивается баллом хорошо или удовлетворительно в  зависимости от того на сколько она  приближены к отличной или неудовлетворительной границе. Очевидно величина диапазона должна делиться пополам и половина приближенная к неудовлетворительному рубежу, должна оцениваться баллом удовлетворительно. А половина приближенная к отличному рубежу должна оцениваться баллом хорошо. Эти методические подходы нашли свое численное выражение в таблице 6.

 

Таблица 6 – Матрица  нормативных значений показателей

 

Показатели

Диапазон

Нормативы (рекомендуемые) значения

5(отл)

4(хор)

3(удов)

2(неудов)

Показатели ликвидности:

        

        

 

 

1,0-2,0

0,5-1,0

0,1-0,3

 

 

2,0

1,0

0,3

 

 

1,5-2,0

0,75-1,0

0,2-0,3

 

 

1,0-1,5

0,5-0,75

0,1-0,2

 

 

<1,0

<0,5

<0,1

Показатели финансовой устойчивости:

   

 

 

 

0,7-1,0

0,2-0,5

0,5-0,7

 

 

 

0,7

>0,5

0,7

 

 

 

0,7-0,85

0,35-0,5

0,6-0,7

 

 

 

0,85-1,0

0,2-0,35

0,5-0,6

 

 

 

>1,0

<0,2

<0,5

Показатели рентабельности:

 
          

 

 

0,02-0,17

0-0,11

0-0,16

 

 

0,17

0,11

0,16

 

 

0,09-0,17

0,05-0,11

0,08-0,16

 

 

0,02-0,09

0,0-0,05

0,0-0,08

 

 

<0,02

<0,0

<0,0

Показатели деловой активности:

           

 

 

2,6-3,4

1,6-2,3

 

 

>3,4

1,6-2,3

 

 

3,0-3,4

1,9-2,3

 

 

2,6-3,0

1,6-1,9

 

 

<2,6

<1,6


 

2) определяется фактическая  величина отдельных коэффициентов по отдельным группам в соответствии с алгоритмами расчета (таблица 5).

3) приводится сравнение  фактических и нормативных значений  отдельных коэффициентов и каждый коэффициент получает соответствующий балл – отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

4) дается количественная  оценка каждой группе показателей  в целом, как отношение суммы  баллов показателей в этой  группе к числу показателей  в группе.

5) дается количественная  оценка каждой группы показателей  с учетом значимости отдельных групп. Принята следующая трактовка:

-значимость показателей  ликвидности в сумме значимости  всех групп, принимается равной 0,3.

- значимость показателей  финансовой устойчивости в сумме  значимости всех групп, принимается  равной 0,15.

- значимость показателей рентабельности в сумме значимости всех групп, принимается равной 0,40.

- значимость показателей   деловой активности в сумме  значимости всех групп, принимается  равной 0,15.

Итого: 0,3+0,15+0,40+0,15=1

6)формируется рейтинговая  оценка финансово-экономического состояния  предприятия (рейтинг предприятия) как сумма баллов по всем 4-м группам с учетом их значимости.

В соответствии с выше перечисленными  этапами (позициями) в формировании рейтинга предприятия (таблица 7) представлены:

а) фактические значения показателей ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности.

б) оценка фактической  величины каждого показателя по бальной  системе оценок в соответствии с матрицей, представленной в таблице 6.

в) рейтинговая оценка ФЭС предприятия в целом с учетом значимости каждой группы показателей.

 

 

Таблица 7 - Рейтинговая  оценка ФЭС предприятия в долях единицы

 

 

Показатели

Значимость группы

Фактическое значение коэффициента

Оценка коэффициента в баллах

Оценка в баллах группы показателей с учетом значимости группы

 

1

 

0,96

0,32

0,03

2

2

2

 

среднее значение по группе

 

0,30

 

 

2,00

 

0,60

 

2

   

     

 

16,4

-0,41

0,06

2

2

2

 

среднее значение по группе

 

0,15

 

 

2,00

 

0,30

 

3

 

0,03

0,006

0,11

3

3

4

 

среднее значение по группе

 

0,40

 

 

3,33

 

1,33

 

4

 

3,94

40

5

5

 

среднее значение по группе

 

0,15

 

 

5,00

 

0,75

Рейтинговая оценка предприятия

     

 

2,98


 

Итоговая рейтинговая  оценка ФЭС предприятия (таблица 7) проведенная по изложенной выше методике с использованием всех 4-х групп свидетельствует о достаточно хорошем состоянии предприятия которая приближается к значению 4,0. Если рейтинговая оценка находится наже или несколько выше балла неудовлетворительно, то это предприятие находится в кризисном состоянии и оно или уже подвержено процедуре банкротства или оно будет проходить эту процедуру в ближайшее время.

Практическая значимость рейтинговой оценки:

1. Инвесторы предпочитают  вкладывать свои средства в  предприятия с баллом выше 3,5.  Особенно благоприятная инвестиционная  обстановка характерна для предприятий с баллом свыше 4-х.

2. При заключении кредитных  договоров банки заключают наиболее  льготные позиции  (сумма кредита,  проценты за кредит) с предприятиями  1-го класса для которых рейтинговая  оценка составляет 4,0 и выше. Более  осторожная кредитная политика проводится банком в отношении предприятий 2-го класса, для которых уровень рейтинга превышает 3,0. Банки предпочитают не заключать договора с предприятиями 3-го класса, для которых характерен  уровень рейтинга ниже 3-х баллов. Если же с такими предприятиями и заключается договор, то он оговаривается особыми условиями среди которых обозначаются малые объема кредита и высокие проценты за кредит.

Оценка ФЭС предприятия  дает картину эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. По аналогии с различными планами производства, планами экономического развития. Перед предприятием ставится достаточно важная задача:

-оценить возможную  потенциальную вероятность банкротства  в предстоящем перспективном периоде.

Существует ряд методических подходов для оценки вероятности банкротства предприятия. Среди которых в условиях российской специфики в наибольшей степени подходит методика основанная на исследованиях американского ученого Эдгара Альтмана. Альтман разработал пятифакторную модель оценки вероятности банкротства, так называемый «Z-счет Эдгара Альтмана». Автор использовал методы регрессивного анализа и получил следующую экономико-математическую модель:

, где





Все выше обозначенные показатели представлены в агрегированном балансе и форме №2 «отчет о прибылях и убытках».

Выводы Альтмана  

а) при значении , вероятность банкротства очень высокая.

б) при значении , вероятность банкротства средняя.

в) при значении , вероятность банкротства не велика.

г) при значении , вероятность банкротства очень низкая, практически нет.

Зарубежный опыт показал, что используя Z-счет  Альтмана банкротство на 1 год вперед можно спрогнозировать с точностью 90 %? на 2 года с точностью 70 %? на 3 с точностью 50 %/

Вместе с тем различные  темпы инфляции, различное налогообложение, отличие материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости в России и США требует корректировки линейной модели Альтмана относительно предприятий российской экономики. В настоящее время ряд российских ученых  и практиков, предлагают различные методические подходы к совершенствованию модели Альтмана. Однако, следует отметить, что достойной альтернативы к Z-счету Альтмана пока нет.

По данным агрегированного  баланса и формы №2 расчитаем  фактическое значение показателей ; ; ; ; .

 

х1=(6499+66031+145380):371165=0,587

х2=2432:371165=0,006

х3=3563:371165=0,009

х4=21369: ( 85638+141047+123111)=0,061

х5=859348:371165=2,315 
Z=1,2*0,587+1,4*0,006+3,3*0,009+0,6*0,061+2,315=3,0941

Расчет, проведенный по Z-модели Альтмана дал результат Z=3,0941. Данный результат свидетельствует, что ЕЛАНСКИЙ МАСЛОСЫРКОМБИНАТ относится к предприятиям с крайне низкой степенью вероятности банкротства.

Следует отметить что  как правило высокий рейтинг  предприятия обеспечивает ему низкую вероятность банкротства, кроме того, следует отметить учесть, что методика определения банкротства больше всего подходит  к крупным предприятиям, где инерция финансово-экономического состояния действует в течении длительного периода.

Что касается частного предпринимательства в следствии малой инерционности, эти предприятия в течении 1-2х лет могут резко менять позиции по своей эффективности и для таких предприятий рассмотренные выше методики расчета недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧНИЕ

 

 

 

Бизнес-планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей планирования, осуществлением планирования или разработкой бизнес-плана, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением. Разработка бизнес-плана производится последовательно, путем поэтапного приближения к конечному результату.

При формировании бизнес-плана  первостепенную роль играет сам процесс его разработки, в ходе которого решаются многие вопросы управления, финансирования, маркетинга, страхования, происходит корректировка решений, оформленных в виде плановых показателей, осуществляется пересмотр системы мер по выполнению плана на основе непрерывного контроля и оценки изменений в показателях деятельности организации.

При составлении бизнес-плана  необходимо учесть некоторые требования:

- чётко обозначить  выгоды, которые получит инвестор;

- рассмотреть разные  варианты развития проекта;

- провести анализ рынка  и разработать маркетинговую  стратегию;

- разработать структуру бизнес-плана, так как типовой структуры не существует;

-тщательно оформить бизнес план; 
Также стоит иметь ввиду, что при составлении бизнес-плана могут возникнуть некоторые проблемы. Это может быть связано с недостатком информационного обеспечения, отсутствия гарантий будущих инвесторов, высокой стоимостью разработки бизнес- плана и т. д.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

1.  Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005г.

2.  Бабич Т.Н. Планирование на предприятии: Уч. пос. - М.: КНОРУС, 2005 г.

3.  Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Уч. пос. - М.: ИНФРА-М, 2006г.

4.  Бухалков М.И. Планирование на предприятии учебник. - 3изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005г.

5.  Бизнес-планирование / Под ред. действительного члена академии инвестиций РФ, доктора э. н., проф. В.М. Попова, доктора э. н. С.И. Лякунова. - М.: Финансы и статистика, 2007 г.

6.  Бизнес-планирование. Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Лепунова - М.: Финансы и статистика, 2006 г.

7.  Горемыкин В.А., Бугулов Э.Э., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник - М.: Фиминь, 2005 г.

8.  Морозов Ю.П., Баровиков Е.П. Планирование на предприятии. Пособие / под ред. профессора Ю.П. Морозова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.

9.  Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Уч. пос. - М.: "Дело и сервис", 2005г.

10.  Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. Уч. пос. - М.: ЮНИТИ, 2007г.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

Приложение 1 – бухгалтерский баланс предприятия.

 

Приложение 2 –отчет о  прибылях и убытках.

 


Информация о работе Сущность и методология разработки бизнес-плана на предприятии