Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности и механизма управления финансовыми ресурсами предприятия.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
рассмотрение теоретических основ управления финансовыми ресурсами предприятия;
анализ сущности, состава и источников формирования ресурсов и капитала;
изучение объективных предпосылок развития теории управления финансовыми ресурсами предприятия;
анализ финансовых ресурсов предприятия ОАО «Учебно-курсовой комбинат»;
предложение путей совершенствования возможностей управления финансовыми ресурсами.
За 2005- 2006 гг. в ОАО «Учебно-курсовой комбинат» произошло незначительное снижение долгосрочных финансовых вложений с 6 751 руб. по 6 326 руб. (Приложение 3), что составило -6,3 %, за счет сокращения ст. 143 «Инвестиции в другие организации» на -74,8 % . (Таблица 4.)
Анализ пассива баланса ОАО «Учебно-курсовой комбинат». Собственный капитал предприятия отрицательный. На начало периода значение собственного капитала составляло -5 443 594 руб., на конец периода -7 459 083 руб., в абсолютных значениях это составило -2 015 489 руб.. Проведем детальный анализ структуры капитала и резервов (3 раздел). (Таблица 5)
Таблица 5
Пассив баланса |
На начало периода 2005г |
На конец периода 2006г. |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение | |||
В руб. |
В % |
В руб. |
В % |
В руб. |
Темп роста % |
Темп прироста % | |
1 . Имущество всего |
10 696 211 |
100 |
8 354 823 |
100 |
-2341388 |
78,1 |
-21,9 |
1.1. Собственный капитал |
-5 443 594 |
-50,9 |
-7 459 083 |
-89,3 |
-2015489 |
-137 |
-237 |
1.2. Заемный капитал |
16 139 805 |
150,9 |
15 813 906 |
189,3 |
-325899 |
98 |
-2 |
1.2.1. Долгосрочные обязательства |
10 135 320 |
94,8 |
9 971 302 |
119,4 |
-164018 |
98,3 |
-1,7 |
1.2.2. Краткосрочные обязательства |
3 591 755 |
33,6 |
2 921 022 |
36 |
- 670733 |
81,3 |
-18,7 |
1.2.3. Кредиторская задолженность |
2 412 730 |
22,6 |
2 705 678 |
33,9 |
292948 |
112 |
12 |
Размер уставного капитала не меняется и составляет 4 271 руб. Произошло снижение добавочного капитала с 1666096 руб. в 2005г. до 1326310 руб. в 2006г. из-за уценки основных фондов. (Приложение 4).
Произошло значительное изменение по строке 440 «Фонд социальной сферы» с 1 005 745 руб. по 965300 руб. предприятие находится в кризисе, пытается сократить свои расходы на содержание социальной сферы. (Таблица 6)
У предприятия ОАО «Учебно-курсовой комбинат» имеется серьезный непокрытый убыток прошлых лет в размере 8123456 руб. На конец периода предприятие улучшило финансовое состояние, образовался сократив убыток и он составил в отчетном году -1 284 300 руб.
Таблица 6
Капитал и резервы |
На начало периода 2005г |
На конец периода 2006г. |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение | |||
В руб. |
В % |
В руб. |
В % |
В руб. |
Темп роста % |
Темп прироста % | |
Всего |
-5 443 594 |
100 |
-7 459 083 |
100 |
-2 015 489 |
137 |
37 |
1 . уставный капитал |
4 271 |
-0,06 |
4 271 |
-100 |
0 |
100 |
0 |
2. добавочный капитал |
1 666 096 |
-30,6 |
1 326 310 |
-17,8 |
-339 786 |
79,6 |
-20,4 |
3. резервный капитал |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
4. фонд социальной сферы |
1 005 745 |
-18,5 |
965 300 |
-12,9 |
-40 445 |
95,9 |
-4,1 |
5. целевое финансирование и поступления |
3 750 |
-0,07 |
0 |
0 |
-3 750 |
- |
- |
6. нераспределенная прибыль прошлых лет |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
7. непокрытый убыток прошлых лет |
-8 123 456 |
149,23 |
-8 123 456 |
108,9 |
0 |
100 |
0 |
8. нераспределенная прибыль отчетного года |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
9. непокрытый убыток отчетного года |
0 |
- |
-1 284 300 |
17,2 |
-1 284 300 |
- |
- |
10. непокрытые фонды отчетного года |
0 |
- |
-347 208 |
4,6 |
-347 208 |
- |
- |
Наиболее опасной для предприятия считается задолженность перед бюджетом и перед государственными внебюджетными фондами. Произошло резкое увеличение задолженности перед прочими кредиторами с 433 555 руб. по 912 831 руб., т.е. на 479 276. Положительным моментом является сокращение задолженности перед поставщиками и подрядчиками с 457 430 руб. по 323 987 руб., что составило 133 433 руб. или -29,2 %. Однако в целом величина кредиторской задолженности ОАО «Учебно-курсовой комбинат» увеличилась с 2 412 730 руб. по 2 705 678 руб., т.е. на 292 948 руб. Удельный вес кредиторской задолженности в общей структуре пассива увеличивается на 12 %. Это является опасным моментом для предприятия. (Таблица 7)
Таблица 7
Кредиторская задолженность |
На начало периода 2005г |
На конец периода 2006г |
Абсолютное изм-е |
Относительное изм-е | |||
В руб. |
В % |
Вруб. |
В % |
В руб. |
Темп роста % |
Темп прироста % | |
всего |
2 412 730 |
100 |
2 705 678 |
100 |
292 948 |
112 |
12 |
1. поставщики и подрядчики |
457 430 |
18,96 |
323 987 |
11,98 |
-133 433 |
70,8 |
-29,2 |
2. векселя к уплате |
23 985 |
0,99 |
11 129 |
0,4 |
-12 856 |
46,4 |
-53,6 |
3. задолженность перед дочерними и зависимыми обществами |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. задолженность перед персоналом организации |
30 487 |
1,27 |
15 788 |
0,59 |
-14 699 |
51,8 |
-48,2 |
5. задолженность перед гос. внебюджетными фондами |
902 311 |
37,4 |
890 945 |
32,9 |
-11 366 |
98,7 |
-1,3 |
6. задолженность перед бюджетом |
434 740 |
18 |
540 700 |
19,99 |
105 960 |
124 |
24 |
7. авансы полученные |
130 222 |
5,4 |
10 298 |
0,39 |
-119 924 |
7,9 |
-92,1 |
8. прочие кредиторы |
433 555 |
17,98 |
912 831 |
53,75 |
479 276 |
210,5 |
110,5 |
В целом величина краткосрочных обязательств ОАО «Учебно-курсовой комбинат» сократилась с 3 591 755 руб. по 2 921 022 руб., т.е. на 670 733 руб., но у предприятия сохранилась задолженность перед учредителями по выплате доходов. Предприятие ОАО «Учебно-курсовой комбинат» планирует получить доходы будущих периодов в размере 215 904 руб. Это можно охарактеризовать как положительную тенденцию.
Управление финансовыми ресурсами предприятия должно быть в первую очередь основано на анализе деятельности, на основе которого каждая организация будет совершенствовать свою деятельность. Наиболее эффективным является совершенствование именно маркетинговой деятельности предприятия так как маркетинговая деятельность любого предприятия предполагает постоянное отслеживание и анализ хозяйственной деятельности предприятия в целях выявления проблем развития предприятия и нахождения своевременных путей совершенствования его деятельности. Информация, полученная из отчетов о результатах хозяйственной деятельности предприятия, позволила выявить основные направления совершенствования деятельности предприятия. К основным направлениям совершенствования деятельности относятся: - улучшение управления активами и ценовой политикой предприятия. Увеличения нормы прибыли на вложенный капитал можно добиться за счет роста чистой прибыли, осуществляя более совершенные мероприятия маркетинга, его претворение в жизнь и более эффективный контроль за результатами.
Проблема повышения нормы прибыли на вложенный капитал является основным направлением совершенствования деятельности предприятия, что позволяет оценить осуществляемую руководством предприятия маркетинговую деятельность. Поскольку норма прибыли на вложенный капитал, как показал анализ, зависит от доли чистой прибыли в общем объеме продаж, то руководству необходимо разработать маркетинговые мероприятия, позволяющие добиться повышения получаемой суммы чистой прибыли. Увеличить сумму получаемой чистой прибыли возможно двумя путями: либо за счет увеличения цены на продукцию, либо за счет увеличения объема выпуска продукции, либо за счет снижения себестоимости продукции. Увеличения цены не даст слишком больших результатов, поэтому следует рассматривать два оставшихся варианта.
В условиях рыночных отношений связь потребности услуги с ее производством и реализацией опосредована системой «спрос-предложение», то есть ежегодный прирост потребности существует в форме рыночной потребности, спроса. При изучении и оценке рыночной потребности в услуге одной из важнейших задач является определение тенденций существующих потребностей и их развитие. Сведения о потребности населения региона в продукции данного производства в основном поступают из следующих источников:7 конъюнктурные справки; специальные наблюдения в форме опроса.
Наиболее эффективным методом определения потребности является анкетный опрос, который позволяет выяснить степень и мотивы предпочтений при выборе товаров, требования к качеству, отношение к цене и т.д.
Для анализа реализации покупательной способности населения рассчитывается путем анализа ряда показателей: уровня цен, уровня заработной платы, уровня сбережений потенциальных клиентов и др.
Одним из наиболее сложных и трудно формализуемых элементов деятельности является формирование и реализация ценовой политики предприятия по ассортиментным группам услуг. Учитывая необходимость получения положительной нормы прибыли на вложенный капитал за счет роста объема продаж либо за счет увеличения цены необходимо проанализировать влияние изменения данных факторов на конечный потребительский спрос.
Для уточнения цены, рассчитанной на основе затратных методов, необходимо оценить влияние эластичности спроса на динамику цен. Для этого проводится анализ чувствительности потребителей к изменению цены на реализуемую продукцию и предоставляемые услуги. Данные расчеты позволят сделать вывод о возможности снижения или повышения цены для того, чтобы получить тот объем чистой прибыли.
Увеличения объемов потребления услуг предприятия, возможно, добиться за счет стимулирования сбыта. Скидки являются важным рычагом, позволяющим предприятию увеличить спрос. Предоставление скидок для потребителей возможно за счет общей для большинства предприятий основ -экономии затрат производителя либо за счет уменьшения выплат банку, либо за счет отказа от частой переналадки оборудования благодаря изготовлению крупных партий изделий, либо за счет сокращения складских расходов.
В целях стимулирования сбыта кроме шкалы скидок, рассрочки платежа можно предусмотреть необходимость проведения розыгрышей, распространения купонов и проведения коммерческих конкурсов, поощряющих усилия рекламных агентов предприятия.
Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:8
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
По данной группе анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта. По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:
Информация о работе Теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия