Технико-экономический анализ предприятия ОАО «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: проведение технико-экономического анализа предприятия ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» за 2009 - 2011 гг. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1) изучение исходных условий функционирования предприятия;
2)установление изменений в наличии и структуре капитала за отчетный период и оценка происшедших изменений;
3) изыскание путей наращивания капитала, повышения уровня его отдачи и укрепления финансовой устойчивости предприятия;
4) установление изменений в наличии и структуре основных фондов за отчетный период и оценка происшедших изменений;
5) проведение анализа выполнения производственной программы предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности…………………………… 5
Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия 12
Глава 3. Анализ объема выпуска продукции 15
3.1 Оценка динамики объема выпуска продукции 15
3.2 Факторный анализ изменения объема выпуска продукции 17
3.3 Выполнение плана по ассортименту 19
3.4 Анализ ритмичности производства 20
Глава 4. Анализ основных фондов 23
4.1 Структура и движение основных фондов 23
4.2 Анализ эффективности использования основных фондов 27
Глава 5. Анализ труда и заработной платы 29
5.1 Численность работающих, их состав и движение 29
5.2 Производительность труда 33
5.3 Изучение состава и структуры фонда оплаты труда 36
Глава 6. Анализ себестоимости продукции 38
6.1 Анализ затрат на рубль реализованной продукции 38
Глава 7. Анализ прибыли и рентабельности 43
7.1 Исследование факторов, влияющих на прибыль от реализации 43
7.2 Анализ рентабельности 44
Глава 8. Анализ финансового состояния 46
8.1 Общая оценка динамики и структуры статей баланса 46
8.2 Анализ финансовой устойчивости 49
8.3 Анализ ликвидности баланса 53
8.4 Рекомендации по улучшению финансового состояния 57
Заключение 59
Список использованной литературы 60

Вложенные файлы: 1 файл

Ниязов ТЭА.docx

— 379.87 Кб (Скачать файл)

Важными элементами анализа деятельности предприятия являются структурирование, группировка и классификация  отдельных элементов, изучение количественных и качественных характеристик, установление критериев и оценка эффективности  функционирования предприятия.

Под методикой анализа понимается совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналитической  работы. При выполнении анализа выделяются следующие этапы.

На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

На втором этапе разрабатывается  система синтетических и аналитических  показателей, с помощью которых  характеризуется объект анализа.

На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу  вся информация.

На четвёртом этапе проводится сравнение фактических результатов  деятельности с плановыми либо с  данными прошлых периодов.

На пятом этапе изучаются  факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия.

На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения  эффективности производства.

На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйственной  деятельности с учётом действия различных  факторов и выявление неиспользованных резервов.

В качестве важнейшего элемента методики выступают различные технические  приёмы и способы экономического анализа, т. е. инструментарий анализа.

 

 

Среди них можно выделить традиционные логические способы, широко применяемые  в других дисциплинах (сравнение, графический, балансовый, аналитических группировок  и др.).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчёта резервов в анализе применяются  такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод и др.

 

Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия

ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат»  был основан в октябре 1934 г. Находится по адресу Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 37 Зарегистрировано Постановлением мэра города  Петрозаводска 14 июля 1994 года с присвоением номера государственной регистрации 3270416. Уставной капитал Общества составляет 238035 (Двести тридцать восемь тысяч тридцать пять рублей).

 

Обществом размещены следующие  акции:

 

1.  Обыкновенные акции 15869 (пятнадцать  тысяч восемьсот шестьдесят девять  рублей).

 

Среднегодовая численность работников за отчетный год составила – 302 человека.

Совет директоров ОАО «Петрозаводский  хлебокомбинат» состоит из 7 человек:

 

  1. Юрченко В.Ф.
  2. Кюршунова Е.В.
  3. Лебедева С.А.
  4. Лунькова Е.В.
  5. Гридина Р.С.
  6. Петрусева Л.М.
  7. Фрейдин Е.В.

 

Выпускаемая предприятием продукция  известна не только в Карелии, но и  далеко за ее пределами. Она успешно выдерживает жесткую конкуренцию и пристрастную проверку качества потребителями. Подтверждают это полученные награды. Торт "Ожидание" в 2003 году отмечен призом "Золотой эталон", а хлеб "Окский" - лауреат конкурса "100 лучших товаров России". Слойка "Витая" награждена серебряной медалью Всероссийского смотра качества хлебобулочных изделий, а батон "Французский" серебряной медалью международного проекта "За высокое качество. Новая эра". За развитие хлебопекарного производства, выработку высококачественного хлеба, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, за внедрение новых технологий и расширение ассортимента выпускаемой продукции Петрозаводскому хлебокомбинату одному их первых в отрасли присуждена премия "Золотой каравай".

           На предприятии умело объединяются многолетние традиции и стремление ко всему новому, современному. Здесь работают хорошие люди, преданные своему делу рабочие и специалисты, которые любят свою профессию, свой нелегкий труд.

 У коллектива мощный потенциал,  большие планы и огромное желание,  чтобы и в будущем комбинат  стабильно работал и развивался, вновь и вновь получая благодарности  от наших потребителей за свою  очень вкусную и качественную  продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» за 2009 - 2011 годы.

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

Изменение в %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2010 к 2009

2011 к 2010

2011 к 2009

1

2

3

4

5

6

7

8

Выпуск товаров и услуг  в фактических ценах(без НДС)

тыс. руб.

226956

237632

260718

104,7

109,7

114,8

Отгружено товаров собственного производства

тыс. руб.

227093

237572

260881

104,6

109,8

114,9

Производство основных видов продукции натуральном выражении:

 

1)Хлебобулочные изделия

тонн

5395

5150

4991

95,5

96,8

92,5

2)Кондитерские изделия

тонн

377

336

317

89,1

94,3

84,1

Выручка (нетто) от продажи товаров, прод. , работ, услуг

тыс. руб.

227093

237572

260881

104,6

109,8

114,9

Средняя численность

чел.

315

311

305

98,7

98,1

96,8

в т.ч. списочного состава

чел.

312

308

302

98,7

98,1

96,,8

Среднемесячная заработная плата 1 работающего

руб.

17950,8

19658,4

20525,0

109,5

104,4

114,3

в т.ч. списочного состава

 

17934,9

19610,3

20428,9

109,3

104,2

113,9

Прибыль (убыток) от продаж

тыс. руб.

20148

24655

20607

122,4

83,6

102,3

Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. руб.

11355

14369

11667

126,5

81,2

102,7

Чистая прибыль

тыс. руб.

7832

10205

8265

130,3

81,0

105,5

Рентабельность по прибыли до налогообложения

%

5,5

6,7

4,9

121,8

73,1

89,1

Рентабельность всех операций по ЧП

прбыли

%

3,4

4,3

4,2

126,5

97,7

123,5

Объем капитальных вложений

тыс. руб.

6965

12521

5646

179,8

45,1

81,1

Ввод основных фондов

тыс. руб.

17955

13144

3955

73,2

30,1

22,1

В том числе производственных

тыс. руб.

17922

13144

3955

73,3

30,1

22,0

Среднегодовая стоимость облагаемого  налогом имущества

тыс. руб.

44561

55432

56268

124,4

101,5

126,3


Таблица 1. Основные показатели деятельности предприятия

 

Глава 3. Анализ объема выпуска продукции

Анализ выполнения производственной программы предприятия включает четыре основных раздела:

    • Выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении;
    • Ритмичность выпуска продукции;
    • Номенклатура (ассортимент);
    • Качество продукции.
    1. Оценка динамики объема выпуска продукции

Анализ начинается с изучения объемов  выпуска продукции в натуральных  единицах и сводится в Таблицу 2.

 

Товарная категория

Ед. изм.

Выпуск продукции

Изменение в %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2010 к 2009

2011 к 2010

2011 к 2009

Хлебобулочные изделия

тонн

5395

5150

4991

95,5

96,8

92,5

Кондитерские изделия

тонн

377

336

317

89,1

94,3

84,1

Всего

тонн

5772

5486

5308

95

96,7

91,7


Таблица 2. Количественный анализ производства товарной продукции

 

По результатам горизонтального  анализа объема выпуска продукции  в количественном выражении можно  судить о снижении объемов производства товаров по каждой номенклатурной группе.

 

Далее проводится анализ производства продукции в стоимостном выражении  и отражается в Таблице 3.

 

Товарная категория

Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

Удельный вес продукции, %.

Отклонение удельного  веса продукции в % пунктах

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2010 к 2009

2011 к 2010

2011 к 2009

Хлебобулочные изделия

212332

223080

245228

93,5

93,9

94,0

0,004

0,001

0,005

Кондитерские изделия

14862

14492

15653

6,5

6,1

6,0

-0,003

-0,001

-0,005

Всего

227093

237572

260881

100

100

100

0

0

0


Таблица 3. Анализ производства продукции в стоимостном выражении

 

Наибольший объем производства продукции, как в количественном, так и в стоимостном выражении, приходится на товарную категорию «Хлебобулочные изделия». Удельный вес данной группы в общем объеме производства колеблется на уровне 94%, что говорит о сильной зависимости финансовых результатов компании от продаж товаров этой категории. Возможно менеджменту ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» следуют рассмотреть вариант более широкой диверсификации производства в целях снижения коммерческих рисков ведения бизнеса.

С целью определения влияния  на общее изменение объемов производства по отношению к плану и уровню предыдущего года в Таблице 4 товарная продукция приводится как в текущих, так и в сопоставимых (базисных) ценах. В качестве сопоставимых цен принимаются цены базисного 2009 года.

Для расчета стоимости товарной продукции в ценах базисного  года инфляция принимается на уровне 10% в год.

 

;

 

Показатели

Выпуск продукции, тыс. руб.

Изменение в %

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2010 к 2009

2011 к 2010

2011 к 2009

Товарная продукция в сопоставимых (фактических) ценах

226956

237632

260718

104,7

110,0

114,9

Товарная продукция в текущих ценах

227093

237572

260881

104,6

109,8

114,9


Таблица 4. Анализ выпуска товарной продукции

 

 

    1. Факторный анализ изменения объема выпуска продукции

Далее необходимо определить по методу цепных подстановок влияние на общее  изменение объема выпускаемой продукции  по отношению к базовому периоду  следующих факторов:

    • Изменение объема производства продукции в натуральном выражении;
    • Изменение структуры выпускаемой продукции;
    • Изменение цен на продукцию.

 

Формула для расчета товарной продукции имеет вид:

 , где:

 

 – товарная продукция в текущих ценах;

 – общий объем производства в натуральном выражении;

 – удельный вес продукции i-го вида в общем объеме выпуска в натуральном выражении;

 – себестоимость производства продукции i-го вида.

 

Общее изменение товарной продукции, произведенной в 2011 году (ТПо), по отношению к произведенной в 2010 году (ТПб), равно:

 

  –
=

= 260881– 237632= 23249 тыс. руб.

 

 

 

  1. Изменение товарной продукции  под влиянием изменения объема выпускаемой  продукции в натуральном выражении:

 

 –
= 5308 * (0,94*21,54 + 0,06*17,23) – 5486* (0,939*21,54 + 0,061*17,23) = 260881 тыс. руб.

 

  1. Изменение товарной продукции  под влиянием изменения структуры  выпускаемой продукции:

 

 –
= 5308 * (0,94*21,54 + 0,06*17,23) – 5308 * (0,939*21,54 + 0,061*17,23 ) = 81254 тыс. руб.

 

  1. Изменение товарной продукции  под влиянием изменения цен на выпускаемую продукцию:

 

 –
= 5308 * (0,4785*25,72 + 0,1594*20,58 ) – 5308 * (0,4785*21,54 + 0,1594*17,23)= – 318886 тыс. руб.

 

Тогда общее изменение товарной продукции будет равно сумме  изменений, произошедших под влиянием указанных факторов:

 

 +
=

= 260881+81254– 318886= 23249 тыс. руб.

.

 

    1. Выполнение плана по ассортименту

Необходимость такого анализа обусловлена  тем, что в планах поставок продукции  оговаривается не только ее общее  количество, но и поставки в ассортименте.

Такой анализ может быть проведен на основе как количественных, так и стоимостных показателей. Результаты стоимостного анализа представлены в Таблице 5.

 

 

Наименование

товарной категории

Товарная продукция

2009 г.

Товарная продукция

2010 г.

Товарная продукция

2011 г.

План, т.р.

Факт, т.р.

%

План, т.р.

Факт, т.р.

%

План, т.р.

Факт, т.р.

%

Хлебобулочные изделия

200 000

212 332

106,2

200 000

223 080

111,5

200 000

245 228

122,6

Кондитерские изделия

14 500

14 862

102,4

14 500

14 492

99,9

15 500

15 653

100,9

Всего

214 500

227 093

105,8

214 500

237 572

110,7

215 500

260 881

121,1

Информация о работе Технико-экономический анализ предприятия ОАО «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»