Управление активами и пассивами коммерческого банка на примере ОАО КБ «ФорБанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических основ и методических схем формирования системы комплексного управления активами и пассивами коммерческого банка ОАО КБ «ФорБанк»
В соответствии с выбранной целью исследования поставлены следующие задачи:
- Изучить сущность и содержание банковских операций;
- Изучить состав и структуру банковских активов и пассивов;

Содержание

Введение………………………………………………………………..........................3
1. Теоретические основы управления активами и пассивами
коммерческого банка…………………………………………………………….…...5
Активные операции коммерческих банков……………………………….…..5
Пассивные операции коммерческих банков……………………………….....12
Управление активами и пассивами коммерческих банков……...................18
Методы управления активами и пассивами коммерческого банка………25
2. Финансовый анализ ОАО КБ «ФорБанк»………………………………………...31
2.1 Экономическая характеристика ОАО КБ «ФорБанк»……………..… ……..31
2.2 Анализ динамики баланса ОАО КБ «ФорБанк»…… ……………………….33
2.3 Анализ финансового состояния ОАО КБ «ФорБанк»……… ……………....45
2.4 Анализ эффективности деятельности ОАО КБ «ФорБанк»…………….….49
Заключение…………………………………………………………………………….60
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 182.85 Кб (Скачать файл)

Основную часть ресурсов банков формируют привлеченные средства, которые покрывают от 80 до 90 % всей потребности в денежных средствах для осуществления активных банковских операций. Максимальный размер привлеченных средств зависит от собственного капитала банка. В разных странах существуют различные нормативы соотношения между собственным капиталом и привлеченными средствами. Эти нормативы колеблются от соотношения 1:10 до 1:100. Например, в Швейцарии это соотношение 1:12, а в Японии — 1:83.

Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков. По фиксированности срока привлеченные ресурсы подразделяются на управляемые ресурсы и текущие пассивы. Управляемые ресурсы включают срочные депозиты, привлеченные банком, и межбанковские кредиты. Текущие пассивы формируются остатками средств на расчетных, текущих и корреспондентских счетах.

Вклад (депозит) — это денежные средства (в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными. Для банков вклады — главный вид их пассивных операций, и следовательно, основной ресурс для проведения активных кредитных операций.

Существуют различные признаки классификации вкладов. В зависимости от вкладчика депозиты принято разделять на депозиты физических и юридических лиц. В зависимости от срока изъятия — на срочные депозиты и до востребования.

Вклады до востребования размещаются в банках на различных счетах, открываемых клиентам. Они предназначены для осуществления текущих расчетов и в любой момент могут быть полностью или частично востребованы. Изъятие вкладов возможно как наличными деньгами, так и в форме безналичных расчетов.

При регулярном использовании хранящихся средств на текущих счетах у клиентов всегда остаются определенные неиспользованные остатки. Наличие остатков на счетах клиентов связано с оседанием средств на пассивных счетах в коммерческих банках в течение того отрезка времени, установить который в момент их поступления на счет практически невозможно. Такими являются расчетные, текущие и бюджетные счета, на которых хранятся целевые средства, корреспондентские счета по расчетам с другими банками, а также средства в расчетах. Банк, открывая счета клиентам, использует остатки по счетам для проведения активных кредитных операций.

Вклады до востребования в своей основе нестабильны, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий процент или он вообще не выплачивается. В условиях возросшей конкуренции по привлечению вкладов коммерческие банки стремятся привлечь клиентов и стимулировать прирост вкладов до востребования путем предоставления дополнительных услуг владельцам счетов, а также повышением качества их обслуживания.

Срочные вклады — это денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго оговоренный срок с выплатой процента. Ставка платы по ним зависит от размера и срока  вклада.

При том обстоятельстве, что владелец срочного вклада может распоряжаться своим вкладом только по истечении оговоренного срока, не исключает возможности досрочного получения денежных средств. Тогда в этом случае у клиента понижается размер процента по вкладу. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.

Разновидностью срочного вклада являются депозитные сертификаты, рассчитанные на точно зафиксированное время привлечения средств. Владельцам счетов выдаются специальные именные свидетельства (сертификаты), в которых указаны срок погашения и процентная ставка. Депозитный сертификат — это письменное свидетельство о депонировании в банке определенной достаточно крупной суммы денег, в котором указываются срок его обязательного обратного выкупа банком и размер выплачиваемой надбавки.

Депозитные сертификаты выдаются только юридическим лицам. Они могут быть именными и на предъявителя. Право на получение вклада по депозитному сертификату может быть передано другому лицу. Депозитные сертификаты выпускаются банками под определенный в договоре процент на конкретный срок или до востребования. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банками как на фиксированный срок, так и до востребования.

Определенную роль в ресурсах банка играют сберегательные вклады населения, в частности, вклады целевого назначения. Они вносятся и изымаются в полной сумме или частично и удостоверяются выдачей сберегательной книжки. Это могут быть вклады, выплата по которым приурочена к отпуску, дню рождения, так называемые новогодние вклады. Особенно популярны указанные виды вкладов в промышленно развитых странах.

Депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Структура их в банке подвижна и поставлена в зависимость от конъюнктуры денежного рынка. Однако этому источнику формирования банковских ресурсов присущи некоторые недостатки. Речь идет прежде всего о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. Кроме того, мобилизация средств во вклады (депозиты) зависит в значительной степени от клиентов (вкладчиков), а не самого банка. И, тем не менее, конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.

В современных условиях коммерческие банки для оперативного привлечения дополнительных денежных средств используют возможности межбанковского рынка ресурсов, на котором происходит продажа денежных средств, мобилизованных другими кредитными учреждениями. Межбанковский кредит обычно предоставляется в рамках корреспондентских отношений. Механизм межбанковских корреспондентских отношений предусматривает открытие корреспондентских счетов одними банками в других для осуществления платежных и расчетных операций по поручениям друг друга. Привлечение межбанковского кредита осуществляется либо самостоятельно банком путем прямых переговоров, либо через финансовых посредников. Если банки сами договариваются о межбанковском кредите, то их отношения оформляются специальными договорами, основная масса которых заключается на срок.

Пассивной операцией коммерческих банков является получение ими централизованных кредитных ресурсов. Кредиты центральных банков предоставляются коммерческим банкам в порядке рефинансирования и на конкурсной основе, а также в форме ломбардных кредитов.

Еще одним методом привлечения средств является соглашение об обратном выкупе (репо). Это соглашение заключается между банком и фирмой или с дилерами государственных ценных бумаг. Когда фирма хочет заложить большую сумму наличных денег на очень короткий срок, она покупает у банка ценные бумаги на условиях обратного выкупа. Фирма может вернуть средства на следующий день и получить по ним проценты лишь немного ниже, чем по депозитным сертификатам. Подобного рода соглашения стали важным каналом для привлечения временно свободных средств.

Также получили развитие евровалютные кредиты как финансовый инструмент управления пассивными операциями. Евровалютные кредиты это кредиты, полученные от иностранных банков в евровалюте. Ведущей валютой в структуре международного рынка ссудных капиталов являются евродоллары.

 

1.3  Теории управления активами и пассивами

Управление активами и пассивами − это постоянное сопоставление и регулирование показателей баланса кредитной организации с целью поддержания прибыльности и минимизации неоправданных рисков.

Управление активами и пассивами помогает четко решить проблемы:

  1. привлечения средств (в том числе определения сроков и ставок),
  2. распределения свободных средств,
  3. вложений в основные средства,
  4. поддержания собственного капитала и т.п.

Основная цель управления активами и пассивами состоит в поддержании процентных доходов и валютного положения банка в заданных диапазонах, с условием сохранения ликвидных средств в разумных пределах.

Задачи управления активами и пассивами:

  1. подборка и очистка исходных данных;
  2. систематизация баланса;
  3. моделирование финансовых характеристик текущих счетов;
  4. моделирование роста и развития баланса в зависимости от бизнес-стратегий и внешних факторов.

Аналитическая задача управления активами и пассивами состоит в оценке чувствительности подверженности баланса к различным изменениям одного или нескольких факторов, а также в количественной оценке влияния непредвиденных колебаний в одном или нескольких факторах.

Результатом операций управления активами и пассивами можно считать создание эффективных страховых стратегий для реализации задач управления рисками и обеспечения согласованной, четкой и надежной отчетности.

Теории управления активами и пассивами для поддержания ликвидности банка появились практически одновременно с организацией коммерческих банков.

Первоначально вопрос о банковской ликвидности имел два теоретических подхода.

Первый подход был основан на том, что структура активов банка по срокам должна точно соответствовать структуре его пассивов, а это практически исключало возможность проведения коммерческими банками активной политики управления своей ликвидностью. На данной теоретической основе было выработано

так называемое золотое банковское правило, состоящее в том, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств.

Второй подход базировался на реальном несоответствии структур активов и пассивов баланса, поскольку ни один даже самый мощный коммерческий банк не застрахован от последствий финансово-кредитных явлений, постоянно происходящих в социально-экономических системах: экономических кризисов, банкротств, неплатежей по ссудам, конъюнктуры спроса и предложений на рынках ссудных капиталов денежных средств, ценных бумаг и других проявлений несбалансированности рыночных отношений. Такие явления наиболее характерны для стран, осуществляющих переход от планово-централизованной к рыночной экономике.

Проблема управления активами и пассивами с целью поддержания ликвидности является одной из ключевых для российских банков. В банковской практике имеются многочисленные подходы к измерению ликвидности. Но, с другой стороны, это разнообразие указывает на то, что до сих пор нет доступной и приемлемой формулы для расчета потребностей банка в ликвидных средствах. Согласие достигнуто только в определении того, что сумма ликвидных средств отдельно взятого банка зависит от колебаний общей суммы вкладов и спроса на кредит. И для проведения сбалансированной активной или пассивной политики сотрудники, ответственные за управление состоянием ликвидности баланса банка, опираются на одну или несколько теорий управления.

В настоящее время различают четыре особые теории: коммерческих ссуд, перемещения, ожидаемого дохода - они связаны с управлением активами и теория управления пассивами. На практике в той или иной степени используются все теории, но в разных банках одной из них придается большее значение.

Теория коммерческих ссуд

Теория коммерческих ссуд уходит корнями в английскую банковскую практику XVIII в. Защитники этой теории утверждают, что коммерческий банк сохраняет свою ликвидность, пока его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые при нормальном состоянии деловой активности. Другими словами, банкам следует финансировать последовательные стадии движения товаров от производства к потреблению. В наше время эти ссуды получили бы название ссуд под товарные запасы или на пополнение оборотного капитала.

На протяжении почти всей истории банковского дела считалось, что банки не должны кредитовать покупку ценных бумаг, недвижимости или потребительских товаров или предоставлять долгосрочные кредиты сельскому хозяйству.

Информация о работе Управление активами и пассивами коммерческого банка на примере ОАО КБ «ФорБанк»