Управление дебиторсокй задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производство. Однако времена получения легкой прибыли прошли и поэтому предприятия вынуждены управлять дебиторской задолженностью таким образом, чтобы, не сорвав выполнение производственной программы, минимизировать при этом все возможные затраты, связанные с покупкой и хранением. Эффективное управление дебиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей для решения которой требуется провести исследования в этой области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………………….5
Понятие оборотных активов и его основные показатели…………………5
Политика управления оборотными активами………….…………………8
УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ………..………13
Дебиторская задолженность и основные подходы к управлению ею……13
Политика управления дебиторской задолженностью………………………15
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ……………………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….……57

Вложенные файлы: 1 файл

Крсовая работа Управление ДЗ.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)

Контроль финансового цикла осуществляется по каждой позиции оборотных активов. Основным нормативом служат показатели оборачиваемости:

- коэффициент оборачиваемости;

- период оборота.1

Период оборота запасов рассчитывается следующим образом:

       = ×               (4)

               = ×              (5)       

              = ×                    (6)        

              = ×                 (7)         

               = ×              (8)             

Эти нормативы устанавливаются на этапе разработки бизнес-плана на основе анализа ситуации, прогнозирования и принятия стратегических решений о том:

- на сколько дней создавать  запасы сырья и материалов, готовой  продукции на складе;

- какую минимальную длительность  производственного цикла можно обеспечить;

- какую отсрочку платежа  предоставлять клиентам и какую  можно получить у поставщиков  и т. д.

 

1.2  Политика управления оборотными активами

Политика управления оборотными активами – это часть общей финансовой стратегии компании, заключающейся в формировании нужного объема и состава оборотных активов и оптимизация структуры источников их финансирования.

Политика управления оборотными активами компании разрабатывается по следующим этапам:

  1. Анализ оборотных активов в динамике.
  2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов.
  3. Оптимизация объема оборотных активов.
  4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.
  5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.
  6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных средств.
  7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.
  8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.
  9. Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов.

Рассмотрим сначала типы политики формирования оборотных активов и типы политики их финансирования.

Стратегии формирования оборотных активов. Подходы к формированию оборотных активов включают в себя: агрессивную политику управления оборотными активами, консервативную и умеренную.

Каждому из перечисленных типов политики управления оборотными активами должна соответствовать определенная политика их финансирования, т.е. политика управления текущими пассивами.

Признаки консервативной политики формирования оборотных активов – значительные запасы сырья и готовой продукции, денежных средств, расположенность руководства к наращиванию оборотных активов, интенсивное привлечение покупателей, большая дебиторская задолженность. В итоге – высокий удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов и длительный период оборачиваемости оборотных средств, понижение рентабельности.

При проведении агрессивной политики управление текущими активами компания всячески сдерживает рост текущих активов, стараясь их минимизировать. В результате удельный вес оборотных активов в общей сумме всех активов низок, а период оборачиваемости оборотных средств краток. Такую политику ведут в условиях устойчивой конъюнктуры, когда объем продаж, сроки поступления платежей, необходимый объем запасов и точное время их потребления известны заранее.

Если компания придерживается компромиссного подхода – это умеренная политика управления оборотными активами.

В любом случае компания выбирает для себя в зависимости от ситуаций определенное сочетание ликвидности и уровня прибыли. При консервативной политике риск технической платежеспособности сведен до минимума, так как ликвидность такой компании высока. Однако возрастает проблема длительности оборачиваемости оборотных активов. Консервативная политика не может обеспечить повышенную экономическую рентабельность оборотных активов.

Агрессивная политика управления оборотными активами обеспечивает высокую экономическую рентабельность активов, но несет в себе чрезмерный риск возникновения технической неплатёжеспособности из-за малейшей заминки или ошибки в расчётах, ведущих к десинхронизации сроков поступлений и выплат.

Из проведения умеренной политики следует, что экономическая рентабельность активов, риск технической неплатежеспособности и период оборачиваемости оборотных активов находятся на средних уровнях.

Стратегии финансирования оборотных активов. В теории выделяют 3 стратегии: идеальная, агрессивная, консервативная и компромиссная.

В основе выбора модели стратегии финансирования оборотных активов лежит установление пропорции между величиной текущих активов и величиной источников их финансирования. Различие между моделями определяется тем, какие источники финансирования выбираются для покрытия переменной части текущих активов. При этом каждой стратегии соответствует свое базовое балансовое уравнение.

Идеальная модель – оборотные активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, т. е. ЧОК = 0. Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочные пассивы (ДП) устанавливаются на уровне внеоборотных активов (ВА), т. е. базовое балансовое уравнение (модель) будет иметь вид: ДП = ВА. Данная модель идеальна не с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости (как раз наоборот, она практически не дает запаса финансовой устойчивости и ликвидности), а с точки зрения идеальных, не реальных условий функционирования компании на рынке.

Агрессивная модель – долгосрочные пассивы служат источником покрытия внеоборотных активов и постоянной части оборотных активов, т. е. того минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности в нормальных, обычных условиях. Чистый оборотный капитал равен постоянной части оборотных активов (ЧОК = ФЧ). Переменная часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочной задолженностью. Базовое балансовое уравнение имеет вид: ДП = ВА + ФЧ    (9)

Консервативная модель – переменная часть оборотных активов, покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотным активам. Модель носит искусственный характер. Базовое балансовое уравнение: ДП = ВА + ФЧ +ПЧ                         (10)

Компромиссная (умеренная) модель наиболее реальна. В этом случае необоротные активы, постоянная часть оборотных активов и приблизительно половина переменной части оборотных активов покрываются долгосрочными пассивами (ЧОК = ФЧ + 0,5*ПЧ). Базовое балансовое уравнение: ДП = ВА + ФЧ +0,5*ПЧ                                                                                                         (11)

Выбор той или иной политики финансирования текущих активов зависит от сферы и масштабов деятельности компании, ее финансового состояния, а так же от общей корпоративной политики управления.

Оптимизацию текущего финансирования можно также проводить на основе таких категорий, как СОС (ЧОК), ТФП, денежные средства и баланс текущего финансирования. В данном случае строится матрица оптимизации текущего финансирования (CFOM), которая призвана предоставить финансовому менеджеру исчерпывающую информацию по поводу состояния финансирования организации и предложить возможные варианты её оптимизации в будущем2,3

                                     СОС < 0            СОС = 0         СОС  > 0


                                      ЧОК <0             ЧОК = 0         ЧОК> 0

Излишек

6

5

4

Баланс

3

2

1

Дефицит

9

8

7


 

Рисунок 1.2 – Матрица оптимизации текущего финансирования CFOM

Как видно на рисунке матрица CFOM объединяет 9 квадрантов, которые можно подразделить на три основные зоны: зона излишков денежных средств, зона сбалансированного текущего финансирования и зона дефицита денежных средств.

Логическим завершением построения матрицы CFOM становится формулирование заключения и рекомендаций по поводу оптимизации текущего финансирования.

Результаты разработанной политики формирования оборотных активов получаю своё отражение в балансе формирования и финансирования оборотных активов. Он позволяет увязать общую потребность в оборотных активах с планируемым объёмом финансовых средств, привлекаемых из разных источников для обеспечения их формирования.

 

2.Управление дебиторской задолженностью

 

2.1 Дебиторская задолженность и основные подходы к управлению ею4

 

Дебиторская задолженность с точки зрения гражданского права является имущественным правом, т.е. правом на получение определенной денежной суммы (товара, работы, услуги) с должника. Данный вид задолженности отражается в бухгалтерской отчетности в составе оборотных активов организации.

Дебиторская задолженность — это комплексная статья, которая классифицируется по нескольким признакам.

  1. По экономическому содержанию в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»: за товары, работы и услуги, срок оплаты которых не наступил; за товары, работы и услуги, не оплаченные в срок; по векселям полученным; с дочерними и зависимыми обществами; с участниками (учредителями) по взносам в уставный капитал; по авансам выданным; с прочими дебиторами.

2. По времени возврата: нормальная (в пределах срока) дебиторская задолженность; просроченная дебиторская задолженность - задолженность истекшим сроком погашения по договору.

3.  По срокам погашения: краткосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12-ти месяцев после отчетной даты); долгосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты).

4. По степени обеспечения: необеспеченная дебиторская задолженность, предусмотренными законодательством и договором способами (залог, поручительство, банковская гарантия и др.); обеспеченная дебиторская задолженность.

5. По возможности взыскания: надежная дебиторская задолженность - задолженность в пределах срока, установленного договором, а также обеспеченная задолженность; сомнительная дебиторская задолженность - необеспеченная и непогашенная в срок задолженность, но у которой есть вероятность погашения; безнадежная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, невозможная к получению.

Дебиторская задолженность имеет существенный удельный вес (около 40%) во всех отраслях экономики России.

Наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности занимает задолженность за товары, работы и услуги, т.е. первые три вида дебиторской задолженности (80-90%). Рост дебиторской задолженности свидетельствует о том, что предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции, но вместе с тем задерживает платежи предприятию-поставщику, увеличивая тем самым кредиторскую задолженность. Поэтому управление дебиторской задолженностью в организации связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей.

Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед организацией по выплате денег за предоставление товаров, работ и услуг.

Содержание дебиторской задолженности сводится к следующему: это один из видов оборотных активов организации; неполученная часть выручки от продаж; отдельный вид обязательств, возникающих из договора, а также вследствие причинения вреда и иных оснований (ст. 307 и др. ГК РФ).

В основу управления дебиторской задолженностью положены два подхода5:

- первый основан на сравнении дополнительной прибыли с затратами и потерями, возникающими при изменении политики расчетов за реализованную продукцию;

- второй основан на сравнении и оптимизации размеров и сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженностей.

Если балансовые остатки дебиторской задолженности превышают остатки кредиторской задолженности, это может быть отражением следующих обстоятельств:

- дебиторы платят реже, чем организация должна платить кредиторам, т.е. оборачиваемость дебиторской задолженности в днях превышает оборачиваемость кредиторской задолженности в днях;

- средняя однодневная дебиторская задолженность превышает среднюю однодневную кредиторскую задолженность;

Информация о работе Управление дебиторсокй задолженностью