Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа
В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производство. Однако времена получения легкой прибыли прошли и поэтому предприятия вынуждены управлять дебиторской задолженностью таким образом, чтобы, не сорвав выполнение производственной программы, минимизировать при этом все возможные затраты, связанные с покупкой и хранением. Эффективное управление дебиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей для решения которой требуется провести исследования в этой области.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………………………………….5
Понятие оборотных активов и его основные показатели…………………5
Политика управления оборотными активами………….…………………8
УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ………..………13
Дебиторская задолженность и основные подходы к управлению ею……13
Политика управления дебиторской задолженностью………………………15
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ……………………………………………………………..53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….……57
Приведенные в таблице данные носят условный характер и призваны показать направление работы организации при определении надежности своих покупателей (потребителей).
Наиболее приемлемым и эффективным методом определения кредитоспособности клиента (покупателя) является метод оценки кредитной истории, который основан на ранжировании покупателей по их платежной дисциплине, ряду выбранных показателей, введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. Использование данного метода помогает оценить, насколько рискованно предоставление отсрочки платежа тому или иному покупателю. Для оценки кредитной истории можно использовать четыре основных показателя16:
- период работы с покупателем. Здесь уместно придерживаться правила 20/80, когда 20% покупателей приносят 80% дохода;
- период существования самой организации (число лет с момента государственной регистрации). Этот показатель косвенно отражает способность организации успешно функционировать в условиях рыночной конкуренции;
- объем накопленной дебиторской задолженности, просроченной свыше одного месяца. В связи с этим требуется строить реестр старения счетов дебиторов, который отражает структуру дебиторской задолженности (см. приложение);
- денежный поток, который определяет как поступление денежных средств за отгруженную продукцию с учетом скорректированной стоимости товаров, поступающих по бартерному обмену. Введение показателя денежного потока связанно с необходимостью оценить реальную денежную массу, поступающую за отгруженную продукцию.
После выбора и утверждения показателей для анализа кредитной истории необходимо все показатели перевести в 100-бальную шкалу. При этом наивысший балл в этой шкале присваивается наиболее предпочтительному значению. Рассмотрим критерии оценки показателей: период совместной работы; период существования; дебиторская задолженность, просроченная свыше одного месяца; денежный поток.
После присваивания баллов каждому показателю присваивается вес значимости и выводится сводный рейтинг для конкретной организации.
Таблица 2.6 - Определение сводного кредитного рейтинга покупателя N
Показатель |
Бальная оценка |
Вес |
Взвешенная оценка |
Период совместной работы |
50 |
0,10 |
5 |
Период существования |
40 |
0,15 |
6 |
Дебиторская задолженность свыше одного месяца |
60 |
0,40 |
24 |
Денежный поток |
80 |
0,35 |
28 |
Итого |
х |
1,00 |
63 |
Рейтинги организаций-покупателей необходимо периодически пересматривать.
Так как, различные клиенты имеют различную ценность для организации (предприятия), то для выработки оптимальных способов работы с каждым из них можно использовать клиентский скоринг17.
В основном ранжирование клиентов используется для:
- сегментации клиентов по определенным признакам (например, по статусу, размеру и прибыльностью) с дальнейшей разработкой регламентов (правил) работы с каждым сегментом;
- создание различных групп на основе определенных условий (например, группы организаций (предприятий), которые являются клиентами больше пяти лет, либо группы дебиторов);
- выделения в группы отдельных типов организаций (предприятий) при условии разработки регламентов взаимодействия для каждой такой группы;
- выделения специальных групп организаций (например, группы «черный список»), если взаимодействие с ними требует особого подход.
В основе системы клиентского скоринга лежит универсальный рейтинг клиента - агрегированный показатель, характеризующий экономическую эффективность работы с покупателями. Он базируется на величине маржи по клиенту №, определяемой следующим образом:
Маржа = оборот – себестоимость товара для предприятия – прямые затраты (27)
При этом прибыль организации рассчитывается как разница между маржинальным доходом и косвенным расходами. В качестве оборота используется месячная величина отгрузки товара данному покупателю. Рейтинг клиента определяется за период, кратный одному месяцу, и пересматривается с такой же периодичностью.
3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью
Для ускорения перевода дебиторской задолженности в иные формы оборотных активов, предприятия, будь это денежные средства или высоколиквидные долгосрочные (краткосрочные) ценные бумаги применяется рефинансирование дебиторской задолженности.
Выделяют два вида рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг и форфейтинг.
Факторинг - комиссионер, агент, посредник, и означает выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность, то есть те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту-факторинговой компании, которая в свою очередь именуется фактором. Отличие Фактора от других агентов, например от цессионера, в том, что он вступает во владение долгом, то есть поставщик теряет права собственности на дебиторскую задолженность.
Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.
В зависимости от наличия функции финансирования поставщика факторинговое обслуживание подразделяется на:
- факторинг с уплатой, который включает получение задолженности, принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем. В российской практике это называют административным управлением дебиторской задолженностью. В этом случае комиссионное вознаграждение фактора составляет около 0,5-1 % от суммы переуступленной дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется от общего объема задолженности поставщика, уменьшаясь с его ростом;
- факторинг с уплатой и финансированием включает выплату поставщику сразу после поставки товаров до 90 % от их продажной цены, при наличии накладных, акцептованных покупателем. Остаток выплачивается после погашения долга. В этом случае фактор устанавливает вознаграждение за риск при авансировании (0,5-1,2 % от суммы долга) в зависимости от общего количества дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание. С ростом количества дебиторов риски фактора размываются и комиссия снижается. В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны поставщик, покупатель и фактор
При покупке счетов факторинговая компания проводит анализ платежеспособности и добросовестности покупателя, ибо риски Фактора связанные с неоплатой счетов относятся именно к покупателю, а не к поставщику. Конечно, фактор производит проверку и поставщика, так как существует риск предоставления им поддельных документов по поставкам, что может повлечь за собой финансовые потери фактора. Во избежание появления “плохих долгов” от покупки некоторых счетов или долгов отдельных покупателей фактор может отказаться, либо предложить соглашение о покупке дебиторской задолженности с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику. В этом соглашении оговаривается срок наступления регресса, на какие долги он распространяется, в какой срок и каким образом происходит его исполнение. В России обычно регресс наступает через 30 дней после истечения отсрочки платежа, но Поставщик имеет возможность с согласия фактора продлить отсрочку платежа при наличии объективных трудностей у покупателя. Наличие регресса не сводит риски фактора к нулю, а лишь снижает их. При факторинге с регрессом фактор не берет на себя кредитный риск, то есть риск неплатежа покупателя вообще, а принимает ликвидный риск-риск неоплаты в срок, что происходит гораздо чаще. Российские покупатели не отличаются четкой платежной дисциплиной. Платеж покупателя через 3-5 дней после истечения отсрочки общепринятая практика.
Стоит отметить, что наличие у фактора права регрессного требования к поставщику несколько снижает для него стоимость факторингового обслуживания (приблизительно на 15-20 %), поэтому для поставщика имеет смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю, снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание.
Факторинг бывает как открытый так и закрытый. При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства перед поставщиком. В случае же закрытого факторинга продавец не хочет раскрывать причин, заставивших его воспользоваться услугами фактора. Дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает перечислять средства поставщику, который в свою очередь индоссирует их в пользу фактора. В настоящее время возможность применения закрытого факторинга в российских условиях ограничена, так как приводит к резкому увеличению рисков фактора. Глава 43 Гражданского кодекса РФ ст. 830 п. 1 гласит: “Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж”. Обычно процедуру уведомления дебитора о переуступке долга фактору берет на себя поставщик, потому что покупатель воспримет это психологически и технологически проще, нежели получив это уведомление от фактора. Некоторые поставщики перед принятием решения о переходе на факторинговое обслуживание беспокоятся о том, что работа фактора может отразиться на их клиентской базе. На самом деле конфликт между клиентом и дебитором в первую очередь невыгоден фактору, потому что его вознаграждение зависит от оборота поставщика. Для покупателя изменяются лишь реквизиты платежного поручения. В современной России факторинг еще не столь распространен как на западе, поэтому некоторые поставщики встречают непонимание со стороны покупателей при подписании уведомлений.
Факторинг-незаменимый финансовый инструмент для новых и небольших компаний, а также для фирм выбравших банковские лимиты кредитования, потому что факторинг-беззалоговая форма финансирования, для которой не нужно наличие кредитной истории.
Итак, рассмотрим преимущества факторинга для поставщика:
- возможность пополнения оборотных средств;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- расширение ассортимента, что повлечет приток новых покупателей;
- предоставление более льготных условий оплаты для покупателей;
- рост объема продаж, а значит рост прибыли;
- улучшение структуры
баланса-появляется
Операцией, близкой к факторингу, является форфейтинг. Однако в отличие от него форфейтинг – однократная операция, связанная с взиманием денежных средств петуем продажи приобретенных прав на товары и услуги. Форфейтинг получил распространение в конце 1950х- начале 1960-х г.г. в связи с развитием международной торговли, требующей увеличение сроков коммерческого кредитования.
Форфейтинг осуществляется по такой схеме: Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит досрочную, полную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем, денежные средства банку-форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер, покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтор. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. По своей сути форфейтинг похож на международный факторинг.
Заключение
Рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях рыночной экономики играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и погашения).
Все выше сказанное обусловило выбор темы курсовой работы.
В ходе курсового исследования сделаны следующие основные выводы.
Под дебиторской задолженность понимается право требования организации на поступление финансовых и нефинансовых активов, возникающее из обязательств юридических и физических лиц по договору в ходе хозяйственной деятельности, с целью обеспечения приемлемого уровня финансовой устойчивости.
Дебиторская задолженность, как экономическая категория, обладает рядом классификационных признаков: степень ликвидности, элементный состав, сроки образования и т.д.