Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политики управления запасами в ООО «Кондитерская фирма «Алтай» и предложение мер по ее совершенствованию.
В работе поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ управления запасами;
- изучение моделей управления запасами;
- изучение затрат, возникающих вследствие создания и хранения запасов

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления запасами 5
1.1 Понятие запасов и необходимость их создания 5
1.2 Модели управления запасами 10
1.3 Затраты, связанные с созданием и хранением запасов 14
1.4 Оценка и учет материальных запасов 15
1.5 Этапы политики управления запасами 20
2. Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 25
2.1 Характеристика предприятия 25
2.2 Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 26
2.3 АВС и XYZ-анализы запасов ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 31
3. Основные направления совершенствования политики управления запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 34
Заключение 36
Список литературы 39
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

201202 финансовый менеджмент.docx

— 211.23 Кб (Скачать файл)

- обеспечение сбыта (запасы готовой продукции);

- создание сезонных запасов.

  1. Оптимизация размера основных групп запаса.

Может рассчитываться несколькими  способами. Наиболее популярна «Модель экономически обоснованного размера заказа – [Economic ordering quantity] EOQ».

Оптимальная сумма запасов  рассчитывается по формуле:

qопт =

, где

qопт – оптимальная сумма запасов;

С0 – годовая потребность запасов;

Схр – затраты на хранение 1 единицы запасов;

Срз – затраты на размещение одного заказа на 1 единицы запасов.

Из формулы расчета  модели EOQ можно увидеть, что модель EOQ предполагает минимизацию затрат на создание и хранение запасов.

  1. Оптимизация общей суммы запасов.

На этом этапе для расчета оптимальной суммы запасов каждого вида (в целом и по основным группам учитываемой их номенклатуры) возможно применение формулы:

Зп = (Нтх * О0) + Зсх + Зцн, где

Зп – оптимальная сумма запасов на конец рассматриваемого периода;

Нтх – норматив запасов текущего хранения в днях оборота;

О0 – однодневный объем производства (для запасов сырья и материалов) или реализации (для запасов готовой продукции) в предстоящем периоде;

Зсх – планируемая сумма запасов сезонного хранения;

Зцн – планируемая сумма запасов целевого назначения других видов.

  1. Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов.

Управление этими процессами осуществляется путем оптимизации  материальных потоков всех видов  запасов. Оптимизация материальных потоков представляет собой процесс  выбора наилучших форм их организации  на предприятии с учетом условий  и особенностей осуществления технологического цикла его операционной деятельности. Основной целью оптимизации материальных потоков предприятий является обеспечение своевременной доставки различных материальных активов в необходимом количестве в нужные пункты с минимумом затрат на осуществление этого процесса. Методологическую основу оптимизации материальных потоков составляют концепции, методы и приемы логистики.

  1. Обоснование учетной политики оценки запасов.

На данном этапе происходит выбор метода оценки запасов. Методы учета и оценки запасов были рассмотрены  нами выше.

  1. Контроль за состоянием запасов.

В целях контроля за состоянием запасов широкое распространение получил АВС-анализ, XYZ-анализ и их совмещение [17, с. 4].

В ходе АВС-анализа происходит разделение видов запаса на три группы. В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком.

В категорию «В» включают виды запасов, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного производственного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности предприятия.

В категорию «С» включают все остальные виды запасов с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов.

При проведении XYZ-анализа запасы группируются по однородности анализируемых параметров, другими словами – по коэффициенту вариации.

В группу X попадают запасы с коэффициентом вариации менее 10%.

В группу Y – запасы с коэффициентом вариации от 10% до 25%.

В группу Z – запасы с коэффициентом вариации более 25%.

При совмещении АВС и XYZ-анализа получаем девять групп запасов (рис. 5).

 

А

В

С

X

АX

ВX

СX

Y

АY

ВY

СY

Z

АZ

ВZ

СZ




 

Рисунок 5 – Совмещенный АВС и XYZ-анализ

 

Расход запасы групп АХ и ВХ отличается стабильностью  и хорошей прогнозируемостью. Данные виды запасов всегда должны быть в  наличии, но при этом  нет необходимости в создании избыточного страхового запаса.

Запасы групп AY и BY не отличаются стабильностью, поэтому им необходим страховой запас.

У  запасов, попавших в  группы AZ и BZ, очень сложно прогнозировать расход. Создание по ним чрезмерных страховых запасов не даст желаемого результата, поэтому данные группы нуждаются в пересмотре системы заказов.

Для запасов  группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

Для запасов  группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

Группу запасов CZ нужно регулярно контролировать, так как именно из запасов этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, от которых компания несет потери.

Таким образом, политика управления запасами включает в себя несколько  этапов от постановки целей до применения системы контроля за состоянием запасов. Широкое распространение получили такие системы контроля, как АВС-анализ, XYZ-анализ и их совмещение. Использование совмещенного АВС и XYZ-анализа позволяет:

  • повысить эффективность системы управления запасами;
  • выявить ключевые запасы и причины, влияющие на количество запасов хранящихся на складе;
  • повысить эффективность системы управления запасами.

Подводя итог теоретическим  основам управления запасами можно  сказать следующее. В общем смысле запасами считаются ресурсы, необходимые для производства готовой продукции, незавершенное производство и сама готовая продукция, находящаяся в различных звеньях логистической цепи. Запасы необходимы для бесперебойного процесса производства и обеспечения потребителей. Существует ряд причин, побуждающих делать запасы. В тоже время, создание запасов влечет за собой увеличение затрат на их содержание и ряд других возможных негативных последствий. Отсюда управление запасами – это управленческая деятельность по оптимизации запасов. Для оптимизации принятия решения об уровне запасов необходимо применение методов моделирования. Создание запасов влечет за собой дополнительные затраты. Управление затратами, связанными с созданием и хранением запасов – это нахождение баланса между затратами на содержание запасов и потерями, к которым может привести недостаточный уровень запасов. Использование совмещенного АВС и XYZ-анализа в конечном итоге позволяет повысить эффективность системы управления запасами.

 

 

  1. Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай»

    1. Характеристика  предприятия

 

Кондитерская фабрика  «Алтай» - одно из крупнейших предприятий  Алтайского края. История фабрики  начинается с 1974 года, в 1985 году начинается строительство фабрики,  а уже в феврале 1989 года фабрика выпускает первую продукцию – карамель, шоколадные конфеты, печенье, вафли.

Продукция фабрики хорошо знакома потребителям по всей России и странам СНГ. Качество продукции подтверждено международными сертификатами системы ISO и OHSAS. Но главным показателем качества является доверие потребителей.

На предприятии реализована  программа тесного сотрудничества с  поставщиками сырья и упаковки.

Предприятие выпускает широкий  ассортимент знакомых с детства  конфет и печенья.

Продукция фабрики не раз  завоевывала признание на различных региональных, всероссийских и международных выставках и ярмарках:

- Алтайской Ярмаркой «АлтайAгроРоссия», г. Барнаул;

- Сибирской ярмаркой «СибАгроРоссия», г. Новосибирск;

- Ярмаркой «Яармаг-96», г. Улан-Батор (Монголия);

- 5-ой международной специализированной выставкой-ярмаркой «Интерсладости-97», г. Москва.

В 1996 году фирма «Алтай», первая из алтайских предприятий, получила «Золотой ярлык» - знак отличия европейской  ассоциации «Мир без границ» (Швейцария  – Франция) как наиболее перспективное  предприятие.

Все закупки предприятие осуществляет на конкурсной основе.

    1. Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай»

 

Анализ политики управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» произведем по соответствующим этапам.

  1. На первом этапе проанализируем запасы в предыдущем периоде.

Сначала определим динамику и удельный вес запасов в общем объеме оборотных активов по данным бухгалтерского баланса (таблица 1).

Таблица 1

Расчет  удельного веса запасов

 

2010 год

2011 год

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

На начало периода

Оборотные активы

995 184,00

100,00

1 254 306,00

100,00

Запасы

296 886,00

29,83

308 222,00

24,57

На конец периода

Оборотные активы

1 254 306,00

100,00

1 393 553,00

100,00

Запасы

308 222,00

24,57

302 841,00

21,73


 

Таблица 1 показывает, что снижение запасов за 2010 год составило примерно 5%, а за 2011 год – примерно 3%. Это может говорить о том, что в 2011 году предприятию было сложнее реализовать свою продукцию, чем в 2010 году.

Теперь рассмотрим структуру  запасов (таблица 2).

Из таблицы 2 видно, что  самый большой удельный вес в  запасах имеют сырье и материалы  – более 80%. Незавершенное производство снижается по мере превращения в  готовую продукцию, удельный вес  которой растет. Расходы будущих  периодов колеблются от 3% до 11%.

Теперь рассмотрим состояние  запасов по кварталам (таблица 3).

Таблица 3 демонстрирует тенденцию  максимального роста запасов  в конце третьего – начале четвертого квартала, при незначительных колебаниях в середине года. Данный факт можно  объяснить сезонностью – повышенным спросом на конфеты в четвертом квартале, в преддверии празднования Нового года.

Таблица 2

Структура запасов

Вид запаса

2010 год

2011 год

на начало периода

на конец периода

на начало периода

на конец периода

сумма, тыс.руб.

%

сумма, тыс.руб.

%

сумма, тыс.руб.

%

сумма, тыс.руб.

%

Сырье и материалы

255 189,00

85,96

250 098,00

81,14

250 098,00

81,14

258 473,00

85,35

Затраты в незавершенном производстве

26 853,00

9,04

23 360,00

7,58

23 360,00

7,58

13 811,00

4,56

Готовая продукция

3 544,00

1,19

863,00

0,28

863,00

0,28

19 978,00

6,60

Расходы будущих периодов

11 300,00

3,81

33 901,00

11,00

33 901,00

11,00

10 579,00

3,49

ИТОГО

296 886,00

100,00

308 222,00

100,00

308 222,00

100,00

302 841,00

100,00


 

Таблица 3

Состояние запасов по кварталам

 

Сумма, тыс.руб.

Отклонение (+/-)

Темпы роста, %

01.01.2010

296 886,00

---

---

01.04.2010

311 912,00

15 026,00

4,82

01.07.2010

318 714,00

6 802,00

2,13

01.10.2010

347 449,00

28 735,00

8,27

01.01.2011

308 222,00

-39 227,00

-12,73

01.04.2011

320 116,00

11 894,00

3,72

01.07.2011

328 994,00

8 878,00

2,70

01.10.2011

352 118,00

23 124,00

6,57

01.01.2012

302 841,00

-49 277,00

-16,27

Информация о работе Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай»