Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение политики управления запасами в ООО «Кондитерская фирма «Алтай» и предложение мер по ее совершенствованию.
В работе поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических основ управления запасами;
- изучение моделей управления запасами;
- изучение затрат, возникающих вследствие создания и хранения запасов

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления запасами 5
1.1 Понятие запасов и необходимость их создания 5
1.2 Модели управления запасами 10
1.3 Затраты, связанные с созданием и хранением запасов 14
1.4 Оценка и учет материальных запасов 15
1.5 Этапы политики управления запасами 20
2. Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 25
2.1 Характеристика предприятия 25
2.2 Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 26
2.3 АВС и XYZ-анализы запасов ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 31
3. Основные направления совершенствования политики управления запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» 34
Заключение 36
Список литературы 39
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

201202 финансовый менеджмент.docx

— 211.23 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим  показатели оборачиваемости запасов, такие как время и скорость обращения.

Время обращения – это  количество дней, за которые израсходован запас, исчисляется по формуле:

 

 

B – время обращения, дней;

 – средний запас, руб.;

T – фактический однодневный товарооборот, руб.

Скорость обращения показывает, сколько оборотов делает запас, рассчитывается по формуле:

 

С – скорость обращения запасов;

О – объем  товарооборота, руб.

Величину средних запасов  вычислим по формуле средней арифметической, т.к. нам известен размер запасов  на начало и конец периода:

 

 


Однодневный товарооборот вычисляется делением общего товарооборота на число дней в периоде (в данном случае 360 дней).

   
   
   

 

Сведем все полученные показатели оборачиваемости в одну таблицу (таблица 4).

Таблица 4 демонстрирует относительную  стабильность средних запасов. При  этом положительная динамика заключается  в увеличении однодневного товарооборота  на15%, сокращении времени обращения  запасов на 16% и увеличении скорости обращения на 14%. Это говорит о  том, что предприятие ведет эффективную  политику по управлению запасами, направленную на сокращение времени обращения  запасов и увеличение скорости оборота.

 

Таблица 4

Показатели оборачиваемости

 

 

  1. На втором этапе анализа политики управления запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» необходимо определить цели политики.

Главная цель создание запасов  – осуществление бесперебойного снабжения производственного процесса и сбытовой деятельности.

В соответствии с бухгалтерским  балансом ООО «Кондитерская фирма «Алтай» подразделяет свои запасы на категории:

- сырье,  материалы и другие аналогичные  ценности;

- затраты  в незавершенном производстве;

- готовая  продукция и товары для перепродажи;

- расходы будущих периодов.

3. На третьем этапе рассчитаем оптимальный размер производственных запасов.

Потребность в сырье и  материалах в 2011 году по основным группам составила:

- молочная продукция – 542 834,4 тыс. руб.;

- мука – 61 654,7 тыс. руб.;

- сахар – 91 684,8 тыс. руб.;

- яйцо – 139 520,4 тыс. руб.;

- наполнители и добавки   – 1 245 201,1 тыс. руб.

Размещение одного заказа на 1 кг сырья обошлось в среднем 300 руб.

Хранение 1 кг запасов обошлось в среднем 320 руб.

Молочная продукция:

qопт =

Средняя стоимость молочной продукции равна 37,8 руб./кг, отсюда оптимальный размер запасов молочной продукции в натуральном выражении равен 26 689,63 ~ 26 690 ед.

Мука.

qопт =

При средней цене в 11,6 руб./кг, оптимальный размер запасов муки в натуральном выражении равен 29 310,67 ~ 29 311 кг.

Сахар.

qопт =

При средней цене в 18,0 руб./кг, оптимальный размер запасов сахара в натуральном выражении равен 23 034,39 ~ 23 034 кг.

Яйцо.

qопт =

При средней цене в 2,1 руб./шт., оптимальный размер запасов яйца в натуральном выражении равен 243 557,14 ~ 243 557 шт.

Наполнители.

qопт =

При средней цене в 73,2 руб./ед., оптимальный размер запасов сахара в натуральном выражении равен  20 874,17 ~ 20 874 ед.

Состав данной категории  очень разнообразен, поэтому полученные данные весьма усредненные.

При рассчитанных показателях  оптимального размера запасов затраты на создание и содержание запасов будут сведены к минимуму.

    1. АВС и XYZ-анализы запасов ООО «Кондитерская фирма «Алтай»

 

После расчета и анализа основных показателей запаса необходимо провести АВС и XYZ-анализы.

Данные АВС-анализа представлены в таблице5.

Таблица 5

АВС-анализ запасов ООО «Кондитерская фирма  «Алтай»

Наполнители и добавки  и молочная продукция попали в группы А и В соответственно. Состояние запасов этих категорий, как наиболее значимым, должно быть на особом контроле.

Теперь проведем XYZ-анализ запасов. Для этого необходимо рассчитать коэффициент вариации для каждой категории запасов по формуле:

, где

xi – потребность в категории запаса за i-ый период;

 – среднее значение потребности в категории запаса;

n – число периодов.

Результаты расчетов отразим  в таблице 6.

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

XYZ-анализ запасов ООО «Кондитерская фирма «Алтай»

Наименование позиции

Годовая потребность в ресурсе, руб.

Средняя потребность за квартал, руб.

Подкоренное выражение

Коэффициент вариации, %

Группа

Яйцо

139 520,30

34 880,08

7 128 674,00

7,65

X

Сахар

91 684,80

22 921,20

11 305 078,00

14,67

Y

Наполнители

1 245 201,10

311 300,28

3 363 957 339,00

18,63

Y

Мука

61 654,70

15 413,68

13 504 211,00

24,00

Z

Молочная продукция

542 834,40

135 708,60

2 183 219 387,00

34,43

Z


 

Объединим результаты АВС  и XYZ-анализов запасов (таблица 7).

Таблица 7

Объединенный АВС и XYZ-анализ запасов

ООО «Кондитерская  фирма «Алтай»

Группы

А

В

С

X

АХ

ВХ

СХ

Яйцо

Y

АY

Наполнители и добавки

ВY

СY

Сахар

Мука

Z

АZ

ВZ

Молочная продукция

СZ


 

Наполнители и добавки  попали в группу АY. Это означает, что данная категория запасов имеет высокий товарооборот, но расход нестабилен, следовательно, необходимо увеличение страхового запаса. Кроме того, данную группу отличает высокая скорость оборота, что необходимо принимать во внимание при расчете потребности и учитывать скорость доставки.

Для молочной продукции, как  для попавшей в группу ВZ, характерен высокий товарооборот, но крайне низкая прогнозируемость расхода. В этом случае разумно будет для скоропортящихся товаров рекомендовать снижение запасов при повышении частоты поставок, для прочих – подходит система с постоянным объемом заказа.

Группу СХ, куда попало яйцо, отличает невысокий товарооборот при высокой стабильности расхода, поэтому возможна система с постоянной периодичностью заказа и невысокий страховой запас.

Мука и сахар попали в группу СY. Заказ этих товаров можно осуществлять при постоянном объеме (сумме), но необходим страховой запас.

 

 

  1. Основные  направления совершенствования  политики управления запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай»

 

Реализация грамотной  политики управления запасами направлена на оптимизацию системы по созданию и содержанию запасов, минимизации затрат на них.

В целях совершенствования политики управления запасами ООО «Кондитерская фирма «Алтай» необходимо:

  1. Создать информационную систему по мониторингу и контролю запасов.

Создание и внедрение  системы мониторинга и контроля за состоянием запасов позволит в  реальном времени непрерывно отслеживать  фактическое состояние запасов  и сравнивать его с нормативным.

  1. Наладить учет параметров выполнения заказов и контроль хода их прохождения.
  2. Определить объемные, пространственные и временные характеристики запасов, стоимости хранения единицы запаса.

Определение физических характеристик  запасов позволит эффективнее использовать складские площади, а значит снизить  издержки на хранение запасов.

  1. Определить нормативные характеристики запасов.

Определение нормы запасов  оптимизирует издержки на создание и  поддержание запасов.

  1. Определить реальную стоимость и время выполнения заказов.
  2. Разработать правила определения момента и объема заказа.

Благодаря разработанным  правилам определения момента и  объема заказа получаем возможность безболезненного регулирования параметров заказа.

  1. Использовать статистические методы моделирования управления запасами.

В данном случае проводится анализ оборачиваемости по каждой категории запасов за длительный период, на основе которого рассчитываются нормативные характеристики запасов: страховой запас и точка заказа. Страховой запас является величиной постоянной и носит неприкосновенный характер при обычных обстоятельствах, расходуется в непредвиденных случаях. Точка заказа – нижняя граница заказа, показывает момент, когда нужно делать очередной заказ.

  1. Тщательное планирование, учет и контроль позиций группы АY (наполнители и добавки).

Для молочной продукции, как  для попавшей в группу ВZ, разумно будет для скоропортящихся товаров рекомендовать снижение запасов при повышении частоты поставок, для прочих – подходит система с постоянным объемом заказа. Для группы СХ, куда попало яйцо, возможна система с постоянной периодичностью заказа и невысокий страховой запас. Мука и сахар попали в группу СY. Заказ этих товаров можно осуществлять при постоянном объеме (сумме), но необходим страховой запас.

  1. Экономия материалов, сырья и энергетических ресурсов (заложенная на стадии разработки, за счет внедрения более современных ресурсосберегающих технологий и т.д.).

Реализация данных направлений совершенствования политики управления запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай» приведет к увеличению прибыльности и рентабельности деятельности фирмы за счет снижения затрат на создание и содержание запасов.

Доведение материальных запасов  до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создает условия для выпуска дополнительного количества продукции. 

Заключение

 

Запасы необходимы для  бесперебойного процесса производства и обеспечения потребителей. В общем смысле запасами считаются ресурсы, необходимые для производства готовой продукции, незавершенное производство и сама готовая продукция, находящаяся в различных звеньях логистической цепи. Ряд причин, таких как перебои с поставками, сезонный характер, колебания спроса, желания снизить издержки (скидка к цене и снижение транспортных расходов) при покупке большой партии, побуждает предпринимателей делать запасы. В тоже время, создание запасов влечет за собой увеличение затрат на их содержание и ряд других возможных негативных последствий. Отсюда управление запасами – это управленческая деятельность по оптимизации запасов.

Определение необходимого уровня запасов – очень сложный вопрос, на который оказывают влияние  различные факторы. Применение тех  или иных методов принятия решения  об уровне запаса и величине заказа обусловлено спецификой деятельности предприятия.

Создание запасов влечет за собой дополнительные затраты. Управление затратами, связанными с созданием и хранением запасов – это нахождение баланса между затратами на содержание запасов и потерями, к которым может привести недостаточный уровень запасов. К затратам на создание и хранение запасов относятся не только расходы, прямо связанные с содержанием запасов, но и упущенная прибыль от недостаточного или избыточного размера запасов. Затраты на создание и хранение запасов могут достигать 25% стоимости самих запасов. Поэтому очень важно обеспечить именно тот уровень запасов, который обеспечит минимизацию затрат на их создание и содержание при бесперебойном обеспечении производственного процесса. Управление затратами на создание и хранение запасов является составной частью управления всего предприятия.

На оценку запасов влияет ряд факторов, таких как принадлежность или нет предприятию по праву  собственности, предназначение запасов и форма их учета.

Политика управления запасами включает в себя несколько этапов от постановки целей до применения системы контроля за состоянием запасов. Широкое распространение получили такие системы контроля, как АВС-анализ, XYZ-анализ и их совмещение

В ходе работы был проведен анализ управления запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай». В ходе анализа были рассчитаны и проанализированы основные показатели запасов.  Расчеты показали, что самый большой удельный вес в запасах имеют сырье и материалы – более 80%. Имеется тенденция максимального роста запасов в конце третьего – начале четвертого квартала, при незначительных колебаниях в середине года. Данный факт можно объяснить сезонностью – повышенным спросом на конфеты в конце четвертого квартала. Показатели времени обращения запасов и скорости обращения говорят о том, что предприятие ведет эффективную политику по управлению запасами, направленную на сокращение времени обращения запасов и увеличение скорости оборота.

Далее были рассчитаны оптимальные размеры производственных запасов по каждой категории запасов в натуральном и стоимостном выражении. При рассчитанных показателях оптимального размера запасов затраты на создание и содержание запасов будут сведены к минимуму.

Был проведен объединенный АВС  и XYZ-анализ запасов.

Результатом работы стало  предложение основных направлений совершенствования политики управления запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай». Основными из них являются:

Информация о работе Управление запасами на ООО «Кондитерская фирма «Алтай»