Управление финансами организаций энергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление проблем в управлении финансами организаций энергетики на примере КГУП «Примтеплоэнерго» и предложение рекомендаций по решению проблем управления финансовыми ресурсами для повышения эффективности работы предприятия с расчетом эффективности предложенных мероприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

управление финасами.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

В процессе становления  рыночных отношений модифицируется и унифицируется порядок расчета  тарифов на электроэнергию, отпускаемую  потребителям. Так, во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» разработаны и утверждены «Временные методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке», согласно которым в настоящее время и устанавливается порядок расчета, введение в действие и изменения тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую потребителям.

Для регулирования  тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) энергоснабжающая организация представляет в региональную энергетическую комиссию обосновывающие материалы.

С точки зрения возможностей соизмерения результатов различных  видов деятельности, большинство  энергетических предприятий находится  в особом положении. Результаты их деятельности могут быть соизмерены физическим путем, в единых единицах энергии. Однако такое соизмерение весьма несовершенно. Так, может быть различным давление отборного пара, размах колебаний напряжения электроэнергии и их частота. Существенное значение для измерения ценности энергии имеет время (в течение суток и в течение года), в которое необходимо снабдить энергией потребителя. Соизмерение разнокачественной и разновременной энергии обычным физическим путем невозможно. Значительно сложнее сопоставить разнородные материальные и нематериальные затраты. Физически они несоизмеримы. Например, топливо и живой труд в текущей деятельности электростанций, цемент и оборудование при их строительстве можно соизмерять только через цены и ставки заработной платы.

Концентрация задолженности  в энергетике и газовой промышленности по сравнению объеме отгруженной продукции энергетических отраслей, является высокой. В настоящее время в просроченную дебиторскую задолженность энергетической отрасли включают только долги добывающим предприятиям, в то время как основная часть просроченной задолженности появляется оттого, что потребители задерживают оплату дочерним предприятиям, занимающимся транспортировкой энергии.

В период мирового финансового  кризиса клиенты не выполняют  своих обязательств по расчетам с  поставщиками энергоресурсов, последние не выполняют своих обязательств по уплате налогов. Важно заметить, что российская налоговая система «ориентирована на наличность» (то есть налоги начисляются только по факту получения платежа), так что просроченная налоговая задолженность представляет собой исключительно налоги, начисленные по сделкам, по которым были получены платежи.

Разработка и реализация мер, направленных на повышение внутренней эффективности и снижение издержек в энергетике, осуществляется министерством энергетики в соответствии с Планом действий по реализации Программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год в сфере энергетики.

Основным направлением повышения эффективности в энергетике в настоящее время является сокращение издержек. Программы по управлению издержками в энергокомпаниях заложены в состав бизнес-планов на очередной год.

Работу над сокращением  издержек можно проводить по нескольким направлениям. В частности, речь идет о сокращении затрат на ремонты, на оплату труда за счет оптимизации численности персонала, сокращении общехозяйственных расходов и сокращении потерь электроэнергии в сетях, а также об оптимизации экспортно-импортных поставок электроэнергии и применении новых технологий и материалов.

Предполагается, что дальнейшая работа по повышению эффективности и снижению издержек будет осуществляться министерством энергетики через разработку программ управления издержками компаний энергетики с целью сдерживания тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей на 2009 и 2010 годы и изысканию внутренних источников инвестиций за счет снижения издержек.

Определение общей потребности  в финансовых средствах (себестоимости  и прибыли) энергоснабжающей организации по регулируемым видам деятельности должно возмещать все обоснованные материальные затраты, включая затраты на покупную энергию, покрытие финансовых издержек (проценты по кредитам или облигациям), выплату налогов, амортизационных отчислений и отчислений для образования иных специальных средств энергоснабжающей организации, начисления дивидендов по акциям на формирование необходимого объема чистой прибыли для осуществления производственных и социальных программ [12. С. 35].

Общая потребность энергоснабжающих организаций в финансовых средствах  включает в себя виды расходов на воспроизводство, относимые на себестоимость продукции:

1. Сырье, основные  материалы. Расчет осуществляется исходя из действующих норм и нормативов с учетом прогнозируемых в период регулирования цен и тарифов на указанные сырье и материалы.

2. Вспомогательные  материалы. Расчет осуществляется  исходя из действующих норм и нормативов с учетом прогнозируемых в период регулирования цен и тарифов на указанные вспомогательные материалы.

3. Услуги производственного  характера. Расчет осуществляется  исходя из необходимости проведения  регламентных (ремонтных и других) работ с учетом прогнозируемых в период регулирования цен и тарифов на указанные услуги.

4. Топливо на  технологические цели. Потребность  в средствах на оплату топлива  определяется на основании нормативов  удельных расходов топлива на производство электрической энергии и тепло, рассчитываемых на базе нормативных энергетических характеристик энергетического оборудования и планируемого режима работы оборудования на период регулирования с учетом прогнозируемых цен на топливо и тарифов на перевозки.

5. Затраты на  оплату труда. Расчет величины расходов на оплату труда персоналам занятого в основной деятельности, осуществляется в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

6. Отчисления  на социальные нужды, в том  числе: отчисления на социальное страхование, обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд и другие отчисления, предусмотренные действующим законодательством. Расчеты осуществляются исходя из установленных действующими нормативными правовыми актами норм и нормативов указанных отчислений.

7. Амортизация  основных фондов. Расчет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов осуществляется по нормам амортизации, утвержденным в установленном порядке по видам основных фондов коммерческих организаций.

9. Прочие затраты  в том числе:

  • абонентная плата за услуги по организации (функционирования) и развитию ЕЭС России. Расчет осуществляется в соответствии с утвержденным размером абонентной платы.
  • отчисления в ремонтный фонд, в случае его формирования. Независимо от схемы финансирования, потребность в финансовых средствах на проведение всех видов ремонтов рассчитывается на основе норм и программ проведения ремонтных работ и норм расходования материальных и трудовых ресурсов.
  • средства на создание сезонных запасов топлива. Расчет производится исходя из проектных показателей по закладке топлива на осенне-зимний период и содержанию госрезервов.
  • непроизводственные расходы. Налоги и другие обязательные сборы, оплачиваемые за счет себестоимости.
  • затраты на подготовку и переподготовку кадров.
  • амортизация по нематериальным активам.
  • плата за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ.
  • оплата процентов за кредит и по бюджетным ссудам.
  • целевые средства энергоснабжающих организаций.
  • другие прочие затраты исходя из действующих нормативных документов и отраслевых особенностей отнесения затрат на себестоимость продукции.

Министерство энергетики совместно с Федеральной службой  по тарифам России и Федеральной  антимонопольной службой России формирует систему мониторинга  и прогнозирования стоимости  и издержек производства электроэнергии. Для этого создается интегрированная база данных об отдельных важнейших видах издержек – топливных затратах и затратах на ремонт.

Помимо этого, министерство энергетики высказывает мнение о  принятии дополнительных мер, направленных, в частности, на создание нормативной основы для работы по сокращению издержек в энергетике, разработку системы технико-экономических показателей для сетевых и генерирующих компаний.

Все эти меры Министерство энергетики намерено включить в разрабатываемую  программу повышения эффективности естественных монополий и снижения издержек в энергетике на 2010–2012 годах.

 

2 Анализ системы управления  финансами Дальнереченского теплового  района КГУП «Примтеплоэнерго»

 

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

 

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» создано на основании постановления Губернатора приморского края от 31 июля 2001г. №560 «Об учреждении краевого государственного предприятия «Примкрайтеплоэнерго».

Полное наименование предприятия: краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго».

Сокращенное наименование: КГУП «Примтеплоэнерго».

Предприятие является коммерческой организацией.

Учредителем предприятия  является Приморский край. КГУП «Примтеплоэнерго»  является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, различные фирменные штампы и бланки, собственную эмблему, а так же зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Место нахождения предприятия: Приморский край, г.Владивосток, ул. Светланская,83.

Имущество предприятия  находится в государственной  собственности Приморского края, является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Предприятия, является администрация Приморского края.

Предприятие имеет 9 филиалов, разделенных на тепловые районы. Филиалы и тепловые районы не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденных КГУП «Примтеплоэнерго» положениях и осуществляют свою деятельность от имени КГУП «Примтеплоэнерго». Ответственность за деятельность филиалов и тепловых районов несет КГУП «Примтеплоэнерго».

Уставный фонд КГУП «Примтеплоэнерго»  составляет 5 000 000 рублей.

Предприятие создано  для удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении, водоснабжении  и других коммунальных услугах, жителей и иных потребителей Приморского края и получения прибыли для целей строительства, реконструкции и обновления основных фондов, внедрения и освоения новой техники и технологий, мероприятий по охране труда и окружающей природной среды, проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, материального стимулирования, повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и служащих в учебном производственном центре КГУП «Примтеплоэнерго».

Для достижения указанных  целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • производство тепловой энергии (пара и горячей воды) котельными для отопления, горячего водоснабжения и других целей;
  • распределение тепловой энергии по тепловым сетям среди потребителей (население, промышленные предприятия и т.п.);
  • сбор и очистка как питьевой, так и непитьевой воды;
  • распределение воды среди различных потребителей (население, промышленные предприятия и т.п.):
  • производство электроэнергии дизельными и прочими электростанциями, работающими на твердом и жидком топливе;
  • передача электроэнергии;
  • распределение электроэнергии по электрическим сетям среди потребителей (население, промышленные предприятия и т.п.);
  • оперативно-диспетчерское управление технологическими процессами на электростанциях, в электрических сетях и в тепловых сетях;
  • монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание электротехнического и теплотехнического оборудования, аппаратуры и средств зашиты электростанций, электрических сетей, тепловых сетей и котельных и т.п.

КГУП «Примтеплоэнерго» возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказами Администрации Приморского края.

Права и обязанности  Генерального директора, а также  основания для расторжения  трудовых отношений с ним регламентируются трудовым законодательством, а также трудовым договором, заключаемым с Федеральным дорожным агентством.

Генеральный директор действует  от имени предприятия без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Информация о работе Управление финансами организаций энергетики