Управление финансовыми рисками организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса, при этом под финансовым риском предприятия понимается вероятность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в форме потери дохода и капитала в ситуации неопределенности условий осуществления его финансовой деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми рисками……...7
1.1 Сущность и содержание финансовых рисков……………………………7
1.2 Понятие и содержание управления рисками………………………...…13
1.3 Методы оценки финансового риска…………………………………….16
Выводы………………………………………………………………………..20
Глава 2.Анализ финансовых рисков на примере ООО «Альфа» ……….21
2.1 Экономическая характеристика ООО «Альфа»………………………..21
2.2 Анализ результатов финансово-экономической деятельности предприятия……………………………………………………………………..26
2.3 Проблемы управления финансовыми рисками……………………….35
Выводы……………………………………………………………………….37
Глава 3. Проект мероприятий по снижению финансового риска……….38
3.1 Основные мероприятия по управлению финансовыми рисками предприятия……………………………………………………………………..38
3.2 Оптимизация структуры продаж и совершенствование маркетинговой политика как инструменты снижения финансовых рисков…………………46
Выводы………………………………………………………………….……52
Заключение…………………………………………………………………..53
Список использованных источников и литературы……………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая фин мен.docx

— 191.80 Кб (Скачать файл)

Магазин ООО «Альфа» размещается в отдельно стоящем здании. Здание включают в себя следующие группы помещений: торговое помещение; складское помещение (для хранения сухих продуктов, инвентаря, белья); административно – бытовое помещение (кабинет директора, комната работников, гардеробная); технические помещения (вентиляционная камера, щитовая, бойлерная, тепловой узел). Оборудование в торговом зале размещается таким образом, чтобы покупатель имел свободный доступ к торговым прилавкам, витринам и холодильникам.

Следует отметить, что ООО «Альфа» - предприятие небольшое, штат сотрудников насчитывает 18 человек. Из них: генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике и финансам, финансовый директор, бухгалтер, 2 товароведа, 8 продавцов, 2 уборщицы и 2 дворника.

Управление осуществляется генеральным директором, заместителем генерального директора и финансовым директором. В каждом подразделении  есть свой руководитель: финансовый директор – бухгалтерия, заместитель директора, товаровед, МОП, продавец. Все отделы взаимосвязаны между собой и  подчиняются генеральному директору.

Грамотно построенная  организационная структура –  один из факторов успеха предприятия, потому, что она определят взаимосвязи  и подчинения на предприятии, определяет также гибкость и адаптивные способности  фирмы, что в нынешних условиях экономики  также немаловажно[12]. Организационная структура представлена на рисунке 2.

 

Рис. 2. Организационная структура ООО «Бастион»

Можно определить структуру  управления компании - линейно-функциональная (рис.2). Так как во главе предприятия стоит руководитель, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые одновременно осуществляют административное и функциональное управление, но вместе с тем все составляющие предприятия несут на себе и функциональную нагрузку. Линейно-функциональная структура имеет ряд преимуществ, что позволяет оперативно и эффективно управлять. Она наиболее простая: имеет один процесс связи, каждый подчиненный имеет только одного начальника.

[12]Абрютина М.С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М. : «Дело и сервис», 2007. - 450 с.

Это способствует четкому  и оперативному управлению, повышению  ответственности руководителя за эффективность  работы возглавляемого им звена. Но эта  структура характерна для малых  предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и торгово-закупочных связей немного.

Когда же масштабы предприятия  больше, а круг решаемых проблем  все возрастает, повышается технологический  и организационный уровень, линейно-функциональная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может  знать все и поэтому не может  управлять хорошо.

Закупая товар, заместитель  генерального директора по экономике  и финансам и товаровед несут  ответственность за то, чтобы товары, включаемые в ассортимент, были быстро и успешно продаваемы.

Работа бухгалтерии построена  рационально и просто: бухгалтер  занимается учетом предприятия, его  финансовым состоянием, начислением  заработной платы сотрудникам, ведением финансовой документации.

Маркетингом и рекламой занимается непосредственно генеральный директор предприятия.

Генеральный директор возглавляет  работу по комплектованию предприятия  кадрами продавцов и рабочих  в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися  внешними внутренними условиями  его деятельности.

Также перед руководством предприятия ставится задача по организации  контроля за снабжением по объему и ассортименту в соответствии с заключенными договорами, соблюдение норматива и структуры товарных запасов, а также по нахождению путей снижения товарных потерь при хранении, транспортировки и отпуске, предупреждение возникновения недостач, растрат, хищений и т.д.

В обеспечении сохранности  товарно-материальных ценностей на предприятии решающее значение имеет  четкая организация материальной ответственности  по каждому материально-ответственному лицу.

Только в этом случае достигается  практическая реализация принципа персональной ответственности каждого лица, а  эта ответственность вытекает из договора о материальной ответственности.

При нарушении этого принципа администрация предприятия не может  предъявить обоснованный иск виновным.

Проведем анализ конкурентоспособности  предприятия на рынке сантехнического оборудования исходя из модели 5-ти сил Портера. Наиболее важной и влияющей силой отраслевой конкуренции для ООО «Альфа» является - рыночная власть потребителей (60% влияния). Следующей за ней по значимости идет - конкуренция среди существующих фирм (30% влияния).

Остальные три силы, хотя имеют влияние на конкуренцию, в  рассматриваемой отрасли, но по сравнению  с перечисленными выше двумя не значительное (приблизительно 10%). Следовательно, основная стратегии маркетинга предприятия – борьба за потребителя (покупателя). Оценка конкурентоспособности ООО «Альфа» представлена в приложении 4.

Рассмотрим более подробно каждую из сил.

1. Угроза появления новых  конкурентов - конкурентная сила  этого фактора сильно зависит  от высоты барьеров входа (стоимости  входа в отрасль). Несмотря на  то, что входные барьеры в отрасль  являются весьма высокими, данная  угроза представляется более  чем вероятной.

Потенциальными конкурентами для предприятий, уже работающих на рынке розничной торговли сантехническим оборудованием, могут стать: предприятия, которые способны преодолеть входной  барьер; предприятия, для которых  приход на рынок розничной торговли является логическим продолжением их стратегии, направленной на завоевание новых рынков. [13]

2. Конкуренция со стороны  товаров, являющихся заменителями  конкурентоспособных, с точки  зрения цены.

На сегодняшний день другие формы приобретения оборудования не являются существенными конкурентами. Они оттягивают лишь часть покупателей, как ООО «Альфа», так и у близлежащих конкурентов.

3. Экономические возможности  и торговые способности поставщиков.  По оценкам специалистов ООО  «Альфа» давление на рынок со стороны поставщиков в целом более ощутимо, чем со стороны потенциальных конкурентов.

4. Способность покупателей  диктовать свои условия. Она  представляет угрозу давления  потребителей на цены из-за  потребностей в лучшем качестве  предлагаемой продукции или сервисе  (сильные покупатели). В настоящее  время давление со стороны  покупателей на организованную  сферу торговли оборудованием  умеренно ощутимо, хотя и в  значительно меньшей степени,  чем со стороны потенциальных  конкурентов и поставщиков.

В целом, можно сделать  вывод, что конкуренция в отрасли  относительно стабильна. Это связано  с небольшим количеством подобных магазинов с одинаковыми размерами  и объемами продаж, с небольшими затратами потребителя при переходе от одного производителя к другому.

Проведя анализ потребителей, конкурентных сил, действующих на предприятие, положения предприятия ООО «Альфа» на рынке, а также проанализировав сильные и слабые конкурентные позиции можно сделать следующий вывод: ООО «Альфа» занимает лидирующее положение на территориальном рынке и имеет довольно сильные позиции по многим параметрам. Что касается потребителей, они довольны уровнем цен и качеством продукции, предоставляемой предприятием, но ощущается давление поставщиков и конкурентов.

 

 

[13]Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности / М.С, Абрютина . – М. : Финансы,  2006. - 349 с.

2.2 Анализ результатов  финансово-экономической деятельности  предприятия

Анализ результатов финансово-экономической  деятельности предприятия проведен на основании технико-экономические  показателей ООО «Альфа», которые взяты из формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2010–2012 годы. Для анализа структуры имущества предприятия проведен анализ пассива и актива балансов за последние 3 года.

Проведем анализ актива баланса, который содержит сведения о размещения капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его  в конкретное имущество и материальные ценности, расходов предприятия на производство и реализацию продукции  и об остатках свободной денежной наличности. [14]

Расчет абсолютного изменения  производится с помощью вычисления разницы между соответствующими показателями на конец и начало года, а относительное отклонение вычисляется посредством деления результата абсолютного отклонения на значение показателя начала года. Расчеты представлены в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[14] Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина РФ от 28 июня 2004 года № 60н.

Таблица 4

Анализ актива ООО «Альфа»

Показатель

Абс. знач., тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменение

На начало 2010 года

На конец 2012 года

На начало 2010 года

На конец 2012 года

Абс., тыс. руб.

В уд. весах, %

В% к началу 2010года, %

В % к итогу баланса, %

1.Внеоборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Немат. активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Основные средства

799

1093

16

22

294

6

37

5,9

Незавершенное строительство

307

4

6,2

0,08

-303

-6,12

98

6,1

Долгоср. фин. вложения

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие внеоб. активы

-

-

-

-

-

-

-

-

ИТОГО по разделу 1

1160

1097

231

22

-63

-1

3,4

1,3

2.Оборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

-

Запасы и затраты

1842

2497

37

50

655

13

0,7

13,2

Дебит. задолженность

1658

1865

33,5

38

207

4,5

12

4,1

Денежные средства кратк. фин.вложения

47

-

1

-

4,7

-1

100

0,1

Прочие об. активы

296

322

6

6,5

26

-0,5

8,8

0,5

ИТОГО по разделу 2

3843

4734

78

96

891

18

-18

1,8

Всего активов

4949

5831

-

-

-

-

-

-


 

 

Как показывают данные, представленные в таблице 4, основные средства предприятия  увеличились на 1093 тыс. руб. и составляют 222 % всего имущества предприятяи, возросли и запасы, увеличилась и дебиторская задолженность, которая составляет на конец 2012 года 38 %.

Анализ пассива позволяют  определить[15], какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому обязаны за них предприятия. Составим аналитическую таблицу актива баланса (таблица 5), расчеты абсолютного и относительного изменения по рассматриваемым показателям аналогичны с расчетами актива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[15]Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия / Т.Б. Бакадыров. - М.: Экономист. - 2005.- 540 с

 

Анализ пассива ООО  «Альфа» тыс.руб.                         Таблица 5

Показатель

Абс. знач.

(тыс. руб.)

Удельный вес, %

Изменение

На начало 2010 года

На конец 2012 года

На начало 2010 года

На конец 2012 года

Абс., тыс. руб.

В уд. весах, %

В% к началу 2010 года, %

В% к итогу баланса, %

1.Собст. капитал

1441

1757

29,12

30,13

316

1

21,93

6,39

Уставный капитал

8

8

0,16

0,14

-

-0,1

-

-

Фонды и резервы

-

-

-

-

-

-

-

-

Нераспр. прибыль

1433

1433

28,96

24,58

-

-4

-

-

ИТОГО по разделу 1

2882

3198

58,23

54,84

316

1

10,96

6,39

2.Долгос.обязательства

-

-

-

-

-

-

-

-

Долгос. кредиты и займы

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие долг. обязательства

-

-

-

-

-

-

-

-

ИТОГО по разделу 2

-

-

-

-

-

-

-

-

3.Краткос.обязательства

-

-

-

-

-

-

-

-

Краткосрочные кредиты и  займы

1936

12320

39,12

21,13

-704

-17,99

36,36

14,23

Кредиторская задолженность

1572

2842

31,76

48,74

1270

16,98

80,79

25,66

Доходы буд. периодов

-

-

-

-

-

-

-

-

Резервы предс. расходов

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие кратк. обязательства

-

-

-

-

-

-

-

-

ИТОГО по разделу 3

3508

4074

70,88

69,87

566

-1,01

16,13

11,44

Всего пассивов

4949

5831

-

-

-

-

-

-

Информация о работе Управление финансовыми рисками организации