Финансирование сфер социальной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 07:35, контрольная работа

Краткое описание

Государственные социальные расходы были и остаются одним из важнейших показателей уровня жизни населения и степени его финансового обеспечения. В настоящее время разрушен целостный механизм системы финансового обеспечения государственных социальных расходов, действовавший в прошлом, а существующий - разработан недостаточно и требует дальнейшего совершенствования.
Целью данной курсовой работы является исследование вопросов финансирования социальных программ в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты финансового обеспечения государственных социальных расходов ………………………………………………………..…...5
1.1. Роль государства в социальной сфере………………………………………5
1.2. Понятие и назначение социальных расходов государства………………...8
1.3. Источники и цели финансирования сфер социальной деятельности……11
II. Финансирование сфер социальной деятельности в России ……………….16
2.1. Сводные характеристики развития социальной сферы…………………..16
2.2. Финансирование в области образования………….……………………….19
2.3. Финансирование в области здравоохранения и спорта…………………..20
2.4. Финансирование в области культуры, кинематографии и средств массовой информации…………………………………………………………...21
2.5. Финансирование социальной политики…...………………………………24
Заключение…………………………………...…………………………………..32
Список использованной литературы…………….……………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

gotovoe.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

I. Теоретические аспекты финансового обеспечения государственных социальных расходов ………………………………………………………..…...5

1.1. Роль государства в социальной сфере………………………………………5

1.2. Понятие и назначение социальных расходов государства………………...8

1.3. Источники и цели финансирования сфер социальной деятельности……11

II. Финансирование сфер социальной деятельности в России ……………….16

2.1. Сводные характеристики развития социальной сферы…………………..16

2.2. Финансирование в области образования………….……………………….19

2.3. Финансирование в области здравоохранения и спорта…………………..20

2.4. Финансирование в области культуры, кинематографии и средств массовой информации…………………………………………………………...21

2.5. Финансирование социальной  политики…...………………………………24

Заключение…………………………………...…………………………………..32

Список использованной литературы…………….……………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

социальный  сфера финансирование

Развитие экономики России определяется тем, насколько успешно страна адаптируется к глубоким качественным переменам, происходящим в мировом хозяйстве. Решение этой глобальной задачи во многом зависит от приоритета развития социальной сферы, человеческого потенциала, повышения качества жизни, снижения бедности, безработицы и создания эффективной социальной инфраструктуры. «…Российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам, сиротам, с тем чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными».

Общественный прогресс зависит не только от роста доходов  и от материальных условий жизни  людей, но и от состояния их здоровья, уровня социального обеспечения  и его доступности, а также  других социальных факторов, обуславливающих  возможность реализации личности. Огромное значение имеет качественный уровень функционирования системы социальных институтов, характер социальной мобильности, мотиваций и интересов.

Одной из форм обеспечения  качественной и количественной взаимосвязи  составляющих бюджета в процессе бюджетирования, повышения качества жизни граждан и уровня обеспечения общественными благами стала предложенная Президентом Российской Федерации реализация национальных проектов. Суть этих проектов заключается в осуществлении структурных преобразований, повышении в них качества производимых услуг.

Факторы, определяющие качество жизни человека и степень социализации страны, характеризуются, прежде всего, размером реальных доходов, объемом потребляемых благ и используемых услуг, условиями его жизнедеятельности, а также доступности образования, медицинского и культурного обслуживания.

Государственные социальные расходы были и остаются одним  из важнейших показателей уровня жизни населения и степени  его финансового обеспечения. В  настоящее время разрушен целостный механизм системы финансового обеспечения государственных социальных расходов, действовавший в прошлом, а существующий - разработан недостаточно и требует дальнейшего совершенствования.

Пока не удалось построить  такую систему финансового обеспечения государственных социальных расходов, которая бы способствовала эффективному использованию государственных средств, направленных на социальную поддержку населения.

Неизбежен поиск единства в региональном многообразии, что  означает ориентацию на использование преимуществ каждого региона в формировании целостности и единства российской экономики как важнейшего императива стратегии на перспективу. В связи с тем, что финансовое обеспечение государственных социальных расходов в большей части возложено на субъекты Российской Федерации, особую значимость приобретают вопросы оптимального распределения имеющихся ресурсов государства и применение принципов, направленных на совершенствование деятельности субъектов Российской Федерации по повышению эффективности и результативности бюджетных расходов.

Целью данной курсовой работы является исследование вопросов финансирования социальных программ в России.

 

I. Теоретические аспекты финансового обеспечения государственных социальных расходов

1.1 Роль государства в социальной сфере

 

В соответствии с Конституцией РФ Россия является социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный  размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый гражданин России имеет право на защиту от безработицы. Приведенные конституционные обязательства государства требуют соответствующих расходов на финансирование отраслей социально-культурной сферы.

Выделение средств на социальную сферу соответствует  политике, направленной на социальную ориентацию экономики, которая предполагает подчинение экономики задачам развития личности. Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена надобностью создания нормальных условий жизни людей, рациональным удовлетворением их материальных и духовных потребностей; задачами формирования эффективной системы социальной защиты, в том числе сдерживания роста безработицы, обеспечения пособий для нетрудоспособных лиц по болезни и т.д.

Таким образом, необходимость  развития культуры, образования, медицинского обслуживания, искусства определяется самим характером современного общества, которое нуждается в удовлетворении социально-культурных потребностей.

Традиционно социальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множество  проблем, особенно в переходный период. Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями.

Государство оказывает  адресную социальную помощь путем выплаты  пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются. Становление России как социально ориентированного государства предполагает развитие новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы. Одним из таких институтов является система социального обслуживания населения. Для практического обеспечения предоставления выплат и помощи государством и местным самоуправлением создаются соответствующие муниципальные учреждения.

Бюджетное финансирование социальных услуг можно разделить  на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. В первом случае средства поступают к конкретному бюджетополучателю, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей. В структуре бюджетов субъектов Российской Федерации выделяются расходные статьи, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. За счет выделяемых на эти цели средства администрации муниципальных образований реализуют региональные программы социального развития, включающие, в частности, и мероприятия по повышению уровня общефедеральных гарантий для всех или отдельных категорий граждан, проживающих на данной территории. Приоритетные направления социальной политики реализуются в рамках целевых программ. Путем реализации таких программ решаются проблемы перераспределения ресурсов в пользу тех или иных категорий граждан.

Одним из центральных  социальных вопросов является организация  системы образования в государстве. Государство гарантирует ежегодное  выделение бюджетных средств  на нужды образования в размере  не менее 10 % национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3 % расходной части федерального бюджета. Установлено, что финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тысяч человек населения РФ. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование по всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.

В сфере образования  главная задача - обеспечить доступность и высокое качество образовательных услуг, создать всем равные стартовые возможности.

Социальная сфера - это самая чувствительная сфера деятельности, так как она затрагивает интересы абсолютно всех граждан от рождения до самой смерти, влияет на качество жизни человека. Поэтому формирование социальной политики и ее реализация требуют особого подхода. Любые не продуманные изменения могут привести к неблагополучию отдельных категорий или всего населения и, как следствие, к социальному взрыву и политической нестабильности. Порой органами государственной власти и местного самоуправления принимаются взаимоисключающие решения, что естественно снижает эффективность проводимых мероприятий, не создает условия для решения важнейших социальных задач и реализации национальных проектов в перспективе на длительный период времени. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует системный подход к организации социальной защиты, актуальной остается задача определения ключевых позиций социальной защиты, в том числе определение уровня социальных гарантий, решение вопроса об их связи с заработной платой и прожиточным минимумом.

1.2. Понятие и назначение социальных расходов государства

 

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе широкое общественное внимание и являются предметом активной дискуссии. Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют в финансировании доходной части бюджета и поэтому заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.

Бюджетные расходы можно определить как «процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год». Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6). Приведенные определения отражают различные подходы к пониманию государственных расходов. В первом случае акцент делается на управленческие, процедурные моменты. Действительно, в современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти (законодательные, исполнительные, контрольные и др.), но и гражданское общество. Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.

Финансовое обеспечение представляет собой планирование расходов, исходя из расчетов реальной потребности, их финансирование (выделение), перечисление и использование получателями, а также осуществление контроля за их использованием, «финансовое обеспечение государственных социальных расходов» - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, перераспределения и использования фонда финансовых ресурсов, направляемых на государственные социальные расходы, «система финансового обеспечения государственных социальных расходов» - образование финансовых ресурсов, предназначенных на государственные социальные расходы, распределение и перераспределение финансовых ресурсов, планирование финансового обеспечения, методы финансирования, объединение финансовых ресурсов.

Необходимость социальной ориентации общества предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов государства в тех областях, которые выпадают из сферы рыночных отношений. В сфере прямой ответственности государства является повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, а также пенсионное и социальное обеспечение.

Государственные социальные расходы  - это публичные нормативные обязательства из бюджетов бюджетной системы на финансирование образования, культуры и искусства, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемые в целях реализации конституционных прав граждан.

Перераспределение доходов  с целью достижения большей социальной справедливости, защиты малоимущих граждан  является одной из задач государства. Основным инструментом выравнивания доходов  является система социальных трансфертов.

Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).

Мировая практика свидетельствует, что социальные трансферты - расходы на социальное обеспечение, выплаты по безработице, пенсии, на здравоохранение в процентах к ВВП в развитых странах неуклонно растут и колеблются от 13% в США до 30% во Франции.

Информация о работе Финансирование сфер социальной деятельности в России