Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 07:35, контрольная работа
Государственные социальные расходы были и остаются одним из важнейших показателей уровня жизни населения и степени его финансового обеспечения. В настоящее время разрушен целостный механизм системы финансового обеспечения государственных социальных расходов, действовавший в прошлом, а существующий - разработан недостаточно и требует дальнейшего совершенствования.
Целью данной курсовой работы является исследование вопросов финансирования социальных программ в России.
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты финансового обеспечения государственных социальных расходов ………………………………………………………..…...5
1.1. Роль государства в социальной сфере………………………………………5
1.2. Понятие и назначение социальных расходов государства………………...8
1.3. Источники и цели финансирования сфер социальной деятельности……11
II. Финансирование сфер социальной деятельности в России ……………….16
2.1. Сводные характеристики развития социальной сферы…………………..16
2.2. Финансирование в области образования………….……………………….19
2.3. Финансирование в области здравоохранения и спорта…………………..20
2.4. Финансирование в области культуры, кинематографии и средств массовой информации…………………………………………………………...21
2.5. Финансирование социальной политики…...………………………………24
Заключение…………………………………...…………………………………..32
Список использованной литературы…………….……………………………..34
Таблица 2.2
Динамика расходов федерального бюджета на финансирования образования в 2008-2010 годах
Расходы бюджетных ассигнований |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Общий объем, млрд. руб. |
308,9 |
315,5 |
341,1 |
Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % |
4,7 |
4,2 |
4,2 |
Прирост к предыдущему году, млрд. руб. |
31,0 |
6,6 |
25,6 |
Прирост к предыдущему году, % |
11,2 |
2,1 |
8,1 |
Рост к уровню 2007 года, % |
111,2 |
113,5 |
122,7 |
На развитие образования повлияли демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возрасла в 2010 году на 8,3% по сравнению с 2008 годом, а численность учащихся в школе снизилась на 6% (с 14,8 млн. человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличилась на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизилась на 1,8%.
Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) - 6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.
Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения.
2.3. Финансирование в области здравоохранение и спорт
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2008-2010 годы по сравнению с 2007 годом возраслина 33%.
Таблица 2.3.1
Ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2008-2010 годы
Расходы бюджетных ассигнований |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Общий объем, млрд. рублей |
218,3 |
234,2 |
274,6 |
Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % |
3,3 |
3,1 |
3,4 |
Прирост к предыдущему году, млрд. рублей |
11,9 |
15,9 |
40,4 |
Прирост к предыдущему году, % |
5,8 |
7,2 |
17,2 |
Рост к уровню 2007 года, % |
105,8 |
113,5 |
133 |
Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи.
Таблица 2.3.2
Структура бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2008-2010 годы, в % к общему объему расходов по разделу
Расходы бюджетных ассигнований |
2008г. |
2009 г. |
2010 г. |
Стационарная медицинская помощь |
62,2 |
64,8 |
70,6 |
Амбулаторная помощь |
5,1 |
5,2 |
4,8 |
Скорая медицинская помощь |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
7,2 |
7,1 |
6,4 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
1,1 |
1,1 |
1 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
3,3 |
3,3 |
3,6 |
Физическая культура и спорт |
6,2 |
5,6 |
3,2 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта |
13,2 |
11,3 |
9,1 |
Итого по разделу |
100 |
100 |
100 |
Следует отметить, что Правительству Российской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершению формирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений, основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечный результат. Эта система предусматривает поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование, при котором действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.
2.4. Финансирование в области культуры, кинематографии и средств массовой информации
К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации отнесены:
Расходы на культуру, кинематографию
и средства массовой информации на
2008 год и на плановый период 2009 и
2010 годов характеризуются снижающе
Таблица 2.4.1
Динамика бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Российской Федерации на 2008-2010 годы
Расходы бюджетных ассигнований |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Общий объем, млрд. рублей |
82,7 |
70,2 |
67,5 |
Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % |
1,3 |
0,9 |
0,8 |
Прирост к предыдущему году, млрд. рублей |
14,9 |
-12,5 |
-2,8 |
Прирост к предыдущему году, % |
21,9 |
-15 |
-3,9 |
Рост к уровню 2007 года, % |
122,1 |
103,7 |
99,6 |
Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых в проекте федерального бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации в 2009-2010 годах по сравнению с 2007-2008 годами обусловлено уменьшением ассигнований, направляемых на проведение разовых мероприятий в данной сфере, сокращением в этот период бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также расходов инвестиционного характера в связи с завершением в 2008 году второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения зданий Государственного академического Большого театра России, реконструкции зданий Московского художественного театра им. А.П. Чехова и в 2009 году – строительства второй сцены Государственного академического Мариинского театра.
Основное место в
структуре данного раздела
Таблица 2.4.2
Структура расходов бюджетных ассигнований раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации», в % к общему объему расходов
Расходы бюджетных ассигнований |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Культура |
54 |
55 |
53 |
Кинематография |
4,6 |
5,4 |
5,6 |
Телевидение и радиовещание |
29,3 |
33 |
34,7 |
Периодическая печать и издательства |
4,2 |
1,2 |
1,3 |
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации |
7,5 |
4,7 |
4,7 |
Итого по разделу |
100 |
100 |
100 |
Бюджетные ассигнования на исполнение обязательств по подразделу «Культура» характеризуются следующими данными: 2008 год – 44,7 млрд. рублей, 2009 год – 38,7 млрд. рублей, 2010 год – 35,8 млрд. рублей.
По разделу предусмотрены
ассигнования на реализацию Государственной
программы «Патриотическое
По данному разделу бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию федеральных целевых программ, а также на реализацию инвестиционных проектов, не включенных в федеральные целевые программы, составляют:
Кроме этого, предполагается профинансировать мероприятия федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)», преимущественно связанные с реконструкцией особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, таких как Большой и Мариинский театры.
2.5. Финансирование социальной политики
Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста (см. таблицу 14), но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» и темпы их роста в 2008-2010 годах. Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен. С учетом данной структуры расходов доля собственно социальных расходов бюджета составит не более 11% распределенных расходов.
Таблица 2.5.1
Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика»
Расходы |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Общий объем ассигнований (млрд. руб.) |
273 |
362,4 |
427,5 |
Продолжение таблицы 2.5.1 | |||
Рост к уровню предыдущего года (%) |
126,6 |
132,7 |
118 |
Удельный вес в общих расходах федерального бюджета (%) |
4,2 |
5 |
5,3 |
По другим подразделам раздела «Социальная политика» бюджетные проектировки намного меньше. Так, по подразделу «Социальное обслуживание населения» намечены весьма скромные роста.
Таблица 2.5.2
Расходы по подразделу «Социальное обслуживание населения»
Информация о работе Финансирование сфер социальной деятельности в России