Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 07:35, контрольная работа
Государственные социальные расходы были и остаются одним из важнейших показателей уровня жизни населения и степени его финансового обеспечения. В настоящее время разрушен целостный механизм системы финансового обеспечения государственных социальных расходов, действовавший в прошлом, а существующий - разработан недостаточно и требует дальнейшего совершенствования.
Целью данной курсовой работы является исследование вопросов финансирования социальных программ в России.
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические аспекты финансового обеспечения государственных социальных расходов ………………………………………………………..…...5
1.1. Роль государства в социальной сфере………………………………………5
1.2. Понятие и назначение социальных расходов государства………………...8
1.3. Источники и цели финансирования сфер социальной деятельности……11
II. Финансирование сфер социальной деятельности в России ……………….16
2.1. Сводные характеристики развития социальной сферы…………………..16
2.2. Финансирование в области образования………….……………………….19
2.3. Финансирование в области здравоохранения и спорта…………………..20
2.4. Финансирование в области культуры, кинематографии и средств массовой информации…………………………………………………………...21
2.5. Финансирование социальной политики…...………………………………24
Заключение…………………………………...…………………………………..32
Список использованной литературы…………….……………………………..34
Исходными элементами в системе бюджетного финансирования сферы социальных услуг являются гарантии государства, причем их объем обусловливается не только социальными, но и экономическими задачами страны. В экономическом аспекте важно учитывать два направления. Во-первых, это обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, во-вторых, создание государством и муниципалитетами условий для формирования максимально возможного при существующих ограниченных ресурсах уровня «человеческого капитала».
Именно в сфере социальных услуг (здравоохранение, образование, культура) закладываются основы экономического и социального прогресса. Вместе с тем требованиями современной экономики являются уменьшение государственных расходов, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов в целях экономического роста. Поэтому важно найти оптимальное сочетание этих взаимосвязанных факторов.
Источники финансирования сфер социальной деятельности разделяются на две группы: государственные и муниципальные источники и частные источники финансирования сферы социальных услуг.
К государственным и муниципальны
Частными источниками финансиро
Бюджетное финансирование сферы социальных услуг (финансирование текущей деятельности, долгосрочные инвестиции и финансирование государственных программ) в РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных средств. Эффективность бюджетного финансирования обеспечивается взаимодействием бюджетов разных уровней.
Выявлены задачи повышения эффективности использования выделенных средств на основе совершенствования механизма финансирования государственных и муниципальных услуг, что подразумевает:
Программно-целевой подход к финансовому управлению сферой социальных услуг реализуется также в рамках социального бюджета, основанного на нормативах и стандартах, государственных и муниципальных заказах, предусматривающего получение конкретных социальных результатов. Именно использование социального бюджета позволяет, на наш взгляд, реализовать принципы, положенные в основу бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечить распределение бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами государственного регулирования сферы социальных услуг.
В целях выяснения
роли и значения расходов бюджета
в социально-экономической
Исходя из классификации расходов бюджетов бюджетной системы, одними из основных расходов, традиционно считаются расходы на социальную политику.
Расходы в социальной сфере подразделяются на расходы по социальной защите и расходы по социальному обеспечению. Эти расходы подразделяются на следующие основные группы:
В целях выявления особенностей государственных социальных расходов существует классификации государственных социальных расходов не по формам финансирования (ассигнования на содержание учреждений, плата за товары, работы и услуги, трансферты населению, целевое финансирование (гранты), страховые выплаты, субсидии и субвенции), а по видам бюджетных ассигнований.
Так, например, к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
Такое деление государственных социальных расходов позволяет учесть их специфику при разработке методических подходов к совершенствованию механизма финансирования, определении критериальных показателей оценки результативности государственных социальных расходов и методов осуществления финансового контроля.
2.1. Сводные характеристики развития социальной сферы
Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в проекте бюджета на 2008-2010 годы. Совокупные затраты на социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. В 2010 году эта величина возрастет на 44,3% по сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году - 14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%.
Объем и структура финансирования социальной сферы за счет федерального бюджета представлены в таблице 6. По оценкам экспертов, к концептуальным недостаткам проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов можно отнести применение счётно-бухгалтерских методов, использующих прежние условия и крайне низкие уровни расходов на социальную сферу. В большинстве случаев рост намеченных расходов фактически только покрывает официальный прогноз инфляции. Во многом это связано с тем, что до сего времени не приняты законодательные акты Российской Федерации, направленные на расширение самостоятельности организаций социальной сферы и переход от сметного к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных, публичных и муниципальных услуг. В представленном проекте федерального бюджета переход к среднесрочному программно-целевому планированию с позиции заявленных целей - по обеспечению достойной жизни граждан страны и устойчивого экономического роста - удалось решить лишь в минимальной степени. Более того, по ряду статей социального блока федерального бюджета расходы в относительных показателях или сохраняются на прежних уровнях или даже уменьшаются.
Таблица 2.1
Расходы федерального бюджета на социальные цели по плану на
2008-2010 гг.
Социальные цели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||||||||
млрд. руб. |
% к пре-дыд. году |
% к ВВП |
% к рас-ходам ФБ |
млрд. руб. |
% к пре-дыд. году |
% к ВВП |
% к рас-ходам ФБ |
млрд. руб. |
% к пре-дыд. году |
% к ВВП |
% к рас-ходам ФБ | |
ЖКХ |
56,5 |
100,0 |
0,2 |
0.9 |
79,2 |
131,2 |
0,2 |
1,1 |
71,0 |
84,3 |
0,2 |
0,9 |
Образование |
309 |
103,3 |
0,9 |
4,7 |
315,5 |
95.6 |
0,8 |
4,2 |
341,1 |
101,7 |
0,8 |
4,2 |
Здравоохранение и спорт |
218,3 |
98,3 |
0,6 |
3,3 |
234,2 |
100,5 |
0,6 |
3,1 |
274,6 |
110,3 |
0,6 |
3,4 |
Культура |
82,7 |
113,4 |
0.2 |
1 3 |
70,2 |
795 |
0.2 |
0,9 |
67,5 |
90,5 |
0,2 |
0.8 |
Социальная политика |
273,0 |
117,7 |
0,8 |
4,2 |
362,4 |
124,3 |
0,9 |
4,9 |
427,5 |
111,0 |
0,9 |
5,3 |
Итого |
9395 |
106,4 |
2,7 |
14,4 |
1061,5 |
105,8 |
2,7 |
14,2 |
1184,7 |
105.0 |
2,7 |
14,6 |
Трансферты внебюджетным фондам |
1353 |
3,9 |
20,6 |
1516 |
3,8 |
20.3 |
1840,8 |
4,1 |
22.8 | |||
Межбюджетные трансферты |
919,2 |
2,6 |
905,1 |
2,3 |
874,8 |
2,0 |
Например, доля расходов социальных статей в общих расходах федерального бюджета в 2010 году снижается до 14,6% (вместо 15% в 2007 году), в то время как доля затрат на общегосударственные расходы устойчиво растет (с 42,0% в 2007 году до 42,4% к 2010 году).
Сопоставление показателей,
характеризующих объем и
При всей необходимости модернизации сфер, следует иметь в виду, что реального положительного эффекта можно добиться только при увеличении государственного финансирования на социальные расходы до среднего уровня развитых стран (в % к ВВП).
2.2. Финансирование в области образования
В 2008-2010 годах финансирование образования будет происходить под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование».
Распределяемые средства
позволяют реализовывать меры по
обеспечению государственных
Информация о работе Финансирование сфер социальной деятельности в России