Финансовая система Республики Беларусь, её значение и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Исходя из цели работы, основными задачами являются следующие:
- раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
проанализировать государственную финансовую систему Республики Беларусь;
изучить особенности управления государственными финансами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 84.92 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа 38 с., 3 ч., 1 рис., 8 табл., 15 источников.

ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Объектом исследования является государственная финансовая система Республики Беларусь.

Целью данной курсовой работы является изучение состояния государственной финансовой системы страны.

В процессе работы проводился анализ различных составляющих финансовой системы, исследована динамика развития составляющих государственной финансовой системы Республики Беларусь, изучены особенности управления государственными финансами страны.

В результате выявлены проблемные черты государственной финансовой системы республики и возможные пути их решений.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого явления, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Проблема исследования связана с тем, что финансовая сфера на сегодняшний день еще находится в стадии формирования. Существуют проблемы в области реформирования налоговой политики и формирования бюджетной сферы, поэтому использование финансовых инструментов является актуальной темой для Республики Беларусь.

Цель данной работы — является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Исходя из цели работы, основными задачами являются следующие:

-    раскрыть сущность  понятий финансов и финансовой  системы;

  • охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;

  • проанализировать государственную финансовую систему Республики Беларусь;

  • изучить особенности управления государственными финансами.

Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.

Объектом исследования является экономика Республики Беларусь.

Предметом исследования – финансовая система Республики Беларусь.

Теорико-методологической основой дипломной работы послужили труды следующих авторов: Фисенко М.К., Заяц Н.Е. и др.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава содержит теоретические сведения о социально-экономической сущности финансов и их необходимости, вторая – о состоянии государственных финансов Республики Беларусь. В третьей главе содержится характеристика особенностей управления государственными финансами страны.

 

  1. Финансы, их значение и сущность

 

 

    1. Виды и функции финансов

 

 

 

В рыночном хозяйстве многообразные и сложные взаимосвязи общественного воспроизводства опосредуются деньгами. В процессе создания, распределения и использования валового внутреннего продукта деньги обособляются от обращения товаров и совершают относительно самостоятельное движение, образуя, во-первых, денежное обращение и, во-вторых, фонды денежных средств хозяйственных звеньев, населения и государства. В зависимости от источников образования и характера функционирования, назначения и методов использования денежные фонды принимают формы финансов и кредита. [4, с. 216]

В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы это не деньги и не вещи. В экономической науке под финансами понимают систему экономических связей, опосредующих распределение и перераспределение части национального дохода, формирование на этой основе фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей различных экономических субъектов. [6, с. 200]

Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы представляют собой экономическую категорию, характеризующую процесс образования и использования доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

К важнейшим централизованным фондам (применительно к Беларуси) относятся государственный бюджет; республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; республиканский фонд охраны природы; республиканский фонд социальной защиты населения; инновационный фонд и др.

К децентрализованным денежным фондам, которые формируются у хозяйствующих субъектов, относятся: фонды заработной платы, экономического стимулирования, накопления, амортизационный фонд, страховой, резервный фонд, фонд оборотных средств и др. Все эти фонды включаются в два крупных фонда — потребления и накопления, которые отражаются в бухгалтерских балансах предприятий.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения [15, с. 13].

Финансы — категория историческая, так как имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, которые возникают между:

  • государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны;
  • физическими и юридическими лицами;
  • юридическими лицами;
  • отдельными государствами [5,с. 219].

На современном этапе финансы выполняют четыре функции: аккумулирующую, распределительную, контрольную и регулирующую [7, с. 34].

  • Аккумулирующая функция состоит в том, что через финансы обеспечивается формирование денежных средств хозяйствующих субъектов и государства.
  • Распределительная функция финансов связана тем, что через финансы перераспределяется доход между экономическими субъектами, меняется структура национального дохода общества.
  • Контрольная функция финансов проявляется в том, что через финансовый механизм осуществляется оценка и сопоставление эффективности использования перераспределенных денежных средств для того, чтобы изменить параметры этого распределения.
  • Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут, как сокращать, так и стимулировать  предпринимательскую деятельность  и частное потребление;

2) государственные расходы, которые побуждают фирмы или  работников производить те или  иные товары и услуги, а также  социальные выплаты, обеспечивающие  определенный уровень доходов  некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих  законов, определенных видов экономической  деятельности, вплоть до запрещения  некоторых из них;

4) установление предельных  цен на некоторые товары и  услуги (главным образом в отраслях  естественных монополий).

В современном мире выделяют два типа финансовых систем:

  1. Сегментированные – когда банкам запрещено выполнять небанковские функции.
  2. Универсальные – не существует законодательного ограничения на выполнение банками небанковских операций, в т.ч. финансовое обслуживание.

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства. Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

  1. финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  2. государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

  1. финансы коммерческих организаций

Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

  1. финансы некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации именуются просто организациями.

Названные выше организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов;

  1. финансы домашних хозяйств.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников [14, с. 27].

Таким образом, финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь, её значение и сущность