Примечание – Источник: [10].
Показатели кредитоспособности
по внешнему государственному долгу (согласно
нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют
о том, что Республика Беларусь относится
к группе стран с низким уровнем задолженности
(таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Показатели
кредитоспособности по внешнему государственному
долгу
Показатели кредитоспособности
по внешнему государственному долгу Республики
Беларусь |
Показатели кредитоспособности
|
Норматив МБРР |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
отношение внешнего гос. долга
к экспорту товаров и услуг, % |
220% |
31,8 |
32,5 |
отношение внешнего гос. долга
к валовому внутреннему продукту, % |
50% |
16,5 |
17,8 |
отношение платежей по внешнему
гос. долгу к экспорту товаров и услуг,
% |
25% |
1,3 |
2,6 |
Примечание – Источник: [10].
На 1 июня внешний госдолг достиг
10,5 млрд. Размер платежей по внешнему госдолгу
возрастет в 2013—2014 годах, когда наступят
сроки погашения кредита МВФ и ранее предоставленных
кредитов Российской Федерации.
Таблица 2.5 - Современное
состояние государственных финансов
Параметр |
Значение |
Период |
Золотовалютные резервы |
6173,4 млн долл |
1.11. 2011 |
Валовой внешний долг |
33101,1 млн долл |
1.07. 2011 |
Внешний государственный долг |
67028,5 млн руб |
1.10.2011 |
Внутренний государственный
долг |
16938,9 млн руб. |
1.10.2011 |
Примечание – Источник: [8, с.12].
Таким образом, государственный
кредит является важнейшим звеном финансовой
системы. Использование внутреннего и
внешнего государственного кредита ведет
к образованию государственного долга
Республики Беларусь. Внешний государственный
долг Республики Беларусь по состоянию
на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов
США, валовой внешний долг по состоянию
на 1 июля 2011 года составил 33101,1 млн долл.
- Особенности управления
государственными финансами в Республике Беларусь
3.1 Сущность финансовой
политики Беларуси
Специфической сферой финансовой
системы являются органы управления финансами,
т.е. финансовый аппарат.
Управление финансами представляет
собой действия государства, связанные
с проведением общей финансовой политики,
координацией финансовых ресурсов, разработкой
финансового законодательства.
В любом обществе
государство использует финансы
для осуществления своих функций
и задач, достижения определенных
целей. Важную роль в реализации
поставленных целей играет финансовая
политика. В процессе ее выработки
и претворения в жизнь обеспечиваются
условия выполнения задач, стоящих
перед обществом; она выступает
активным орудием воздействия
на экономические процессы.
Система управления
государственными финансами, направленная
на достижение определенных стратегических
и тактических целей, строится
на основе финансовой политики,
которая является составной частью экономической
политики. Именно эффективная финансовая
политика позволяет соединить воедино
потенциальные возможности управления,
заложенные непосредственно в самих финансах
(объектах управления), с конкретными методами
работы, организацией органов финансовой
системы (субъектов управления).
Финансовая политика представляет
собой совокупность мероприятий, направленных
на мобилизацию финансовых ресурсов, их
распределение и использование для выполнения
государством его функций.
Основными составляющими финансовой
политики являются:
- налоговая, главное назначение
которой состоит в изъятии части валового
национального продукта на общегосударственные
нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении
через бюджет;
- бюджетная политика связана
с распределением фонда денежных средств
государства и его использованием в соответствии
с выполняемыми функциями государства;
- денежно-кредитная политика
направлена на изменение денежной массы
в обращении, объема кредитов, уровня процентных
ставок и других показателей денежного
обращения и рынка ссудных капиталов.
В странах с развитой
рыночной экономикой большая
часть финансовых отношений находится
вне управления государством, т.к.
основная часть финансовых ресурсов
формируется и используется их
собственниками по своему усмотрению.
Деятельность частных предприятий
осуществляется на основе индивидуального
кругооборота капитала, поэтому
их денежные фонды носят обособленный,
децентрализованный характер. Государство
же осуществляет воздействие
на эту сферу финансовых отношений
лишь через налоговую политику,
регламентацию кредитных отношений,
регулирование финансового рынка,
формирование амортизационного
фонда и систему государственной
поддержки. Иными словами, происходит
не управление финансами со
стороны государства, а воздействие
через финансы — реализация
финансовой политики. Как уже
было сказано выше, в зависимости
от экономической политики государство
или устанавливает, или ослабляет
свое вмешательство в регулирование
тех или иных сторон экономических
и социальных процессов.
В сферу непосредственного
государственного управления входят
лишь государственные финансы. Это
— отношения по формированию
только той части финансовых
ресурсов, которые мобилизуются
государством в государственном
и местных бюджетах, специальных
правительственных фондах и на
государственных предприятиях.
Управление государственными
финансами осуществляют специальные органы
с помощью особых приемов и методов, в
т.ч. разнообразных стимулов и санкций.
Искусство управления состоит в выборе
наиболее эффективного метода из числа
имеющихся или создании условий для рационального
использования применяемых методов с
целью быстрейшего решения поставленной
задачи. Органы управления можно условно
разделить на две группы: а) органы общего
(или законодательного) управления финансами;
б) органы оперативного управления финансами.
Управление государственными
финансами в экономически развитых
государствах регулируется законодательными
органами через принятие финансового
законодательства, утверждение государственного
бюджета и отчета о его исполнении,
введение или отмену отдельных
видов налогов, утверждение предельного
размера государственного долга
и др.
В зависимости от
государственного устройства и
политической системы такими
законодательными органами являются,
например, Парламент в Великобритании
и во Франции, Конгресс в США,
Бундестаг в ФРГ и т.п.
Организация оперативного
управления финансами осуществляется
через государственный финансовый
аппарат, состав и структура которого
также определяются в соответствии
с государственным устройством
страны. Они проводят в жизнь
финансовую политику, разрабатывают
инструкции, методические рекомендации,
выполняют работу по оперативному финансовому
планированию, учету, анализу и контролю.
Финансовая система Беларуси
может быть представлена следующим образом
(рисунок 2.1):
Рисунок 2.1 - Схема финансовой
системы Республики Беларусь
Примечание – Источник: [15, с.
34].
Управление финансами осуществляют
специальные органы. Они подразделяются
на несколько групп.
1. Органы общего управления
финансами. К ним относятся органы
государственной власти. Они состоят
из высших органов государственной
власти (Национальное собрание Республики
Беларусь, Президент страны и
его администрация) и местных
органов государственной власти
(Советы депутатов).
Высшие органы государственной
власти в области управления финансами
наделены следующими функциями:
• определение финансовой политики;
• разработка, рассмотрение
и утверждение основополагающих форм
финансовых отношений в виде законов,
декретов;
• осуществление общегосударственного
контроля за соблюдением финансового
законодательства и т.п.
Местные органы государственной
власти в области управления финансами
наделены функциями в пределах своей компетенции.
В частности, они разрабатывают, рассматривают,
утверждают формы финансовых отношений,
имеющих только, региональное значение.
Причем формы финансовых отношений не
могут вступать в противоречие с общегосударственным
финансовым законодательством.
Местные органы государственной
власти контролируют соблюдение установленных
форм финансовых отношений общегосударственного
значения, вносят предложения высшим органам
власти для совершенствования этих форм,
осуществляют общий контроль за выполнением
и изучением форм финансовых отношений,
установленных ими для своего региона
и т.д.
2. Государственные органы
оперативного управления финансами.
К ним относятся [2, с.25]:
• Совет (Кабинет) Министров
страны и местные государственные исполнительные
органы;
• Министерство финансов и
его региональные органы;
• Министерство по налогам
и сборам и его региональные органы;
• Национальный банк республики
и его региональные подразделения;
• Комитет государственного
контроля, его местные органы и др.
Эти органы выполняют следующие
функции управления финансами:
- проведение в жизнь
финансовой политики органов
власти;
- разработка и издание
после утверждения форм финансовых
отношений инструкций по их
применению;
- изучение эффективности
функционирующих форм финансовых
отношений и внесение предложений
органам власти по их совершенствованию.
3. Органы отраслевого
управления финансами. К ним относятся:
финансовые управления министерств
и ведомств; финансовые управления
(отделы) предприятий, организаций, учреждений
[2, с.26].
Указанные органы выполняют
следующие функции управления финансами:
практически применяют формы финансовых
отношений; проверяют путем внутриведомственного
и внутрихозяйственного контроля соблюдение
установленных форм финансовых отношений
и вносят предложения по их совершенствованию;
разрабатывают, утверждают, изучают и
совершенствуют формы финансовых отношений,
предназначенных для осуществления внутрихозяйственного
расчета.
Финансовая политика Республики
Беларусь регламентируется следующими
документами:
- Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.
[9]
- Программой деятельности Правительства
на 2011- 2015 гг.;
Законом Республики Беларусь
о бюджете на соответствующий год;
Концепцией развития банковской
системы Республики Беларусь на 2011-2020
гг.;
Инвестиционным кодексом Республики
Беларусь и др.
Основные положения документов,
определяющих финансовую политику, следующие:
обеспечение устойчивого экономического
роста на качественном уровне, позволяющее
повысить реальные доходы населения;
создание налоговой системы,
отвечающей требованиям экономического
роста и финансовой стабилизации;
снижение налоговой нагрузки;
повышение эффективности государственных
расходов и сокращение уровня расходов
бюджета по отношению к ВВП;
поэтапная консолидация государственных
ресурсов в бюджете;
концентрация бюджетных средств
с целью реализации важнейших государственных
программ и мероприятий;
оптимизация и совершенствование
управления государственным долгом.
Таким образом, финансовая система
государства – совокупность находящихся
в определенной взаимосвязи финансовых
институтов, посредством которых государство
осуществляет первичное распределение
и перераспределение совокупного общественного
продукта и национального дохода с целью
образования и использования централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств. В состав финансовой системы
государства включаются 2 крупные сферы:
финансы предприятий (децентрализованные
финансы) и общегосударственные финансы
(централизованные финансы).
В Республике Беларусь управление
финансами происходит на трех уровнях:
органами общего управления, государственными
органами оперативного управления финансами
и органами отраслевого управления финансами.
3.2 Задачи и функции
государственных органов оперативного
управления финансами Республики
Беларусь
Одним из важнейших органов
управления нашей страны является Министерство
финансов Республики Беларусь. Оно проводит
единую финансовую, бюджетную, налоговую,
валютную политику, утвержденную парламентом,
Президентом и Правительством Республики
Беларусь.