Основные задачи Министерства
финансов:
- проведение единой финансовой
политики, осуществление регулирования
и управления в финансовой сфере деятельности
и координация деятельности в этой сфере
других республиканских органов государственного
управления;
- обеспечение активного использования
финансов в целях повышения эффективности
производства, роста национального дохода,
создания и развития прогрессивных рыночных
форм и структур;
- разработка предложений по
обеспечению роста финансовых ресурсов,
совершенствованию форм финансовых взаимоотношений
организаций и граждан с государством
и использованию кредитных ресурсов;
- эффективное проведение бюджетно-финансовой
и налоговой политики;
- осуществление регулирования
внутреннего и внешнего государственного
долга Республики Беларусь,;
- контроль за соблюдением финансовых
интересов государства, в том числе в процессе
интеграции Республики Беларусь в мировое
хозяйство;
- государственное регулирование
и контроль в сфере деятельности с драгоценными
металлами и драгоценными камнями, создание
в республике запасов драгоценных металлов
и драгоценных камней;
- формирование и реализация
единой государственной политики в области
разработки и производства бланков ценных
бумаг и документов с определенной степенью
защиты (далее — бланки строгой отчетности)
и специальных материалов для защиты их
от подделки;
- проведение государственной
политики в области страховой деятельности,
государственный надзор и контроль за
страховой деятельностью на территории
Республики Беларусь;
- осуществление лицензирования
и контроль за соблюдением законодательства
об осуществлении лицензируемых видов
деятельности, лицензионных требований
и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,
получившими в установленном порядке
специальные разрешения (лицензии), выдаваемые
Минфином;
- государственное регулирование
бухгалтерского учета и отчетности;
- государственное регулирование
аудиторской деятельности, контроль за
соблюдением законодательства, регулирующего
аудиторскую деятельность;
- государственное регулирование
рынка ценных бумаг, осуществление контроля
и надзора за выпуском, обращением и погашением
ценных бумаг, деятельностью профессиональных
участников рынка ценных бумаг и фондовых
бирж.
В соответствии с данными задачами
Министерство финансов выполняет следующие
функции:
- осуществляет
разработку основных
направлений бюджетно-финансовой и налоговой
политики государства;
- организует работу по составлению
проекта республиканского бюджета,
ежегодно разрабатывает проект
закона о республиканском бюджете на очередной
финансовый год и представляет их в Совет
Министров Республики Беларусь;
- участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
- разрабатывает и определяет
порядок и сроки формирования республиканского
бюджета;
- ведет деятельность, связанную
с совершенствованием налогового законодательства
страны;
- определяет порядок финансирования
расходов, предусмотренных бюджетом;
- обеспечивает исполнение республиканского
бюджета, расписывает доходы и расходы;
- управляет средствами, находящимися
на счетах казначейства;
- определяет условия деятельности
страховых организаций и их обособленных
подразделений;
- осуществляет государственную
регистрацию страховых организаций, страховых
брокеров, их филиалов и представительств.
С учетом многочисленных функций,
связанных с управлением финансами, Министерство
финансов Республики Беларусь наделено
большими правами. В частности оно вправе
требовать и получать:
- от республиканских органов
государственного управления и организаций
информацию об осуществлении бюджетно-финансовых
операций по формированию и использованию
государственных финансовых средств, материалы, необходимые для
бюджетно-финансового планирования и прочие материалы, необходимые
для осуществления контроля;
- от областных и Минского городского
исполнительных комитетов материалы,
необходимые для формирования расчетных
показателей по проектам местных бюджетов,
утвержденные местными Советами депутатов
своды местных бюджетов областей и г. Минска,
уточненные назначения по этим бюджетам,
а также отчеты об их исполнении по формам,
утвержденным Минфином;
Оно также имеет право:
- ограничивать и приостанавливать
финансирование расходов за счет государственных
средств в случаях несоблюдения их получателями
законодательства, незаконного получения
либо использования указанных средств
не по целевому назначению;
- вкладывать свободные средства
республиканского бюджета в хозяйственную
деятельность, акции и другие ценные бумаги,
выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды
организациям в соответствии с законодательством;
- выдавать по ходатайствам областных
и Минского городского исполнительных
комитетов в соответствии с законодательством
из республиканского бюджета бюджетные
кредиты в случае образования временных
кассовых разрывов при исполнении местных
бюджетов с погашением этих бюджетных
кредитов в согласованные сроки в пределах
текущего финансового года;
- возмещать консолидированным
бюджетам областей и бюджету г. Минска
из республиканского бюджета средства
в случаях уменьшения доходов или увеличения
расходов местных бюджетов;
- расходовать средства с 1 января
текущего года в размере 1/12 бюджетных
ассигнований предыдущего года в пределах
поступающих в течение каждого месяца
доходов вплоть до принятия Закона Республики
Беларусь о республиканском бюджете на
очередной финансовый год;
- давать обязательные для выполнения
всеми банками республики указания о приостановлении
расчетов по банковским счетам распорядителей
средств республиканского бюджета и государственным
целевым бюджетным и внебюджетным фондам
при нарушении ими законодательства;
- проводить проверки;
- вносить представления (предложения)
собственнику имущества (учредителям,
участникам) страховой организации о проведении
мероприятий по финансовому оздоровлению
страховой организации, замене ее руководства;
- принимать решения о ликвидации
страховой организации, страхового брокера
в случаях, установленных законодательными
актами;
- обращаться в хозяйственный
суд с заявлением об экономической несостоятельности
(банкротстве) страховой организации,
страхового брокера;
- приостанавливать до назначения
временного руководителя операции страховой
организации;
- осуществлять иные действия,
предусмотренные законодательством.
В составе Министерства финансов
Республики Беларусь функционируют крупные
подразделения. На низовом уровне министерство
осуществляет свои функции через областные
финансовые управления, а в районах и городах
– через районные и городские финансовые
отделы. Характерная особенность в управлении
в системе Минфина – двойное подчинение
его республиканских и местных органов.
Так, например, областные финансовые управления
подчиняются одновременно областным органам
власти и Министерству финансов.
Органом оперативного управления
финансами является Министерство по налогам
и сборам Республики Беларусь. Основными
его задачами являются:
- осуществление в пределах своей
компетенции контроля за соблюдением
налогового законодательства, законодательства
о предпринимательстве, лицензировании
отдельных видов деятельности, ремесленной
деятельности и др.;
- осуществление контроля за
соблюдением законодательства, регулирующего
производство и оборот алкогольной продукции
и табачных изделий, оборот табачного
сырья, рекламу алкогольных напитков и
табачных изделий;
- учет причитающихся к уплате
и фактически уплаченных сумм налогов,
иных обязательных платежей в бюджет;
- разработка предложений об
упрощении налоговой системы, в том числе
совершенствовании порядка исчисления
и уплаты налогов, упрощении порядка налогового
учета и налогового контроля, и других
предложений о совершенствовании налогового
законодательства, его унификации, осуществляемой
в рамках интеграционных процессов Республики
Беларусь и Российской Федерации;
- осуществление в пределах своей
компетенции валютного контроля;
- предупреждение, выявление
и пресечение нарушений законодательства
в пределах своей компетенции;
- разработка (участие в разработке)
международных договоров Республики Беларусь
по вопросам налогообложения.
В соответствии с данными задачами
Министерство по налогам и сборам осуществляет
следующие функции:
- контролирует соблюдение налогового
законодательства;
- организует деятельность инспекций,
входящих в его структуру;
- ведет баланс производства
и оборота на внутреннем рынке алкогольной
продукции и табачных изделий;
- проводит разъяснительную работу
по вопросам применения налогового законодательства;
- обеспечивает подбор, расстановку,
подготовку и переподготовку кадров;
- осуществляет иные функции,
предусмотренные законодательством. [11]
Центральный аппарат Министерства
по налогам и сборам включает в себя ряд
управлений. Структура аппарата министерства
и его налоговых инспекций утверждается
министром.
Органом управления финансами
является Государственный таможенный
комитет Республики Беларусь. Важнейшими
его функциями являются:
- разрабатывает и вносит в установленном
порядке Президенту Республики Беларусь
предложения о совершенствовании государственной
таможенной политики;
- принимает участие в разработке
и реализации мер экономической политики
в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу Республики Беларусь;
- определяет порядок статистического
декларирования в отношении перемещаемых
товаров;
- обеспечивает экономическую
безопасность страны;
- взимает пошлины, налоги и иные
платежи;
реализует единую финансово-хозяйственную
политику, развивает материально-техническую
и социальную базы таможенных органов
и др. [12]
В низовых звеньях хозяйственного
управления, т.е. на предприятиях и других
структурах, управление финансами, как
правило, осуществляют финансовые отделы,
а при их отсутствии другие экономические
службы. Они выполняют те же функции, что
и финансовые управления министерств
и ведомств, но в пределах конкретного
предприятия.
Таким образом, финансовый аппарат
как орган управления финансами имеет
исключительно важное значение в общей
системе управления. Он ведет огромную
работу по мобилизации финансовых ресурсов
любого предприятия, министерства, ведомства,
и, наконец, государства в целом. Без финансовых
ресурсов ни один субъект хозяйствования,
ни одно государство не может выполнять
свои функции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансы - это экономический
инструмент распределения и перераспределения
совокупности общественного продукта
и национального дохода. Это своеобразное
средство контроля за образованием и использованием
фондов денежных средств. Главное назначение
их - путем образования денежных доходов
и денежных фондов обеспечить не только
потребности государства, а также предприятий,
организаций, населения в денежных средствах,
но и обеспечить контроль за расходом
денежных средств. Важнейшим звеном финансовой
системы является государственный бюджет.
В 2010 году консолидированный
бюджет исполнен с дефицитом в размере
4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году
дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или
1,8% к ВВП).
Внешний государственный долг
Республики Беларусь по состоянию на 1
января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов
США. Валовой внешний долг по состоянию
на 1 июля 2011 года составил 33101,1 млн долл.
В Республике Беларусь управление
финансами происходит на трех уровнях:
органами общего управления, государственными
органами оперативного управления финансами
и органами отраслевого управления финансами.
Главным органом управления финансами
в Республике Беларусь является Министерство
финансов Республики Беларусь.
Финансовый аппарат как орган
управления финансами имеет исключительно
важное значение в общей системе управления.
Он ведет огромную работу по мобилизации
финансовых ресурсов любого предприятия,
министерства, ведомства, и, наконец, государства
в целом. Без финансовых ресурсов ни один
субъект хозяйствования, ни одно государство
не может выполнять свои функции.
Совершенствование финансовой
системы Республики Беларусь, повышение
ее надежности и инвестиционного потенциала
требуют развития финансового рынка. Основные
цели и направления совершенствования
финансовой системы Республики Беларусь
на современном этапе — формирование
конкурентоспособного и информационно
прозрачного финансового рынка, повышение
его емкости за счет роста капитализации,
притока внутренних и внешних инвестиций
его участников, а также обеспечение эффективности
рыночной инфраструктуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Булатов, А.С. Экономика / А.С
Булатов. – Москва, 1997. – 502 с.
- Государственные финансы: учеб.
пособие / под ред. Г.К. Мультана. - Минск:
БГЭУ, 2005. – 176 с.
- Заяц, Н.Е. Государственный бюджет:
учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. М.И. Ткачюк.
– Минск: выш. шк., 1995. – 240 с.
- Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб.
пособие / Н.Е. Заяц; под ред. Н.Е. Заяц. –
Минск: БГЭУ, 2006. – 368 с.
- Зубко, Н.М. Основы экономической
теории: учебное пособие / Н.М. Зубко. –
2-е изд., исп. и доп. – Минск: выш. шк. 2007.
– 416 с.
- Макроэкономика: учеб. пособие
/ А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова
[и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
- Мысляева, И.М. Государственные
муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева;
изд. перераб. и доп. – Москва: ИНФРА, 2007.
– 360 с.
- Основные макроэкономические
показатели //Белорусы и рынок. – 2011. -
№46. – с.12.
- Основные положения программы
социально–экономического развития Республики
Беларусь на 2011 — 2015 годы // СБ Беларусь
сегодня. [Электронный ресурс] – 2010. –
Режим доступа: http://law.sb.by/1002/. – Дата
доступа: 03.12.2011.
- Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ . – Дата доступа: 08.12.2011.
- Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.nalog.by/ . – Дата доступа: 08.12.2011.
- Официальный сайт Государственного
таможенного комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа: http://www.customs.gov.by/. – Дата доступа: 08.12.2011.
- Полонский, В. Развитие финансово-кредитной
системы РБ / В.Полонский // Банкаускi веснiк – 2011. - №28. – С.9-13.
- Финансово-кредитный энциклопедический
словарь / А.Г. Грязнова [и др.]; под общ.
ред. А.Г. Грязновой. – Минск: Финансы и
статистика, 2004. – 1168 с.
- Фисенко, М.К. Финансовая система
Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко.
– Минск: Современная школа, 2008. – 184 с.