Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 16:54, курсовая работа
Цель данной работы — является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Исходя из цели работы, основными задачами являются следующие:
- раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
проанализировать государственную финансовую систему Республики Беларусь;
изучить особенности управления государственными финансами.
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении, приложение А.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 2.2.
Таблица 2.2 - Доходы консолидированного бюджета
Показатели |
2009 год |
2010 год |
1. Налоговые доходы - всего |
88,4 |
92 |
в том числе: |
||
Налоги на доходы и прибыль |
20,6 |
24,2 |
в т.ч. - подоходный налог |
9,2 |
11 |
Налоги на собственность |
3,5 |
3,8 |
Налоги на товары и услуги |
42,6 |
47,1 |
в т.ч. - НДС |
25,6 |
33,3 |
- акцизы |
7,8 |
8,9 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
17,1 |
11,8 |
2. Неналоговые доходы |
11,4 |
7,8 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 |
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Примечание – Источник: [10].
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта.
В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.
В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.
Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.
В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом. [10]
Доходы бюджета сектора органов государственного управления за январь-октябрь 2011 года сложились в сумме 84,4 трлн. рублей, или 80,7 процента уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета составили 38,0 трлн. рублей, или 77,0 процентов уточненного годового плана.
Расходы бюджета сектора органов государственного управления за январь-октябрь 2011 года составили 76,6 трлн. рублей, или 74,7 процента уточненного годового плана. Расходы республиканского бюджета составили 34,6 трлн. рублей, или 69,2 процента уточненного годового плана. Профицит республиканского бюджета составил 3,3 трлн. рублей, или 1,5 процента к ВВП (Приложение Б).
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Таким образом, бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, что на 1,7 трлн руб. больше, чем в 2009 году
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы.
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) | ||
01.01.2010 г |
01.01.2011 г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). |
7 778,8 |
9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. |
112,6 |
201,0 |
Всего |
7 891,4 |
9 687,2 |
Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь, её значение и сущность