Анализ доходов и расходов фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………………………………………………...……7
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования…………………………………………………………………..……7
1.2 Основные задачи и функции Фонда социального страхования……..…….14
ГЛАВА II АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………….....21
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования………………………………………………………………….……21
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………….…28
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…………...………………………….…….31
3.1 Основные проблемы, недостатки и возможные пути совершенствования фонда социального страхования..............................................................................31
Заключение……………………………………………………….………………40
Список использованных источников……………………..….…………………43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач, чистовой вариант.docx

— 131.14 Кб (Скачать файл)

− медицинское страхование; страховщики — федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

Система социального страхования имеет свои особенности. Она финансируется за счет средств внебюджетных фондов. Государство регулирует деятельность фондов социального страхования, определяют их виды и финансирование этих фондов, для чего они предназначаются и где применяются. Но главной особенностью социального страхования является величина страховых рисков. Они носят массовый характер, выражаются в больших масштабах и имеют существенные последствия.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

− необходимость получения медицинской помощи;

− временная нетрудоспособность;

− трудовое увечье и профессиональное заболевание;

− материнство;

− инвалидность;

− наступление старости;

− потеря кормильца;

− признание безработным;

− смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.4

Социальное страхование отличается от личного рядом признаков:

− оно обязательно для плательщиков страховых взносов;

− страхование производится автоматически, помимо воли и желания застрахованного;

−  страхование связано с трудовыми отношениями (работой по найму) и должно охватывать только трудящихся. Выплаты, не связанные со стажем работы по найму, относятся к соцобеспечению. Главная задача соцстраха - предоставить работнику средства для существования на то время, на которое он лишается заработка;

−  государство курирует фонд социального страхования, т. к. гарантирует бесперебойное поступление в него отчислений от учреждений и предприятий (в том числе государственных) и с помощью законов определяет порядок страховых выплат.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

2) у иных страхователей - с момента их регистрации  страховщиком;

3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;

4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

− устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

− всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

− государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

− государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

− паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

− обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

− ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

− обеспечение надзора и общественного контроля;

− автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Социальная политика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой в качестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социального страхования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являются ключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социального страхования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсы для работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь в случаях наступления для них социальных рисков.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.2 Основные задачи и функции Фонда социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

Совместным Постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25.12.1990 года № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» с 1 января 1991 года был образован Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.5

В состав фонда социального страхования входят:

− региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

− центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;

− филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.

Средства Фонда социального страхования формируются за счет:

− страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

− страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

− страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

− доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

− добровольных взносов граждан и юридических лиц;

− ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

− прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.

Плательщиками взносов являются:

− организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно - правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;

− граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.

Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов являются все виды оплаты труда независимо от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний.

Уплата страховых взносов с оплаты труда, начисленной в иностранной валюте, производится в рублях. Для исчисления страховых взносов оплата труда, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день начисления страховых взносов.

Если в организации действует система оплаты труда, предусматривающая расчеты по заработной плате в натуральной форме, то фонд оплаты труда увеличивается на стоимость соответствующей продукции.

Страховые взносы начисляются на оплату труда по всем основаниям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются.

Плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.

Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:

− расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;

− суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;

− пени, штрафы;

− сокрытая сумма оплаты труда;

− частичная оплата за путевки.

Доходы Фонда социального страхования зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие доходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

Средства государственного социального страхования направляются на:

1) выплату пособий:

− по временной нетрудоспособности;

− по беременности и родам;

− единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

− единовременного пособия при рождении ребенка;

− ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

− социального пособия на погребение;

2) санаторно-курортное лечение  и оздоровление работников и  членов их семей, а также на  другие цели государственного  социального страхования, предусмотренные  законодательством:

− частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

− лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие;

3) создание резерва для  обеспечения финансовой устойчивости  Фонда на всех уровнях.

Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;6

4) обеспечение текущей  деятельности, содержание аппарата  управления Фонда;

5) финансирование деятельности  подразделений органов исполнительной  власти, обеспечивающих государственную  защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения  надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

Информация о работе Анализ доходов и расходов фонда социального страхования