Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:18, курсовая работа
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Введение………………………………………………………………………...….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………………………………………………...……7
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования…………………………………………………………………..……7
1.2 Основные задачи и функции Фонда социального страхования……..…….14
ГЛАВА II АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………….....21
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования………………………………………………………………….……21
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………….…28
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…………...………………………….…….31
3.1 Основные проблемы, недостатки и возможные пути совершенствования фонда социального страхования..............................................................................31
Заключение……………………………………………………….………………40
Список использованных источников……………………..….…………………43
Таблица №2.9 Удельный вес в % по статьям расходов ФСС за 2010/2013гг
Из таблицы 2.9 видно что основную часть расходов фонда социального страхования составляет обязательное социальное страхование на случай материнства и родов 26,46% в 2010г, 28,50% в 2011г 33,48 в 2012г и 32,31 в 2013г и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2010г, 39,45% в 2011г 32,9% в 2012г и 34,31% в 2013г
Наибольшие расходы Фонда социального страхования наблюдаются в 2011 году – 497,5 млрд. рублей.
Итак, проанализировав расходную и доходную часть Фонда, можно сделать следующие выводы и сформулировать следующие недостатки:
1) До настоящего времени
нормативно не урегулирован
2) Расходы Фонда на
выплату пособий при рождении
ребенка, пособий по уходу за
ребенком до достижения им
возраста полутора лет, единовременных
пособий женщинам, вставшим на
учет в медицинских
3) Размер социального пособия на погребение, установленный Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года.
4) Не в полном объеме
учтена потребность ФСС в
В соответствии с этими недочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:
1) Рассмотреть вопрос
об индексации пособий по
2) В целях реализации
положений статьи 8 Федерального
закона «Об основах
3) Рассмотреть вопрос
о внесении изменений в
4) Реализация требований
законодательства по принятию
нормативных правовых актов, связанных
с переходом к Российской
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
3.1 Основные проблемы, недостатки и возможные пути совершенствования фонда социального страхования.
Социальное страхование — одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему (государственную и общественную) денежного и материального обеспечений граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны их здоровья.
Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» — вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. В связи с этим в сфере страхования возникает ряд проблем.
Одной из первых проблем можно назвать — сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования (далее – ФСС) осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, в системе пенсионного страхования объем поступлений сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы Пенсионного фонда (далее – ПФ) на выплату указанной части трудовых пенсий.
Второй проблемой является несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов. Сохранение в системе обязательного социального страхования (далее – ОСС) нестраховых выплат, с одной стороны, а также недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования. Для системы социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция опережающего роста расходов над доходами.
Третьей проблемой является незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
Следующей проблемой можно назвать недостаточное обоснование уровня социальных выплат. Уровень социальных выплат в Российской Федерации ниже, чем это предусмотрено Конвенцией Международной организации труда (далее – МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандартами Европейского союза (далее – ЕС). Так, если средний уровень замещения пенсией заработка в России составляет в среднем 30-33%, то по Конвенции МОТ этот показатель — 40%, а в ЕС — 50%. Вместе с тем уровень замещения доходов в результате временной потери нетрудоспособности в России может составлять 100%, тогда как в других европейских странах он не превышает 50%.
Еще одной проблемой является неблагоприятные демографические тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте.
Реформирование системы ОСС должно осуществляться на основе соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации и четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, соблюдения страховых принципов и развития персонифицированного учета во всей системе ОСС, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей, устранения дублирования функций и создания условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС.
Реализация указанных принципов потребует осуществление целого комплекса мероприятий. В частности, необходимо продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы ОСС. Соответственно, Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить усилия на следующих направлениях:
1) проведении анализа
законодательной и нормативной
правовой базы (федеральной и
региональной) в сфере ОСС, ведомственных
актов, регулирующих вопросы
2) ревизии перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, и подготовке предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определении источников финансирования для каждого их вида;
3) осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;
4) определении потребности системы ОСС в финансовых средствах;
5) изменении законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;
6) создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и Обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).
Кроме этого, необходимо предпринять шаги, направленные на повышение эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.
Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.
В этом контексте можно рассмотреть
возможность организационного объединения
всех социальных внебюджетных фондов
в один. При этом необходимо учесть административно-
Следует также иметь в виду, что решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенными изменениями в действующем законодательстве.
В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны. Государственное социальное страхование - объективная необходимость. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Система социального страхования все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.
Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
− Пенсионным;
− Фондом обязательного медицинского страхования;
− Фондом социального страхования.
При исследовании динамики доходов и расходов Фонда социального страхования за период 2010-2013 гг. было выявлено, что в 2010 гг. бюджет ФСС был дефицитным, а начиная с 2011 г. наблюдается его профицит. Это обусловлено, прежде всего: увеличением профицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.
Доходы Фонда социального страхования формируются в основном за счет поступлений от обязательного социального страхования. Наименьшую долю поступлений в бюджет Фонда составляют межбюджетные трансферты из средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.
Информация о работе Анализ доходов и расходов фонда социального страхования