Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:18, курсовая работа
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
Введение………………………………………………………………………...….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………………………………………………...……7
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования…………………………………………………………………..……7
1.2 Основные задачи и функции Фонда социального страхования……..…….14
ГЛАВА II АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………….....21
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования………………………………………………………………….……21
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………….…28
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…………...………………………….…….31
3.1 Основные проблемы, недостатки и возможные пути совершенствования фонда социального страхования..............................................................................31
Заключение……………………………………………………….………………40
Список использованных источников……………………..….…………………43
6) проведение научно-
7) осуществление иных
мероприятий в соответствии с
задачами Фонда, включая разъяснительную
работу среди населения, поощрение
внештатных работников Фонда, активно
участвующих в реализации
8) участие в финансировании
программ международного
Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.
В России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.
Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Денежные средства и имущество фондов являются федеральной государственной собственностью. Свою финансовую деятельность фонды осуществляют на основании бюджетов, утверждаемых ежегодно федеральными законами.
Таким образом, социальный фонд осуществляет следующие функции:
Основными задачами Фонда являются:
Таким образом фонд социального страхования обеспечивает гарантированные государством пособии по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, осуществляет сбор и аккумулирование страховых взносов на соответствующие виды социального страхования, поэтому необходимо прежде всего провести грамотный анализ доходной и расходной части фонда, которая будет представлена во 2 (практической) главе курсовой работы.
ГЛАВАII АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов.
Задачи анализа динамики и структуры доходов организации заключаются в оценке их объема и структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу активов, определении степени влияния факторов на общую величину доходов и анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.
Таблица 2.1 Динамика доходов Фонда социального страхования 7
Как видно из таблицы 2.1 отклонения по 2012/13 году носят отрицательный характер это говорит о существенном снижении доходной части фонда что на прямую связано с отменой ЕСН в части налоговых доходов фонда Таблица 2.2Темпы роста и прироста доходов ФСС за 2010―2013 гг.в %
Как видно из таблицы 2.2 темп роста доходов в период 2012-2013 гг. значительно сократился по сравнению с периодом 2010-2011гг. Это связано с сокращением доходов от обязательного социального страхования на случай материнства и родов что обусловлено с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов.
Рисунок 1 Доходы бюджета ФСС за 2010-2013гг
Рисунок 2 Темп роста и темп прироста бюджета ФСС за 2010-2013гг
Как видно из таблицы 2.3 в 2011 году наблюдается повышение доходов от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 2010г, что обусловлено не только фактическим ростом фонда оплаты труда, но также высоким коэффициентом полноты сбора страховых взносов (коэффициент сбора по страховых взносам составил 98,9% при запланированных 98%). В 2012 году доходы от этой статьи сократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов. В 2012 году значительно сократились межбюджетные трансферты из федерального бюджета по сравнению с 2011г., так как в 2011 году произошло увеличение налоговых доходов Фонда. Как видно из таблицы №2.3, на протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС. Доходы бюджета ФСС в 2012 году снизились на 272,7 млрд. рублей по сравнению с 2011 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию по материнству и родам - на 260,5 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 3,8 млрд. рублей. Спад поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется уменьшением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшились в 2012 году на 4,7 млрд. рублей, Это объясняется растущим дефицитом бюджета из Фонда обязательного медицинского страхования – на 3,6 млрд. рублей по сравнению с 2011 годом. Доходы бюджета ФСС в 2013 году снизились на 42,7 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию по материнству и родам - на 9,8 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 12,6 млрд. рублей. Спад поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется уменьшением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшились в 2013 году на 19,5 млрд. рублей, Это объясняется растущим дефицитом бюджета. из Фонда обязательного медицинского страхования увеличились – на 0,05 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом. Таблица 2.4 Удельный вес в % по статьям доходов ФСС за 2010/2013гг
Как мы видим из таблицы 2.4 Основную часть доходов в фонд социального страхования вносят обязательное социальное страхование на случай материнства и родов 72,56% в 2010г, 73,60% в 2011г 52,9% в 2012г и 57,79% в 2013г. Наибольшие доходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2011 году – 558,5 млрд. рублей. ФСС в соответствии с законодательством имеет право передавать средства подведомственным центрам реабилитации на строительство и реконструкцию их объектов. Помимо этого, закон устанавливает, что средства федерального бюджета, направляемые ФСС на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно и на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, не использованные до конца соответствующего года, направляются на те же цели в качестве дополнительных бюджетных ассигнований. |
Таблица №2.5 Баланс бюджета ФСС за 2010/2013гг9
Показатель |
2010г |
2011г |
2012г |
2013г |
Отклонение 2011/2010гг |
Отклонение 2013/2012гг |
Доход |
463,78 |
558,59 |
285,85 |
243,65 |
94,81 |
-42,2 |
Расход |
491,20 |
497,57 |
186,29 |
206,40 |
6,37 |
20,11 |
Профицит (+) |
61,03 |
99,56 |
37,25 |
|||
Дефицит (-) |
-27,42 |
Таким образом исходя из таблицы 2.5, в рассматриваемом периоде дефицит бюджета наблюдался в 2010 г. (27,42 млрд.руб.), а начиная с 2011 г. бюджет ФСС является профицитным. Указанный профицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением профицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.
Наибольший рост доходов наблюдался в 2011 году. Это обусловлено увеличением сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Среди факторов, повлиявших на увеличение доходов выделяется увеличение по сравнению с 2010 годом фактически сложившегося фонда оплаты труда по сравнению с расчетной величиной, рост коэффициента сбора с учетом пеней и штрафов, фактическое увеличение численности работников и увеличение удельного веса первого интервала шкалы, имеющего максимальную ставку 2,9%. В итоге в 2011году по этой статье доходы по отношению к запланированной величине выросли на 99,97 млрд. рублей.
Кроме того, на сегодняшний момент влияние на снижение наполняемости доходной части бюджета ФСС оказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии с нормативными документами окончательно освободилось от уплаты ЕСН. В данном случае возникли обоснованные возражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС ни в коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникам пособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговой суммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту.
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования
Задачи анализа динамики и структуры расходов фонда заключаются в оценке их объема и структуры, динамики расходных составляющих, оценке уровня расходов, и анализе расходов полученных от отдельных видов операций.
Таблица №2.6 Динамика расходов Фонда социального страхования10
Показатель |
2010г |
2011г |
2012г |
2013г |
Утверждено |
453,82 |
456,87 |
577,22 |
606,52 |
Исполнено |
491,20 |
497,57 |
186,29 |
206,40 |
Отклонения |
37,38 |
40,7 |
-390,93 |
-400,12 |
Как видно из таблицы 2.6 динамика расходов падает к 2012г и составляет (-390,93)и 2013 (-400,12) что свидетельствует о снижении расходной части, связанной с уменьшением поступлений в бюджет фонда и выплат пособий.
Таблица №2.7 Темпы роста и прироста расходов ФСС за 2010-2013гг. в %
2011г/2010г |
2012/2011 |
2013/2012 | |
Темп роста% |
101,29 |
-37,43 |
110,79 |
Темп прироста% |
1,29 |
-137,43 |
10,79 |
Как видно из таблицы №2.7, темп роста расходов в период 2012-2013 гг. значительно увеличился по сравнению с периодом 2011-2012гг.
Рисунок 3 Расходы бюджета ФСС за 2010-2013гг
Рисунок 4 Темп роста и темпа прироста расходов бюджета ФСС за 2010-2013гг
Таблица №2.8 Расходы ФСС по статьям за 2010-2013г 11
Статьи расходов |
Сумма (млрд. руб.) |
Отклонения+/ - | ||||
2010г |
2011г |
2012г |
2013г |
12/11гг |
13/12гг | |
Выплаты по обязательному социальному страхованию на случай материнства, беременности и родов |
130 |
141,8 |
62,35 |
66,7 |
-79,45 |
4,35 |
Выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
38,6
|
42 |
10 |
14,1 |
32 |
4,1 |
Выплаты пособий по временной нетрудоспособности |
193,8 |
164 |
63,9 |
70,6 |
-100,1 |
6,7 |
Финансирование различных мероприятий фонда. |
128,8 |
149,7 |
50 |
55 |
-99,7 |
5 |
Итого |
491,2 |
497,5 |
186,2 |
206,4 |
-88,3 |
20,1 |
Как видно из таблицы №2.23, общая сумма расходов на 2011 год составляла 497,5млрд. рублей (101,2 % к уровню 2010 года), из них: на обязательное социальное страхование на случай материнства и родов предусмотрено 141,8млрд рублей (109 % к уровню 2010 года), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 42 млрд. рублей (108,8 % к уровню 2010года).
На 2012 год расходы Фонда составляли 186,2млрд. рублей (-37,43 % к уровню 2011 года), из них: на обязательное социальное страхование на случай материнства и родов – 62,35млрд руб (-43,9 % к уровню 2011года), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -10млрд . рублей (-23,8 % к уровню 2011года).
На 2013 год расходы Фонда составляли 206,4млрд рублей (110,7% к уровню 2012 года), из них: на обязательное социальное страхование по случаю беременности и родов 66,7млрд. рублей (108,5% к уровню 2012года), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 14,1млрд. рублей (141% к уровню 2012года).
Наибольший темп роста наблюдался в период 2012-2013гг.. Он составил 110,7%. Наименьший наблюдался в 2011-2 012гг и он составил -137,4%.
Наибольший рост расходов наблюдается в 2011 году. Это обусловлено, прежде всего, новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализацией национальных программ. Кроме того, в 2011 году существенно выросли пособия по материнству и детству. Расходы на выплату этих пособий увеличились (на 9,1%) с 130,08 до 141,8 млн. рублей.
Снижение расходов в 2012 /13гг по сравнению с 2010/11гг связано прежде всего с отменой Единого Социального Налога.
Статьи расходов
Выплаты по обязательному социальному страхованию на случай материнства и родов |
Уд вес в % за 2010г 26,46 |
Уд вес в % за 2011г 28,5 |
Уд вес в % за 2012г 33,48 |
Уд вес в % за 2013г 32,31 |
Выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
7,85
|
8,44
|
5,37
|
6,83
|
Выплаты пособий по временной нетрудоспособности |
39,45 |
32,9 |
34,31 |
34,20 |
Финансирование различных мероприятий фонда. |
26,6 |
30,1 |
26,8 |
26,64 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
Информация о работе Анализ доходов и расходов фонда социального страхования