Анализ доходов и расходов фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ………………………………………………………...……7
1.1 Экономическая сущность, виды и особенности социального страхования…………………………………………………………………..……7
1.2 Основные задачи и функции Фонда социального страхования……..…….14
ГЛАВА II АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………….....21
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования………………………………………………………………….……21
2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………….…28
ГЛАВА III ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ…………...………………………….…….31
3.1 Основные проблемы, недостатки и возможные пути совершенствования фонда социального страхования..............................................................................31
Заключение……………………………………………………….………………40
Список использованных источников……………………..….…………………43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач, чистовой вариант.docx

— 131.14 Кб (Скачать файл)

6) проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального  страхования и охраны труда;

7) осуществление иных  мероприятий в соответствии с  задачами Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда, активно  участвующих в реализации мероприятий  по социальному страхованию;

8) участие в финансировании  программ международного сотрудничества  по вопросам социального страхования.

Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.

В России система социального страхования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.

Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Денежные средства и имущество фондов являются федеральной государственной собственностью. Свою финансовую деятельность фонды осуществляют на основании бюджетов, утверждаемых ежегодно федеральными законами.

Таким образом, социальный фонд осуществляет следующие функции:

  • осуществляет сбор и аккумулирование страховых взносов на соответствующие виды социального страхования;
  • финансирует выплаты пособий, и оплату медицинского и санаторно-курортного лечения;
  • инвестирует временно свободные средства с целью получения дополнительного дохода;
  • осуществляет контроль за начислением и уплатой страховых взносов, применяя штрафы и финансовые санкции к страхователям, нарушающим утвержденные правила;
  • проводит научно-исследовательские работы, подготовку специалистов в области страхования.

Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения.
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.
  • разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

 Таким образом фонд социального страхования обеспечивает гарантированные государством пособии по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, осуществляет сбор и аккумулирование страховых взносов на соответствующие виды социального страхования, поэтому необходимо прежде всего провести грамотный анализ доходной и расходной части фонда, которая будет представлена во 2 (практической) главе курсовой работы.

 

 

ГЛАВАII АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

2.1 Анализ динамики и  структуры доходов Фонда социального страхования

Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов.

Задачи анализа динамики и структуры доходов организации заключаются в оценке их объема и структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу активов, определении степени влияния факторов на общую величину доходов и анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.

   Таблица 2.1 Динамика доходов Фонда социального страхования 7

Показатель

2010г

2011г

2012г

2013г

Утверждено

425,49

458,82

579,56

590,27

 

Исполнено

463,78

558,59

285,85

243,65

Отклонения

38,29

99,77

-293,71

-346,62


Как видно из таблицы 2.1 отклонения по 2012/13 году носят отрицательный характер это говорит о существенном снижении доходной части фонда что на прямую связано с отменой ЕСН в части налоговых доходов фонда

                                                                                            

       Таблица 2.2Темпы роста и прироста  доходов ФСС за 2010―2013 гг.в %

 

2011г/2010г 

2012/2011

2013/2012

Темп роста%

120,44

-51,17

-85,23

Темп прироста%

20,44

-151,17

-185,23


Как видно из таблицы 2.2 темп роста доходов в период 2012-2013 гг. значительно сократился по сравнению с периодом 2010-2011гг.

Это связано с сокращением доходов от обязательного социального страхования на случай материнства и родов  что обусловлено с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов.

                       

                               Рисунок 1  Доходы бюджета ФСС за 2010-2013гг

Рисунок 2 Темп роста и темп прироста бюджета ФСС за 2010-2013гг                                                                                                          Таблица№2.3 Доходы ФСС по статьям за 2010-2013г 8

Статьи доходов

 

 

2010г

Сумма (млрд. руб.)

Отклонение +/-

 

2011г

 

2012г

 

2013г

   

12-11

/13-12

 
                   

обязательное социальное страхование на случай материнства, беременности и родов

336,5

411,1

 

150,6

 

140,8

 

-260,5

-9,8

 

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

58,02

65,01

 

61,14

 

48,46

 

-3,8

-12,6

 

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета

51,73

64,42

 

59,7

 

40,2

 

-4,7

-19,5

 

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС

17,45

 

 

18,0

 

 

 

14,36

 

14,41

 

-3,6

+0,05

 

Итого

463,7

558,5

285,8

243,6

-272,6

-41,8

 

Как видно из таблицы 2.3 в 2011 году наблюдается повышение доходов от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 2010г, что обусловлено не только фактическим ростом фонда оплаты труда, но также высоким коэффициентом полноты сбора страховых взносов (коэффициент сбора по страховых взносам составил 98,9% при запланированных 98%).

В 2012 году доходы от этой статьи сократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов.

В 2012 году значительно сократились межбюджетные трансферты из федерального бюджета по сравнению с 2011г., так как в 2011 году произошло увеличение налоговых доходов Фонда.

Как видно из таблицы №2.3, на протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.

Доходы бюджета ФСС в 2012 году снизились на 272,7 млрд. рублей по сравнению с 2011 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию по материнству и родам - на 260,5 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 3,8 млрд. рублей. Спад поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется уменьшением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшились в 2012 году на 4,7 млрд. рублей, Это объясняется растущим дефицитом бюджета из Фонда обязательного медицинского страхования – на 3,6 млрд. рублей по сравнению с 2011 годом.

Доходы бюджета ФСС в 2013 году снизились на 42,7 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию по материнству и родам - на 9,8 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 12,6 млрд. рублей. Спад поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется уменьшением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшились в 2013 году на 19,5 млрд. рублей, Это объясняется растущим дефицитом бюджета. из Фонда обязательного медицинского страхования увеличились – на 0,05 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом.

 Таблица 2.4 Удельный вес  в % по статьям доходов ФСС за 2010/2013гг

Статьи доходов

Уд вес в % за 2010г

Уд вес в % за 2011г

Уд вес в % за 2012г

Уд вес в % за 2013г

обязательное социальное страхование на случай материнства и родов

72,56

73,60

52,69

57,79

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

12,52

11,64

21,39

19,89

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета

11,15

11,53

20,88

16,50

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС

3,77

2,57

5,02

5,91

Итого

100

100

100

100


                                                                              

Как мы видим из таблицы 2.4 Основную часть доходов в фонд социального страхования вносят  обязательное социальное страхование на случай материнства и родов 72,56% в 2010г,  73,60% в 2011г 52,9% в 2012г и 57,79% в 2013г.

Наибольшие доходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2011 году – 558,5 млрд. рублей.

ФСС в соответствии с законодательством имеет право передавать средства подведомственным центрам реабилитации на строительство и реконструкцию их объектов. Помимо этого, закон устанавливает, что средства федерального бюджета, направляемые ФСС на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно и на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, не использованные до конца соответствующего года, направляются на те же цели в качестве дополнительных бюджетных ассигнований.


Таблица №2.5 Баланс бюджета ФСС за 2010/2013гг9

Показатель

2010г

2011г

2012г

2013г

Отклонение 2011/2010гг

Отклонение 2013/2012гг

Доход

463,78

558,59

285,85

243,65

94,81

-42,2

Расход

491,20

497,57

186,29

206,40

6,37

20,11

Профицит (+) 

 

61,03

99,56

37,25

   

Дефицит (-)

-27,42

         

Таким образом исходя из таблицы 2.5, в рассматриваемом периоде дефицит бюджета наблюдался в 2010 г. (27,42 млрд.руб.), а начиная с 2011 г. бюджет ФСС является профицитным. Указанный профицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением профицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.

Наибольший рост доходов наблюдался в 2011 году. Это обусловлено увеличением сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Среди факторов, повлиявших на увеличение доходов выделяется увеличение по сравнению с 2010 годом фактически сложившегося фонда оплаты труда по сравнению с расчетной величиной, рост коэффициента сбора с учетом пеней и штрафов, фактическое увеличение численности работников и увеличение удельного веса первого интервала шкалы, имеющего максимальную ставку 2,9%. В итоге в 2011году по этой статье доходы по отношению к запланированной величине выросли на 99,97 млрд. рублей.

Кроме того, на сегодняшний момент влияние на снижение наполняемости доходной части бюджета ФСС оказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии с нормативными документами окончательно освободилось от уплаты ЕСН. В данном случае возникли обоснованные возражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС ни в коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникам пособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговой суммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ динамики и структуры расходов Фонда социального страхования

Задачи анализа динамики и структуры расходов фонда заключаются в оценке их объема и структуры, динамики расходных составляющих, оценке уровня расходов, и анализе расходов полученных от отдельных видов операций.

 

       Таблица №2.6 Динамика расходов Фонда социального страхования10

Показатель

2010г

2011г

2012г

2013г

Утверждено

453,82

456,87

577,22

606,52

 

Исполнено

491,20

497,57

186,29

206,40

Отклонения

37,38

40,7

-390,93

-400,12


Как видно из таблицы 2.6 динамика расходов падает к 2012г и составляет (-390,93)и 2013 (-400,12) что свидетельствует о снижении расходной части, связанной с уменьшением поступлений в бюджет фонда и выплат пособий.

        Таблица  №2.7 Темпы роста и прироста расходов ФСС за 2010-2013гг. в %

 

2011г/2010г 

2012/2011

2013/2012

Темп роста%

101,29

-37,43

110,79

 

Темп прироста%

1,29

-137,43

10,79


Как видно из таблицы №2.7, темп роста расходов в период 2012-2013 гг. значительно увеличился по сравнению с периодом 2011-2012гг.

 

       

                      Рисунок 3 Расходы бюджета ФСС за 2010-2013гг

 

 

Рисунок 4 Темп роста и темпа прироста расходов бюджета ФСС за 2010-2013гг

 

                                                                                              

      Таблица №2.8 Расходы ФСС по статьям за 2010-2013г             11

Статьи расходов

Сумма (млрд. руб.)

Отклонения+/ -

 

2010г

2011г

2012г

2013г

12/11гг

13/12гг

Выплаты по обязательному социальному страхованию на случай материнства, беременности и родов

 

130

 

141,8

 

62,35

 

66,7

 

-79,45

 

4,35

Выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

38,6

 

 

 

 

42

 

 

 

10

 

 

 

14,1

 

 

 

32

 

 

 

4,1

Выплаты пособий по временной нетрудоспособности

 

193,8

 

164

 

63,9

 

70,6

 

-100,1

 

6,7

Финансирование различных мероприятий фонда.

 

128,8

 

149,7

 

50

 

55

 

-99,7

 

5

Итого

 

491,2

 

497,5

 

186,2

 

206,4

 

-88,3

 

20,1


 

Как видно из таблицы №2.23, общая сумма расходов на 2011 год составляла 497,5млрд. рублей (101,2 % к уровню 2010 года), из них: на обязательное социальное страхование на случай материнства и родов предусмотрено 141,8млрд рублей (109 % к уровню 2010 года), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 42 млрд. рублей (108,8 % к уровню 2010года).

На 2012 год расходы Фонда составляли 186,2млрд. рублей (-37,43 % к уровню 2011 года), из них: на обязательное социальное страхование на случай материнства и родов – 62,35млрд руб (-43,9 % к уровню 2011года), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -10млрд . рублей (-23,8 % к уровню 2011года).

На 2013 год расходы Фонда составляли 206,4млрд рублей (110,7% к уровню 2012 года), из них: на обязательное социальное страхование по случаю беременности и родов 66,7млрд. рублей (108,5% к уровню 2012года), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 14,1млрд. рублей (141% к уровню 2012года).

Наибольший темп роста наблюдался в период 2012-2013гг.. Он составил 110,7%. Наименьший наблюдался в 2011-2 012гг и он составил -137,4%.

Наибольший рост расходов наблюдается в 2011 году. Это обусловлено, прежде всего, новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализацией национальных программ. Кроме того, в 2011 году существенно выросли пособия по материнству и детству. Расходы на выплату этих пособий увеличились (на 9,1%) с 130,08 до 141,8 млн. рублей.

Снижение расходов в 2012 /13гг по сравнению с 2010/11гг связано прежде всего с отменой Единого Социального Налога.

                                                                                                      

 

 

                                                                                               

                                                                                                        

 

Статьи расходов

 

Выплаты по обязательному социальному страхованию на случай материнства и родов

Уд вес в % за 2010г

26,46

Уд вес в % за 2011г

28,5

Уд вес в % за 2012г

33,48

Уд вес в % за 2013г

32,31

Выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

7,85

 

8,44

 

5,37

 

6,83

 

Выплаты пособий по временной нетрудоспособности

39,45

32,9

34,31

34,20

Финансирование различных мероприятий фонда.

 

26,6

 

30,1

 

26,8

 

26,64

Итого

100

100

100

100

Информация о работе Анализ доходов и расходов фонда социального страхования