Анализ и динамика структуры доходов и расходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей.
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функцией.

Содержание

Введение 3

1. Бюджет государства 5

1.1. Сущность бюджета государства 5

1.2. Функции бюджета государства 8

1.3. Бюджеты Российской Федерации………………………………………………… ...……12

1.4. Бюджетный дефицит 17

2. Практическое задание. 21

Задание 2.1 24

Задание 2.2 26

Задание 2.3 27

Задание 2.4 28

Задание 2.5 29

Задание 2.6 31

Список используемых источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ФиК.docx

— 97.99 Кб (Скачать файл)

      Обе рассматриваемые формы механизма  бюджетного воздействия связаны  как между собой, так и с  экономикой в целом, что проявляется  в их тесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюджета, в  конечном счете, ограничен рамками  поступающих бюджетных доходов, зависящих, в свою очередь, от количественных показателей развития экономики.

      С другой стороны, через бюджетные  расходы оказывается обратное воздействие  на экономические возможности производства на базе содействия росту его эффективности  и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно же, влияет и  на объемы доходов самого основного  централизованного фонда денежных средств.

1.2. Функции бюджета государства

      Сущность  любой экономической категории, в том числе и бюджета проявляется  в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все  функции, присущие финансам:

      1) образование бюджетного фонда  (бюджетные доходы);

      2) использование бюджетного фонда  (бюджетные расходы);

      3) контрольная.

      Первую  функцию выполняют бюджетные  доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих; доходов лиц, работающих не по найму; предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); ренты; процентов.

      Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе. В табл. 2.1 представлена структура доходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.

      Вторая  функция бюджета связана с  конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи, с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства.

      Таблица 2.1

      Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ в 2000-2002 гг.

Структура доходов Удельный  вес, %, по годам Изменение структуры доходов в 2001 г. по сравнению  с 2000 г.
2000 2001 2002
Всего 100 100 100 х
Налоговые доходы 84,7 93,45 81,21 -12,24
    В том числе:  
 
 
 
 
 
 
 
налог на прибыль (доход) предприятий и  организаций 8 14,47 9,76 -4,71
налог на доходы физических лиц (с 2001 г.) 3 0,16  
 
-0,16
налог на игорный бизнес 0,02 0,03 0,05 +0,02
налог на добавленную стоимость 34,81 43,27 36,39 -6,88
акцизы 15,04 15,76 10,58 -5,18
федеральные лицензионные и регистрационные  сборы 0,07 0,11 0,04 -0,07
налог на покупку иностранных

денежных знаков и платежных

документов, выраженных в иностранной валюте

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
0,13
 
0,08
 
-0,05
0,19
налог на совокупный доход 0,13 0,26 0,27 +0,01
налог на операции с ценными бумагами 0,04 0,03 0,04 +0,01
платежи за пользование природными ресурсами 1,39 3,12 8,64 +5,52
таможенные  пошлины и иные таможенные

сборы и платежи

21,57 15,97 15,25 -0,72
прочие  налоги, сборы, пошлины 0,44 0,14 0,11 -0,03
Передача  налоговых доходов в целевые  бюджетные фонды -0,04 - - -
Неналоговые доходы 7,76 5,38 4,91 -0,47
В том числе:  
 
 
 
 
 
 
 
доходы  от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций        
3,15 2,25 2,37 +0,12
доходы  от внешнеэкономической деятельности 4,34 2,64 2,26 -0,38
другие  неналоговые доходы 0,27 0,49 0,28 -0,21
Доходы  целевых бюджетных фондов* 7.58 1,17 -0,65 -0,52
Единый  социальный налог (взнос), зачисляемый  в федеральный бюджет - - 13,23 +13,23
 

      * В целях реализации законодательно  закрепленного Бюджетным кодексом  РФ принципа общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными его расходами, законом о федеральном бюджете на 2001 г. предусмотрена ликвидация с 1 января 2001 г. практически всех целевых бюджетных фондов федерального бюджета с переводом этих расходов в федеральный бюджет по соответствующим разделам функциональной классификации на общей основе. В составе доходов и расходов федерального бюджета на 2001 и 2002 гг. учтено функционирование Фонда Министерства РФ по атомной энергии.

      Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций  в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных  образований), отдельных хозяйствующих  субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем  бюджетных доходов. В табл. 2.2. представлена структура расходов федерального бюджета  в 2000-2002 гг.

      Третья  функция предполагает создание условий  для проведения контроля. Контрольная  функция обусловливает возможность  эффективного воздействия государства  на все экономические процессы. При  этом контроль и контрольная функция  не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия. Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее  объективную основу для осуществления  контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство  оказывает влияние на перераспределение  национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли  с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда  учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству  рабочей силы, решению других социально  значимых задач. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем  и субъектами РФ.

      Стратегические  задачи государства по развитию экономики  и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. При ее планировании оно должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - основной фактор общей макроэкономической устойчивости.

      Таблица 2.2

      Структура и динамика расходов федерального бюджета  РФ в 2000-2002 гг.

Структура расходов Удельный  вес, %, по годам Изменение структуры доходов в 2001 г. no сравнению с 2000 г.
2000 2001 2002
Государственное управление и местное

самоуправление

 
 
 
 
 
 
 
 
3 3,41 2,91 -0,5
Судебная  власть 0.9 0,95 0,98 +0,03
Международная деятельность 6,5 1,86 2,2 +0,34
Национальная  оборона 16,5 17,99 14,59 -3,4
Правоохранительная  деятельность

и обеспечение  безопасности государства

 
 
 
 
 
 
 
 
9,3 11,03 8,93 -2,1
Фундаментальные исследования

и содействие научно-техническому прогрессу

 
 
 
 
 
 
 
 
1,9 1,85 1,55 -0,3
Промышленность, энергетика и строительство 2,3 3,74 2,96 -0,78
Сельское  хозяйство и рыболовство 1,3 1,74 1,38 -0,36
Охрана  окружающей среды и природных ресурсов,

гидрометеорология, картография и геодезия

 
 
 
 
 
 
 
 
0,4 0,4 0,5 +0,1
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика  
 
 
 
 
 
 
 
0,2 2,56 3,88 +1,32
Предупреждение  и ликвидация последствий

чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий

 
 
 
 
 
 
 
 
1,1 0,53 0,45 -0,08
Образование 3,8 4,09 4,11 +0,02
Культура, искусство и кинематография 0,6 0,54 0,53 -0,01
Средства  массовой информации 0,7 0,53 0,53 -
Здравоохранение и физическая культура 1,9 1,86 1,64 -0,22
Социальная  политика 7,4 9,03 22,1 +13,07
Обслуживание  государственного долга  25,7 20,09 14,64 -5,45
Пополнение  государственных запасов и резервов 0 0,04 0,03 -0,01
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 8,1 15,64 13,63 - 2,01
Утилизация  и ликвидация вооружений, включая  
 
 
 
 
 
 
 
выполнение  международных договоров 0,2 0,52 0,53 +0,01
Мобилизационная подготовка экономики 0,1 0,04 0,03 -0,01
Исследование  и использование  
 
 
 
 
 
 
 
космического  пространства 0,4 0,38 0,5 +0,12
Развитие  рыночной инфраструктуры - - - -
Военная реформа - 0,35 0,85 +0,5
Прочие  расходы 0,6 -0,33* -0,16* +0,17
Целевые бюджетные фонды 7,1 1,16 0,71 - 0,45
Всего ** 100 100 100 х
 

      Примечания. 1. В соответствии со ст. 66 Бюджетного кодекса РФ средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого  обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных  гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус». 2. В расходах федерального бюджета на 2002 г. предусмотрены расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд РФ в счет поступлений от единого социального налога, в сумме 281 230 млн. руб.

Таким образом, бюджет необходим государству для  обеспечения объективных потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения его экономической, социальной и  политической функций. Значимость бюджета  в макроэкономическом регулировании  предполагает проявление особого внимания к возможности реализации

принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным

кодексом РФ.  

1.3. Бюджеты Российской Федерации.

      Наиболее важные бюджеты в структуре бюджетной системы России.

      Консолидированный  бюджет. Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

     В ст. 8 этого Закона зафиксировано,  что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

      Консолидированный бюджет Российской  Федерации — это свод бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации. Консолидированный  бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджета субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Информация о работе Анализ и динамика структуры доходов и расходов бюджета