Консолидированные бюджеты Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации не рассматриваются
и не утверждаются законодательными
(представительными) органами власти всех
уровней. Эти бюджеты являются в первую
очередь статистическим сводом бюджетных
показателей, характеризующим агрегированные
данные по доходам и расходам, источникам
поступления средств и направлениям их
использования по территории в целом Российской
Федерации и отдельных субъектов Российской
Федерации.
Бюджетные показатели используются:
1. Показатели
консолидированных бюджетов используются
в бюджетном планировании. В частности,
при определении величины нормативов
отчислений от регулирующих налогов
в бюджеты субъектов Российской
Федерации и размеров дотаций
в расчет принимаются объемы
консолидированных бюджетов административно-территориальных
образований.
2. Важна
роль показателей консолидированных
бюджетов и при анализе формирования
и использования централизованного
финансового фонда страны, т. е.
суммы всех финансовых ресурсов,
поступающих в бюджетную систему. Так,
используя показатель консолидированного
бюджета Российской Федерации, определяют
степень централизации финансовых ресурсов,
создаваемых в стране и отражаемых в сводном
финансовом балансе государства.
3. Без
расчета показателей консолидированных
бюджетов невозможно сводное финансовое
планирование, так как многие показатели
сводного финансового баланса государства
и территориальных сводных финансовых
балансов берутся из консолидированных
бюджетов. В доходной части баланса
используются следующие бюджетные данные:
налог на добавленную стоимость и акцизы,
подоходный налог с физических лиц, налог
на имущество, налоги на внешнюю торговлю,
внешнеэкономические операции и доходы
от внешнеэкономической деятельности,
средства бюджетных целевых фондов, отчисления
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, доходы от государственной собственности
или деятельности, включая доходы от продажи
имущества. Расходная часть сводного
финансового баланса включает следующие
бюджетные показатели: затраты на государственные
инвестиции, расходы на социально-культурные
мероприятия, финансируемые за счет бюджета,
государственные дотации, расходы на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, расходы на
науку из бюджета, расходы на оборону,
расходы на содержание органов государственной
власти, правоохранительных органов, судов
прокуратуры, расходы по внешнеэкономической
деятельности, образование резервных
фондов и др.
4. Большую
роль играют показатели консолидированных
бюджетов в перспективном планировании
в целом и перспективном финансовом
планировании в частности. При разработке
прогнозов экономического и социального
развития государства, территорий используются
финансовые показатели, в основе которых
показатели консолидированных бюджетов.
Разработка экономико-математических
моделей прогнозирования бюджетов
также основана на данных консолидированных
бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов
на перспективу исследуются корреляционные
связи между объемами доходов консолидированных
бюджетов и такими переменными, как ВВП,
национальный доход, объем валовой продукции
промышленности, сельского хозяйства.
5. Показатели
консолидированных бюджетов используются
также при расчетах, характеризующих
различные виды обеспеченности жителей
страны, территорий, например, бюджетные
расходы на одного жителя на медицинское
обслуживание, образование и другие среднедушевые
бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные
показатели являются критериями для сравнительного
анализа состояния отдельных территорий.
Показатели консолидированного бюджета
страны используются для сравнения с аналогичными
показателями других государств.
Федеральный бюджет. Основные функции
управления государством возложены на
центральные органы власти. Для выполнения
ими их обязанностей, для финансового
обеспечения общегосударственных мероприятий
формируется централизованный финансовый
фонд — федеральный
бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано,
что в ведении Российской Федерации находятся
федеральный бюджет, федеральные налоги
и сборы, федеральные фонды регионального
развития.
Через
федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и перераспределения
внутреннего валового продукта
и созданного национального дохода
страны между отраслями народного хозяйства,
регионами и социальными слоями населения.
На федеральный бюджет возложено финансирование
общегосударственных органов власти и
управления, мероприятий, связанных с
обеспечением обороноспособности государства,
развитием науки, подготовки высококвалифицированных
специалистов.
Средства
федерального бюджета являются
главным источником финансирования
структурной перестройки экономики, конверсии
предприятий военно-промышленного комплекса,
развития перспективных направлений в
сфере производства, пионерного освоения
новых территориально-производственных
комплексов.
Большую
роль играет федеральный бюджет в
поддержании и развитии искусства,
культуры, средств массовой информации.
Для решения этих задач федеральный
бюджет в соответствии с Законом
РСФСР «Об основах налоговой
системы» 1991 г. и Налоговым
кодексом Российской
федерации 1998 г. наделен федеральными
налогами и неналоговыми доходами.
Региональные бюджеты. Региональные
бюджеты — центральное звено территориальных
бюджетов. Они предназначены для финансового
обеспечения задач, возложенных на государственные
органы управления субъекта Российской
Федерации.
В современных условиях все
в большей степени региональные
органы власти призваны обеспечить комплексное
развитие регионов, пропорциональное
развитие производственной и непроизводственной
сфер на подведомственных территориях.
Значительно возрастает их координационная
функция в экономическом и социальном
развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается
регионализация экономических и социальных
процессов. Все в большей мере функции
регулирования этих процессов переходят
от центральных уровней государственной
власти к региональным. Поэтому роль
региональных бюджетов усиливается, а
сфера их использования расширяется.
Через
региональные бюджеты государство
активно проводит экономическую
политику. На основе предоставления региональным
органам власти средств для увеличения
их бюджетов осуществляется финансирование
промышленности, сельского хозяйства,
строительства и содержания дорог, охраны
окружающей среды. При этом круг финансируемых
мероприятий расширяется.
С
помощью региональных бюджетов государство
осуществляет выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий, которые
в результате исторических, географических,
военных и других условий отстали в своем
экономическом и социальном развитии
от других районов страны. Для преодоления
такой отсталости разрабатываются региональные
программы, финансируемые из региональных
бюджетов.
Местные бюджеты.
Местное самоуправление
— обязательный компонент демократического
государственного строя. Оно осуществляется
самим населением через свободно избранные
им представительные органы. Для выполнения
функций, возложенных на местные, представительные
и исполнительные органы, они наделяются
определенными имущественными и финансово-бюджетными
правами.
Финансовой базой местных органов
власти являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные права,
предоставленные этим органам,
дают им возможность составлять,
рассматривать, утверждать и исполнять
свои бюджеты, распоряжаться переданными
в их ведение предприятиями и получать
от них доходы.
Местные бюджеты - один из главных
каналов доведения до населения
конечных результатов производства. Через
них общественные фонды потребления распределяются
между отдельными группами населения.
Из этих бюджетов в известной мере финансируется
и развитие отраслей производственной
сферы, в первую очередь местной и пищевой
промышленности, коммунального хозяйства,
объем продукции, и услуги которых также
являются важным компонентом обеспечения
жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных
бюджетов проявляется в их
назначении. Они выполняют следующие
функции:
• формирование
денежных фондов, являющихся финансовым
обеспечением деятельности местных органов
власти;
• распределение
и использование этих фондов между
отраслями народного хозяйства;
• контроль
за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий, организаций и учреждений,
подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные
бюджеты в осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач
— в первую очередь в распределении
государственных средств
на содержание и развитие
социальной инфраструктуры
общества. Эти средства проходят через
систему местных бюджетов, включающих
более 29 тысяч городских, районных, поселковых
и сельских бюджетов. Осуществление государством
социальной политики требует больших
материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между звеньями бюджетной
системы заложены принципы самостоятельности
местных бюджетов, их государственной
финансовой поддержки. Исходя из этих
принципов, доходы местных бюджетов формируются
за счет собственных и регулирующих источников
доходов.
1.4.
Бюджетный дефицит
Практическое
использование бюджетных отношений
для реализации возложенных на государство
функций позволяет говорить о
трех возможных состояниях бюджетного
фонда - дефицитном, профицитном и
сбалансированном. Они отражают различное
соотношение доходной и расходной
частей бюджета. Когда расходы бюджета
превышают его доходы, образуется
отрицательное бюджетное сальдо,
или дефицит бюджета. Профицит - положительное
сальдо бюджета - представляет собой
обратное соотношение, т.е. превышение
доходов над расходами. Сбалансированным
является бюджет, в котором расходная
и доходная части равны.
В
2000 г. впервые был достигнут профицит
федерального бюджета, который составил
173,5 млрд. руб., или 2,5 % ВВП.
Дефицит
бюджета - категория денежного хозяйства,
которая выражает объективные экономические
отношения, возникающие между участниками
воспроизводственного процесса при использовании
государством денежных средств сверх
имеющихся бюджетных доходов. Конкретные
причины отставания темпов роста бюджетных
доходов по сравнению с увеличением бюджетных
расходов могут быть различными, в частности:
- кризисные
явления в экономике;
- неспособность
правительства держать под контролем
финансовую ситуацию в стране;
- чрезвычайные
обстоятельства (войны, крупные стихийные
бедствия);
- милитаризация
экономики в мирное время;
- осуществление
крупных централизованных вложений в
развитие производства и изменение его
структуры;
- чрезмерное
увеличение темпов роста социальных расходов
по сравнению с темпами роста валового
внутреннего продукта.
По
поводу влияния бюджетного дефицита
на развитие экономики существуют противоречивые
мнения. Сторонники концепции дефицитного
финансирования бюджетных расходов
считают, что:
- бюджетный
дефицит не является деструктивным фактором;
- для состояния
национальной экономики он не представляет
опасности, так как все расходы, в том числе
превышающие доходы, совершаются на территории
данного государства и способствуют росту
благосостояния страны;
- дефицит бюджета
означает увеличение доходов хозяйствующих
субъектов и населения (получателей бюджетных
средств), что стимулирует рост покупательской
способности, производительности труда
и расширение национального производства.
Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых
поступлений.
Экономисты,
придерживающиеся противоположной
позиции, высказывают следующие
опасения по поводу бюджетного дефицита:
- хронические
дефицита неизбежно потребуют более высоких
налогов в будущем, что равнозначно переложению
текущего экономического бремени на будущие
поколения;
- для покрытия
дефицита должны привлекаться экстраординарные
доходы - эмиссия денег, расширение заимствований,
что ведет к расстройству денежно-кредитной
системы, девальвации национальной валюты,
к росту внутреннего и внешнего долга
государства;
- повышение
процентных ставок по государственным
ценным бумагам, неизбежное при росте
дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения
частных инвестиций, нарушает естественный
ход рыночного саморегулирования экономики.