Анализ организации биржевой торговли ценными бумагами в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленной работы – исследовать сущность организации биржевой торговли ценными бумагами.
В рамках поставленной цели определен круг задач:
- исследовать теоретические основы организации биржевой торговли ценными бумагами, ее сущность и необходимость;
- рассмотреть историю возникновения и развития фондовой биржи;
- изучить основные виды операций на фондовой бирже;
- провести анализ организации биржевой торговли ценными бумагами в России на примере ММВБ;
- предложить пути совершенствования организации биржевой торговли ценными бумагами в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1. Теоретические основы организации биржевой торговли ценными бумагами……………………………….…………………………..
1.1.Сущность и необходимость фондовой биржи на рынке ценных бумаг………………………………………………………………..
1.2. История возникновения и развития фондовой биржи…………..
1.3. Основные виды операций на фондовой бирже…………………..
2. Анализ организации биржевой торговли ценными бумагами в России……………………………………………….…………….
2.1. Анализ деятельности Московской межбанковской валютной биржи……………………………………………………………….
2.2. Анализ деятельности ведущих зарубежных фондовых бирж…
2.3. Пути совершенствования организации биржевой торговли ценными бумагами в России......………………………………….
Выводы и предложения………………………………………………..
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Токийская фондовая биржа пользуется авторитетом и доверием на мировых площадках. Японцы более активно занимаются инвестициями на акции, не отстают от них и иностранные инвесторы, которые также отдают предпочтение акциям. Таким образом, головной Токийский офис и филиалы биржи, раскиданные по всей Японии, успешно торгуют акциями, пользующимися большим спросом.

Основой мирового успеха Токийской фондовой биржи является ее копоративная философия. Корпоративная философия биржи представляет собой набор правил, которым биржа и группа ТФБ следуют в процессе реализации своего бизнеса. Все рабочие и служащие ТФБ должны соблюдать и выполнять разработанные правила, приносить пользу обществу, и вносить свой вклад в развитие организации.

Общий годовой объем сделок на Токийской фондовой бирже в 2007 году вплотную приблизился к абсолютному рекорду - 600 трлн иен (около $5 трлн). В результате прежний рекорд, установленный в 2006 году (418 трлн иен), побит на 30% с лишним. Общая сумма операций купли-продажи достигла 594 трлн иен (ровно $5 трлн долларов по текущему курсу 118,79 иен за доллар). Т.е. сумма сделок за день в Токио в 2007 году составляла в среднем около 2,4 трлн иен ($20,2 млрд), что тоже является беспрецедентным в 128-летней истории биржи. В прошлом году этот показатель составлял 1,7 трлн иен. Также абсолютно рекордной оказалась доля иностранных инвесторов - 54% [10, с.102].

Представители и NYSE, и TSE уже давно заинтересованы в сотрудничестве с фондовыми рынками в других частях света. В TSE сообщают, о ведении переговоров о партнерстве с несколькими биржами, в частности с сеульской Korea Exchange, однако переговоры с NYSE достигли наибольшего успеха. Биржи намерены обменяться 10% акций, причем инициатором этого плана выступила NYSE. Однако произвести обмен будет возможно не раньше 2009 года - на это время запланировано размещение акций Токийской биржи. До тех пор TSE останется частной компанией, и аналитики сомневаются, что NYSE удастся приобрести крупный пакет ее акций.

В случае если сторонам удастся достичь соглашения еще до обмена акциями, они смогут координировать свои действия и унифицировать технологию торгов, что, по мнению аналитиков, практически будет означать появление первого межконтинентального фондового рынка. Нью-Йоркская биржа стремится создать глобальную фондовую площадку раньше своего основного конкурента NASDAQ [18, с.78].

Характеристики индекса TOPIX. TOPIX (Tokyo Stock Price Index) - основной биржевой индекс Токийской фондовой биржи, рассчитываемый как среднее взвешенное по рыночной капитализации значение цен акций, находящиеся в свободном обращении, компаний, принадлежащих к первому сегменту Токийской фондовой биржи, то есть компании с высокой капитализацией.

Индекс был перенесен из торговой системы, где учитывались общее число выпущенных акций, в систему с учетом только тех акций, которые находятся в свободном обращении. Перенос происходил в три этапа с октября 2005 года по июнь 2006. Хотя изменения были только технические, он они оказали огромный эффект на индекс, поскольку у многих японских компаний большое количество акций, просто удерживаются у руках деловых партнеров, как часть сложного альянса, такие акции еще долго не будут включены в расчеты средневзвешенного индекса компаний. Впервые TOPIX был опубликован 1 июля 1969 года с базовым значением 100 пунктов. Список компаний, охваченных индексом, пересматривается два раза в год — в январе компании могут быть добавлены или удалены из списка, в июле — только добавлены. Индекс вычисляется каждые 15 секунд в рабочие дни биржи.

20 ноября 2008 г. ММВБ и  Токийская фондовая биржа (Группа TSE) подписали Меморандум о взаимопонимании  с целью укрепления сотрудничества  между двумя биржами, согласно  которому стороны намерены развивать  взаимовыгодные отношения как  в интересах обеих бирж, так и в интересах российских и японских инвесторов в целом, что активизирует взаимное движение капиталов между двумя странами. Стороны изучат возможность создания рынков финансовых продуктов на основе признанных фондовых индексов двух бирж, таких как индексные фонды (ETFs). В рамках совместной работы стороны смогут организовывать совместные семинары, осуществлять программы по обучению и обмену специалистами.

 

2.3. Пути совершенствования организации биржевой торговли ценными бумагами в России

 

Развитие и консолидация биржевой, расчетно-депозитарной, клиринговой, учетной инфраструктуры российского финансового рынка является важнейшей задачей, решение которой предопределяет усиление конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России мирового финансового центра.

Развитие биржевой инфраструктуры. В среднесрочном плане необходимо определиться с концептуальными подходами в подготовке наиболее важных федеральных законов, регулирующих основы организации и функционирования центрального депозитария, биржевых торгов, а также осуществления клиринговых расчетов.

Первым шагом на пути к созданию консолидированной биржевой инфраструктуры является выбор модели построения такой инфраструктуры финансового рынка, которая позволит сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы. Такая модель, скорее всего, не будет точной копией той инфраструктуры, которая сложилась на мировых финансовых рынках. При выборе российской модели консолидированной биржевой инфраструктуры следует учитывать уже вполне сложившиеся связи и расстановку сил на российском рынке; наличие достаточно мощных и вполне эффективных крупных инфраструктурных институтов – регистраторов, депозитариев, в том числе расчетных депозитариев, клиринговых организаций; сложившиеся схемы контроля и управления инфраструктурой. С другой стороны, следует иметь в виду, что и на ведущих финансовых рынках отсутствует единообразие моделей инфраструктуры. Вместе с тем, наиболее выраженной тенденцией является укрепление модели вертикальной интеграции инфраструктурных организаций.

В России вопрос о какой-то единой модели построения инфраструктуры рынка ценных бумаг никогда системно не поднимался. Крупнейшие российские биржевые группы строились под задачи тех, кто становился их ключевыми владельцами и пользователями. Структура управления группы ММВБ представляет собой смешение горизонтальной и вертикальной интеграции. Группа РТС является в гораздо большей мере вертикально интегрированной.

В условиях исторически и объективно сложившихся в России двух крупнейших биржевых групп (РТС и ММВБ) не представляется разумным выбор «сервисной» модели центрального депозитария, когда центральный депозитарий не входит в биржевые группы, но при этом предоставляет биржам и участникам рынка соответствующие услуги по обслуживанию сделок с ценными бумагами. Скорее всего, интересы такой «сервисной» организации и её собственников будут направлены на получение доходов от обслуживания любого количества бирж. Не исключено, что для такой сервисной организации может быть наиболее удобным обслуживание универсальных по набору обращающихся ценных бумаг бирж и организаторов торговли (например, в силу однотипности услуг, возможности экономить издержки). Для рынка же это будет означать распыление ликвидности по нескольким торговым площадкам, что ослабляет рынок в целом. Поэтому необходима такая модель инфраструктуры, в которой бы все институты работали на общую цель капитализации рынка и повышения его ликвидности. Для этого нужен единый стратегический центр развития организованного рынка ценных бумаг в России, находящийся в тесной связке с ответственным государственным органом.

Целям формирования единого центра стратегического развития и обеспечения долгосрочной конкуренции организованного рынка ценных бумаг в России скорее отвечает вертикально интегрированная финансовая инфраструктура, предполагающая устроенность расчетно-депозитарных, клиринговых институтов в структуру биржевой группы.

Выбор модели биржевой инфраструктуры может быть сделан в рамках Концепции развития инфраструктуры финансового рынка, которая могла бы быть подготовлена ФСФР Росси и представлена в Правительство Российской Федерации в сентябре 2008 года. В рамках этой концепции необходимо будет определить предпочтительный вариант консолидации биржевой инфраструктуры, целесообразность введения на рынке института централизованного контрагента, отказа от предварительного депонирования денежных средств, гибкие сроки совершения расчетов (например, на третий день с момента совершения сделки), а также другие вопросы.

На основе такой концепции в период с 2009 по 2010 год могли бы быть соответствующим образом доработаны проекты законов о центральном депозитарии, о биржах и организованных торгах, разработан закон о клиринге. Также в соответствии с концепцией могли бы быть проведены необходимые организационные процедуры, в том числе по объединению существующих институтов инфраструктуры, выстраиванию вертикально-интегрированной схемы контроля над этими институтами, их капитализации.

С учетом положений концепции к 2011 году могла бы быть сформирована консолидированная биржевая инфраструктура Российского финансового рынка, включающая специализированные биржевые площадки, например, по сделкам с акциями, облигациями, по сделкам с производными финансовыми инструментами. Уже сейчас специализация фондовых бирж РТС и ММВБ достаточно четка определена.

Это позволит говорить об организационной готовности инфраструктуры финансового рынка к роли одного из мировых финансовых центров, обладающего достаточной степенью интеграции, капитализации и защищенности о возможных недружественных поглощений со стороны других вертикально-интегрированных биржевых структур, действующих на глобальном финансовом рынке.

С 2011 года поставлен вопрос о дальнейшей капитализации российского биржевого холдинга путем публичного размещения его ценных бумаг. Возможно, что на первом этапе акции холдинга могли бы преимущественно приобретаться российскими инвесторами, а в более отдаленной перспективе (2013-2015 годы), акции такого холдинга могли бы быть предложены международным инвесторам. С учетом уже имеющей сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС, можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире.

По окончании 2008 года ФСФР России совместно с участниками финансового рынка, саморегулируемыми организациями разработан и представлен в Правительство Российской Федерации Кодекс поведения участников финансового рынка по предупреждению и недопущению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации на организованном финансовом рынке. Предполагается, что положения указанного Кодекса будут носить рекомендательный характер, а контроль над его применением будет осуществляться ФСФР России совместно с СРО участников финансового рынка, а также биржами. С учетом этого нужно завершить работу над соответствующим законопроектом и внести его в Государственную Думу.

Одновременно предполагалось установление административной и уголовной ответственности за недобросовестные операции на рынке ценных бумаг на основе инсайдерской информации и манипулирования ценами.

В период 2009-2010 годов по мере накопления опыта по применению Кодекса, был постепенный перевод наиболее очевидных и устоявшихся норм поведения участников финансового рынка по предотвращению злоупотреблений на организованном рынке на уровень федерального закона, его уточнение и расширение. Таким образом, в 2011 году в России сформирована не только эффективная законодательная база по предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации, но и выработаны общепринятые нормы поведения участников финансового рынка, а также работников государственных и иных регулирующих органов.

Следует поощрять создание в СРО страховых фондов, обеспечивающих дополнительную защиту инвесторов.

Возможно, следует рассмотреть ряд инициатив, направленных на укрепление роли профессионального сообщества в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг и снижении инвестиционных рисков:

  • предоставление возможности оказывать услуги неквалифицированным инвесторам только профессиональным участникам, состоящим в СРО с более жесткими стандартами профессиональной деятельности;
  • предоставление только членам СРО возможности оказывать услуги андеррайтера при публичном размещении ценных бумаг, а также при размещении ценных бумаг компаний с повышенным риском.

Следует предоставить саморегулируемым организациям большие возможности при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка. Также следует возложить на СРО функции анализа такой отчетности, ее обобщения и раскрытия в соответствии с правилами, установленными регулирующими органами.

Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России.

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Фондовая биржа является основным организатором торговли на рынке ценных бумаг. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. В настоящее время основной торговой площадкой в России является Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ).

В настоящий момент в результате кризиса российский фондовый рынок отброшен в своем развитии на несколько лет назад, и сейчас переживает не лучшие свои времена, в сложившейся ситуации все равно необходимо продолжать дальнейшее проведение активной государственной политики, направленной на развитие российского рынка ценных бумаг, и на оказание всяческой поддержки российским фондовым биржам.

Информация о работе Анализ организации биржевой торговли ценными бумагами в России