Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 12:55, лекция
Для разработки стратегии недостаточно настойчивости, творческого подхода и собствен¬ного мнения, необходим также основательный анализ внутренней и внешней среды компании, иначе стратегия окажется нежизнеспособной. Особое внимание следует уделить двум груп¬пам факторов: во-первых, условиям в отрасли и конкуренции, во-вторых, конкурентоспо¬собности, положению на рынке, сильным и слабым сторонам компании.
Тема 3. Анализ отрасли и конкурентной ситуации
Для разработки
стратегии недостаточно настойчивости,
творческого подхода и
Все компании действуют в макросреде, на которую влияют экономика в целом, демографические и технологические изменения, общественные ценности, нормативные и законодательные акты, конкурентная ситуация и условия отрасли (рис. 3.1). Макросреда включает в себя все значимые факторы внешней среды — значимые в том смысле, что они учитываются при выборе бизнес-модели и стратегии компании. Компания не может влиять на внешние факторы макросреды, но она должна отслеживать их и соответственно корректировать свою стратегию.
На рис. 3.2 представлена последовательность оценки положения компании при разработке стратегии. Тщательный анализ положения компании — необходимая предпосылка выбора направления развития компании в долгосрочной перспективе, постановки целей и разработки эффективной стратегии.
Чтобы не ошибиться
при выборе направления долгосрочного
развития и стратегии
компании, менеджеры должны знать стратегическое
положение компании, т.е. знать
особенности отрасли, условия конкуренции,
ресурсы и возможности компании.
3.1 Методы анализа отрасли и конкуренции
Отрасли сильно разнятся по своим экономическим характеристикам, условиям конкуренции и перспективам получения прибыли. Экономические и конкурентные условия в отрасли производства грузовиков, например, значительно отличаются от аналогичных условий в розничной торговле. В кабельном телевидении и производстве безалкогольных напитков ситуация в отрасли и условия конкуренции совершенно разные. Конкуренция может быть умеренной в одной отрасли и очень жесткой — в другой; вестись по цене и другим характеристикам товаров.
Рис. 3.1. Макросреда компании
Экономические характеристики, условия конкуренции и их предполагаемые изменения позволяют спрогнозировать прибыльность этих отраслей. Многое зависит от состояния отрасли: сильные компании в непривлекательных отраслях порой с трудом добиваются удовлетворительного уровня прибыльности, в то время как даже относительно слабые компании в привлекательных отраслях демонстрируют отличные результаты.
Для анализа общей ситуации и конкурентных условий отрасли разработаны методики и приемы, с помощью которых создается оптимальная стратегия и оценивается ее инвестиционная привлекательность. Анализ предполагает исследование деятельности компании в контексте внешней среды. Цель анализа — оценить семь ключевых факторов внешней среды (см. рис. 3.2).
Характеристика всех этих факторов представляет собой оценку среды, в которой действует компания. Они создают базу для разработки стратегии с учетом меняющихся условий конкуренции и отрасли.
3.2 Основные экономические характеристики отрасли.
Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли начинается с изучения основных экономических характеристик. Термином отрасль мы обозначаем группу компаний, чья продукция имеет сходные потребительские свойства и предназначена для одних и тех же потребителей. Основные экономические характеристики отрасли:
Пример. Основные экономические характеристики отрасли по производству серной кислоты
Размеры
рынка. Годовой доход —
400-500 млн. долл., объем производства в натуральном
выражении — 4 млн. тонн.
Масштаб конкуренции. В основном региональный, продажа производится обычно в радиусе 250 миль от завода из-за дороговизны транспортировки.
I I
Темп роста рынка. 2-3 % в год.
Стадия жизненного цикла. Зрелость.
Количество компаний в отрасли. Примерно 30 компаний со ПО предприятиями и суммарной мощностью 4,5 млн. тонн. Доли рынка компаний —от 3 до 21%.
Потребители. Около 2000 покупателей, большей частью— промышленные химические производства
Степень вертикальной интеграции. Смешанная; 5 из 10 крупнейших компаний интегриро
ваны "назад" (с поставщиками сырья) и "вперед" (дочерние подразделения, специализи
рующиеся на химическом производстве, покупают больше 50% продукции компаний); ос
тальные компании занимаются исключительно производством серной кислоты.
Вход и выход из отрасли. Умеренные трудности при входе на рынок: капитал в объеме примерно 10 млн. долл. для строительства минимально эффективного завода и условия для
создания клиентской базы в радиусе 250 миль от завода.
Технологии/инновации. Производственная технология стандартна и практически не меняется; основные изменения происходят в ассортименте продукции, изготовляемой с использованием серной кислоты, — ежегодно предлагается один-два новых химических продукта, за счет которых и происходит рост отрасли.
Характеристики продукции. Высокая степень стандартизации, марки разных производителей практически идентичны; покупатели не видят большой разницы между ними, если не считать различий в скорости доставки.
Экономия на масштабе производства. Умеренная, у всех компаний примерно одинаковые
производственные издержки, однако возможна экономия на транспортировке крупных партий продукции одному клиенту и на покупке крупных партий сырья.
Эффект
обучаемости. Незначимый фактор
в данной отрасли.
Загруженность производственных мощностей. Очень высокая, составляет 90—100% максимально возможной мощности; при снижении загрузки мощностей ниже 90% издержки на единицу продукции быстро возрастают.
Прибыльность отрасли.
Примерно на среднем уровне или ниже: из-за
характера продукции
при падении спроса цен резко
снижаются, однако при росте спроса снова
возрастают.Прибыльность напрямую
зависит от спроса.
Исходя из экономических характеристик отрасли компания разрабатывает варианты стратегии.
Экономические характеристики
отрасли оказывают большое
Экономическая характеристика |
Стратегическое значение | |
Размер рынка |
Маленькие рынки редко привлекают большие (новые) компании; большие рынки привлекательны для компаний, намеривающихся приобрести устойчиво работающие фирмы с хорошими конкурентными позициями и в привлекательной отрасли | |
Темпы роста рынка |
Быстро растущие рынки привлекают новых конкурентов, замедление темпов роста рынка усиливает конкуренцию и приводит к вытеснению слабых компаний | |
Излишек или недостаток производственных мощностей |
Излишек производственных мощностей в отрасли приводит к падению цен и доходов компании. Недостаток мощностей — к росту обоих показателей | |
Прибыльность отрасли |
Высокорентабельные отрасли привлекают на рынок новые компании, низкорентабельные стимулируют уход компаний в другие отрасли | |
Условия входа на рынок и выхода из него |
Высокие входные барьеры способствуют сохранению позиций и доходов уже существующих компаний, незначительные препятствия стимулируют появление новых конкурентов | |
Себестоимость и значимость продукции |
Большинство покупателей скорее заинтересованы в снижении цен на крупные и дорогие предметы потребления, чем на небольшие или дешевые | |
Стандартизация продукции |
Чем выше стандартизация продукции, тем сильнее давление со стороны покупателей, поскольку им легче перейти от одного производителя к другому | |
Быстрые изменения в технологии |
Фактор, повышающий риск вхождения в отрасль; оборудование и устройства морально устаревают до того, как полностью амортизируются | |
Требования к стартовому капиталу |
Высокие требования к размеру стартового капитала представляют собой существенный барьер для входа и выхода из отрасли | |
Вертикальная интеграция |
Увеличивает требования к стартовому капиталу, влияет на характер конкуренции и уровень издержек производства у сильно и слабо интегрированных компаний | |
Экономия на масштабе |
Увеличивает объем производства
и долю рынка, необходимые для
обеспечения | |
Быстрое совершенствование продукции |
Сокращает жизненный цикл товара, увеличивает риск ввиду опасности быстрого выведения на рынок новых моделей товара конкурентами |
3.3 Формы и интенсивность конкуренции
Это одна из основных
характеристик отрасли и
Несмотря на разную интенсивность конкуренции в разных отраслях, собственно конкуренция примерно одинакова, что позволяет использовать общий подход для ее анализа. Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер считает, что в отрасли присутствует обычно пять видов, или факторов, конкуренции.
Пятифакторная модель конкуренции Портера, приведенная на рис. 3.4 — мощное средство анализа конкурентных сил и их интенсивности.
Рис. 3.4. Пятифакторная модель конкуренции — ключевой инструмент анализа конкурентной среды
Модель пяти факторов конкуренции
позволяет всесторонне