Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 12:55, лекция
Для разработки стратегии недостаточно настойчивости, творческого подхода и собствен¬ного мнения, необходим также основательный анализ внутренней и внешней среды компании, иначе стратегия окажется нежизнеспособной. Особое внимание следует уделить двум груп¬пам факторов: во-первых, условиям в отрасли и конкуренции, во-вторых, конкурентоспо¬собности, положению на рынке, сильным и слабым сторонам компании.
5. Если в качестве осей используется больше двух переменных, то следует составить несколько карт, чтобы представить различные аспекты конкурентных позиций и существующего взаимодействия компаний в отрасли. В целом, рекомендуется экспериментировать с различными парами переменных.
Карта стратегических групп позволяет:
1. Определить степень влияния движущих сил и конкурентное давление в отрасли на стратегические группы.
2. установить, от каких факторов зависят различия в потенциальной прибыльности различных стратегических групп.
3.6. Возможные действия конкурентов
Компания, которая не изучает действия своих конкурентов, ведет конкурентную борьбу вслепую. В бизнесе, как на войне, аналитика имеет огромное значение. Чтобы превзойти соперников, надо отслеживать их действия, понимать их стратегию и прогнозировать действия.
Анализ стратегий и новых инициатив конкурентов, их слабых и сильных сторон позволяет не только предвидеть их следующие шаги, но и оценить их влияние на стратегию и действия вашей компании.
Менеджеры должны постоянно собирать информацию о стратегиях и действиях конкурентов, оценивать их сильные и слабые стороны и на основании полученных данных прогнозировать их действия.
Лучший источник информации о стратегии конкурентов — наблюдение за ситуацией на рынке и анализ высказываний менеджеров конкурирующих компаний. Дополнительную информацию для оценки возможностей и ближайших действий конкурента можно получить из анализа его географического положения, стратегических намерений, целей борьбы за долю рынка, положения на карте стратегических групп отрасли, склонности к риску; весьма существенна информация о наступательном либо оборонительном характере последних действий конкурента. Другие источники ценных сведений о конкуренте: его ежегодные финансовые отчеты, высказывания высшего руководства, отчеты независимых аналитиков, статьи в отраслевых изданиях, пресс-релизы, информация на его Web-сайте и других, экспозиция компании на выставках, беседы с клиентами, поставщиками и бывшими работниками. Многие компании включили в свою структуру отделы промышленной разведки, которые целенаправленно собирают информацию о конкурентах, анализируют и передают заинтересованным сотрудникам.
Знать о своих конкурентах больше, чем они знают о тебе, — единственный способ достичь преимущества перед ними.
В табл. 3.2 приведена простая схема классификации целей и стратегии конкурентов. Данная схема наряду с картой стратегических групп позволяет примерно определить намерения конкурентов; ее можно дополнить любой информацией о каждом конкуренте.
Масштаб конкуренции
Стратегическое намерение
Цели в борьбе за долю рынка
Цели в борьбе за конкурентную позицию
Характер действий
Конкурентная стратегия |
♦ Местный ♦ Региональный ♦ Национальный ♦ Мультинациональный ♦ Глобальный ♦ Лидировать на рынке ♦ Опередить сегодняшнего лидера ♦ Войти в пятерку крупнейших лидеров отрасли ♦ Войти в десятку крупнейших лидеров отрасли ♦ Подняться на одну-две ступени в отраслевой иерархии ♦ Опередить одного из конкурентов (не обязательно лидера отрасли) ♦ Сохранить существующее положение ♦ Просто выжить ♦ Активно расширяться за счет приобретений и внутреннего роста ♦ Расширяться за счет внутреннего роста (захват доли рынка конкурентов) ♦ Расширение за счет приобретений ♦ Сохранить существующую долю рынка с темпами роста на уровне средних по отрасли ♦ Уступить часть доли рынка при необходимости достижения ближайших целей (главное — прибыльность, а не масштабы деятельности) ♦ Укреплять и расширять существующую позицию ♦ Укреплять существующую позицию ♦ Сохранить позицию в средних рядах ♦ Улучшить рыночную позицию ♦ Бороться ♦ Отступить на позицию, которую можно удержать ♦ Преимущественно наступательный ♦ Преимущественно оборонительный ♦ Комбинация наступательных и оборонительных мер ♦ Активный, рискованный ♦ Осторожное следование за лидером ♦ Борьба за лидерство по издержкам ♦ Ориентация на нишу рынка:
— технологически передовую — технологически отстающую — географическую — покупателей со специфическими потребностями -другую ♦ Дифференциация товара за счет: — качества — обслуживания — технологического превосходства — ассортимента
♦ — имиджа и репутации ♦ — потребительской ценности ♦ — других качеств |
3.7 Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе
Ключевые факторы успеха (КФУ) — это элементы, обеспечивающие успех компании, другими словами, все, что способствует повышению прибыли. К числу КФУ относятся: стратегия; свойства товаров, на основании которых потребители выбирают брэнд либо поставщика; ресурсы и возможности, обеспечивающие компании победу в конкурентной борьбе; профессиональный опыт, производительность, действия по достижению устойчивого конкурентного преимущества. Все компании в отрасли должны уделять КФУ самое пристальное внимание: ведь от них зависит финансовое будущее и конкуренто-способность компании.
Ключевые факторы успеха
в отрасли — это
Например, в производстве одежды к КФУ относятся дизайн и цвет моделей, низкий уровень издержек производства (позволяющий назначать привлекательные цены и получать прибыль). В табл. 3.3 представлены самые распространенные ключевые факторы успеха.
В технологиях |
|
В производстве |
|
В сбыте |
|
В маркетинге |
|
В профессиональной подготовке |
|
Организационные возможности |
|
Прочие КФУ |
Хороший имидж (репутация) компании у покупателей Общие низкие издержки (не только производственные) Выгодное расположение (особенно в розничной торговле) Доброжелательность всех служащих, контактирующих с потребителями Доступ на финансовые рынки (особенно для молодых компаний в рискованных или капиталоемких отраслях) Патентная защита |
Выявление ключевых факторов успеха компании с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции в ней — важнейшая аналитическая задача. Менеджеры компании должны достаточно хорошо знать свою отрасль, чтобы определить, что важно, а что второстепенно в конкурентной борьбе. Менеджеры должны четко представлять, какие виды ресурсов для этого требуются. Неправильная оценка тех или иных факторов успеха ведет к выбору ошибочной стратегии и целей. И напротив, правильное определение КФУ в своей отрасли позволяет достичь значительного преимущества перед конкурентами и завоевать лучшую позицию на рынке. Достижение очевидного превосходства над соперниками по одному или нескольким КФУ— верное средство получения устойчивого конкурентного преимущества.
Хорошая стратегия предполагает использование всех ключевых факторов успеха в данной отрасли и достижение очевидного превосходства как минимум по одному из них.
3.8 Общая привлекательность
отрасли и перспективы
Завершающий этап анализа отрасли и конкурентной ситуации — комплексная оценка ситуации в отрасли на основе полученных ответов на предыдущие шесть вопросов и выработка заключения об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Здесь необходимо учесть ряд важных факторов:
• потенциал роста отрасли;
• перспектива окупаемости инвестиций при существующих условиях конкуренции в отрасли; перспективы изменения конкуренции в будущем;
• влияние усиления основных движущих сил на прибыльность отрасли;
• конкурентная позиция компании и ее возможное изменение (положение лидера или сильного конкурента даже в не слишком привлекательной отрасли способно обеспечить компании удовлетворительный уровень прибыльности; перспектива ожесточенной борьбы с более сильными конкурентами снижает шансы компании даже в самой привлекательной отрасли);
• способность компании использовать уязвимость более слабых конкурентов (умение пре¬вратить неблагоприятную ситуацию в отрасли в благоприятную для компании);
• способность компании противодействовать негативному влиянию движущих сил;
• степень риска и неопределенности в будущем развитии отрасли;
• серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом;
• влияние продолжения деятельности в данной отрасли на положение компании в других отраслях, где у нее есть деловые интересы.
Согласно общему правилу,
если в отрасли существует перспектива
получения более высокой
Компания, занимающая выгодное положение в непривлекательной по общим меркам отрасли, может получать очень высокую прибыль.
Вывод об общей привлекательности отрасли означает, что действующие в ней компании направляют свои усилия на укрепление долгосрочных конкурентных позиций и увеличение объема продаж, охотно инвестируют в оборудование и производственные мощности. Отрасль считается непривлекательной, если самые сильные игроки избирают тактику осторожного инвестирования, одновременно пытаясь сохранить уровень прибыльности и преимущества своего конкурентного положения, приобретая при возможности меньшие по размерам компании; в долгосрочной перспективе самые успешные компании диверсифицируют свою деятельность в более привлекательные отрасли. Слабым компаниям в непривлекательной отрасли стоит обдумать возможность слияния со своими конкурентами для увеличения доли рынка и повышения прибыльности либо, наоборот, диверсифицировать свою деятельность за пределы отрасли.
В табл. 3.4 представлена схема анализа отрасли и конкурентной ситуации, обобщающей приведенные выше рассуждения.
Таблица 3.4. Обобщение результатов анализа отрасли и конкурентной среды
1. Основные экономические характеристики отрасли |
Размер и темпы роста рынка,
географические параметры, количество
и размеры компаний- |
2. Анализ конкурентной среды |
|
|
Занимающие неблагоприятную |
5. Анализ конкурентов |
|
|
|
|
|