Анализ системы бюджетирования ОАО «ЛОЭСК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

В этой связи важность вопроса о развитии коммерческого бюджетирования стоит вне сомнения, так как несёт в себе гарантии стабильности для отдельных компаний и для экономики в целом.Таким образом, бюджет представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………4
I. Сущность и особенности бюджетирования на предприятии
1.1 Понятие сущности и особенности бюджетирования на предприятии ………..6
1.2 Методика организации бюджетирования на предприятии …………………...15
1.3 Контроль исполнения бюджета ………………………………………………….21
II. Роль и значение бюджетирования
2.1 Разработка главного бюджета и взаимосвязь его элементов ………………28
2.2 Управление процессом бюджетирования предприятия ………………………32
2.3. Роль бюджета в управлении организацией ……………………………………33
III. Анализ системы бюджетирования ОАО «ЛОЭСК»
3.1Анализ существующей системы бюджетирования ОАО«ЛОЭСК».………………...……………………………………………………35
3.2. Построение бюджета по балансовому листу ...………………………………..42
3.3.Обоснование необходимости ведения бюджета по балансовому листу в управленческой деятельности ОАО «ЛОЭСК» .......………………………………..48
Заключение …………………………………………………………………………...53
Список использованных источников …………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы предприятий.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

  Вышеуказанный пример  по распределению статей БДР  и БДДС плавно подводит к  основной проблеме бюджетирования  в ОАО «ЛОЭСК». На предприятии  применяются два бюджета для  планирования финансовой деятельности - это БДР и БДДС. В рамках полноценного бюджетного управления не хватает важной составляющей финансового планирования, а именно ББЛ или прогнозного баланса компании.

Не смотря на небольшой срок работы, ОАО «ЛОЭСК» реализует множество инвестиционных программ, финансируемых за счет выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии. В компании существует бюджет инвестиций, который находит свое отражение в статьях поступлений и выплат по инвестиционной деятельности БДДС. Если же говорить на финансово-экономическом языке, то  процесс инвестирования – это процесс создания актива, от использования которого компания будет получать прибыль и увеличивать стоимость кампании. Очевидно, раз речь идет об активе, то первоочередным вопросом является необходимость его финансирования в части капитала и обязательств. Поэтому если компания не будет вести ББЛ, то она не сможет эффективно управлять развитием и инвестициями. На обосновании необходимости внедрения ББЛ мы остановимся в следующих параграфах этой главы.

Положительным моментом организации процесса бюджетирования является наличие четкой последовательности составления бюджетов компании. На первом этапе руководители филиалов и руководители подразделений направляют информацию о предполагаемых на будущий период доходах и расходах. Далее проходит заседание бюджетного комитета компании, на котором руководители обосновывают необходимость затрат и денежных ресурсов для той или иной хозяйственной операции и происходит корректировка плановых бюджетов. Здесь необходимо отметить особенность электросетевого хозяйства, как монополизированной отрасли, чья деятельность строго регламентируется требованиями действующего законодательства в отрасли электроэнергетики. Например, электросетевым компаниям не выгодно сокращать расходы предприятия, так как регулирующим органом установлено максимально возможное значение показателя НВВ (необходимая валовая выручка) предприятия. Соответственно, чем меньше расходы предприятия, тем меньше значение показателя, что не выгодно для компании. Следующим шагом в процессе составления бюджета компании является окончательное формирование операционных планов подразделений, которые передаются в центральный аппарат компании для составления, во-первых, бюджета инвестиций, во-вторых, БДР и БДДС компании.

Как было отмечено ранее бюджет - это гибкая форма исполнения предполагаемых финансовых операций компании. В нашем случае, гибкость выражается в возможности корректировок показателей бюджета. В ОАО «ЛОЭСК» бюджет планируется с поквартальной разбивкой, когда итоги четвертого квартала планируются путем вычитания показателей полученных за предыдущие три месяца из показателей, предусмотренных на окончание периода планирования. В компании существует пять видов корректировок бюджета по источникам финансирования корректировки:

Без источника финансирования. Корректировка происходит за счет уменьшения или увеличения суммы по статье бюджета;

Перераспределение внутри квартала. Корректировка совершается за счет перераспределения бюджетных средств между месяцами квартала;

Внутренний другого ЦФО. Корректируется статья бюджета одного ЦФО (филиала/  ЦФО ЦА) за счет статьи, находящейся в зоне ответственности другого ЦФО;

Внешний другого ЦФО. Корректируется статья бюджета одного ЦФО (филиала/  ЦФО ЦА) за счет статьи другого ЦФО, находящейся в зоне ответственности другого ЦФО.

На наш взгляд, наличие системы внесения корректировок является эффективным подспорьем для лучшей организации бизнеса, так как в свободных рыночных условиях, на которые наложены законодательные рамки, необходимо быстро реагировать на перемены в условиях работы с поставщиками, подрядчиками и клиентами. Также это позволяет прослеживать причины возникновения корректировок, и соответственно в будущем изначально планировать бюджеты с учетом возможных изменений.

После построения бюджета и получения фактических данных по окончании периода, четко выстроенная система бюджетирования предполагает анализ отклонений фактических данных от запланированных в бюджете.  В ОАО «ЛОЭСК» анализ отклонений носит характер, ориентированный на корректировку последующих планов, однако в компании не существует регламент по определению значимости отклонений, то есть решение о существенности отклонений принимается менеджментом компании по неформализованным критериям.

В результате этого параграфа нами была проанализирована существующая модель бюджетирования ОАО «ЛОЭСК». Для удобства восприятия мы предлагаем таблицу, обобщающую положительные и отрицательные стороны, а также наличие либо же отсутствие необходимых элементов полной системы бюджетирования (Таблица 1). В таблице наличие элемента системы бюджетирования оказывает положительное влияние на деятельность компании, отсутствие же - отрицательное. 

Исходя из информации, полученной из данного параграфа и выше представленной таблицы, мы можем проследить первую  проблему системы бюджетирования ОАО «ЛОЭСК». Она заключается в отсутствии регламента бюджетирования, который бы обобщал все элементы системы и имел исполнительную силу, то есть подчинение его предписаниям было бы обязательным и исключительным. На данный момент, руководством компании издаются приказы, затрагивающие только часть важных вопросов бюджетирования. Например, существует приказ «О подготовке БДР и БДДС на 2013 год», в котором определяются сроки предоставления информации по бюджетам и распределение ответственности по отделам за статьи бюджетов. При ознакомлении с приказом сразу бросается следующий момент: приказ может быть подписан 10 декабря 2012 года, и 10 же декабря руководители ЦФО центрального аппарата компании должны получить и согласовать с начальниками отдельных служб производственной деятельности цены приобретения товарно-материальных ценностей или же титульный список работ программы комплексных ремонтов. Такая практика не должна быть допустима, так как она предполагает большой объем работы в последний срок и зависимость одного подразделения, в нашем случае, центрального аппарата компании от деятельности подразделений или филиалов. В первую очередь, такая ситуация негативно сказывается на своевременности, полноте объема и достоверности полученных данных, во-вторых, сотрудникам компании приходится задерживаться после рабочего дня и выходить на работу в выходные, чтобы успеть к установленным датам.

Регламент бюджетирования необходим для того чтобы эффективно организовать взаимодействие большого количества участников процесса бюджетирования, при котором все бюджеты появлялись бы в нужные сроки и при этом были бы составлены качественно.

Следующей важной проблемой ОАО «ЛОЭСК» является отсутствие в компании ББЛ. В рамках данной работы будет составлен ББЛ и обоснована его необходимость в управленческой деятельности компании.

Таким образом, мы можем выделить присутствие элементов системы бюджетирования, которые являются основополагающими в процессе постановки бюджетирования, но и серьезные допущения, которые мешают создать полноценную, отлаженную систему. Естественно, решение проблем является сложным и длительным процессом, требующим полной убежденности менеджмента компании в этой необходимости, а также требующим определенных денежных затрат на приглашение квалифицированных консультантов и оплаты рабочего времени сотрудников, вовлеченных в этот процесс, но мы будем рассматривать данные затраты как инвестиции, увеличивающие стоимость компании.

 

      3.2. Построение бюджета по балансовому листу

Построение бюджета по балансовому листу - трудоемкий процесс, требующий большого количества данных о деятельности предприятия. Помимо БДР и БДДС необходимо располагать данными операционных бюджетов. В нашем случае построение прогнозного баланса осложняется отсутствием данных операционных бюджетов, но для аналитики основных причин необходимости использования ББЛ на предприятии, достаточно построения основных статей бюджета, используя БДР, БДДС, формы бухгалтерской отчетности и знания аспектов учетной политики организации.

Построение прогнозного баланса стоит начать постепенно, в последовательности, описанной в четвертом параграфе первой главы данной работы. Прогнозный баланс будет рассчитываться на 2012 год, в качестве остаточной стоимости на начало периода будем рассматривать фактическое значение показателя на 31 декабря 2011 года из бухгалтерского баланса ОАО «ЛОЭСК». Все расчетные значения будут использоваться в тысячах рублей.

Первым шагом в прогнозировании активов предприятия станет заполнение строк раздела «Внеоборотные активы». Стоимость нематериальных активов предприятия можно рассчитать по следующей формуле: Стоимость нематериальных активов = Остаточная стоимость нематериальных активов на начало периода + Вновь приобретенные и созданные средства из инвестиционных бюджетов - Амортизация за период из бюджета амортизации. В качестве нематериальных ценностей в ОАО «ЛОЭСК» числится исключительное право на товарный знак организации. Мы точно знаем, что не будем приобретать в будущем году какие-либо нематериальные активы. В учетной политике предприятия прописано, что для расчета амортизации используется линейный способ, то есть ежемесячно, равными долями  списывается рассчитанная сумма амортизации, которая составляет 221 рубль. Срок полезного действия товарного знака, а именно период, в течение которого он может приносить экономические выгоды предприятию, составляет от 7 до 10 лет. Таким образом, мы можем предсказать стоимость нематериальных активов на конец 2012 года, и она будет составлять приблизительно 11 тыс. рублей.

Принцип расчета стоимости основных средств аналогичный, формула расчета может иметь следующий вид: Стоимость основных средств = Остаточная стоимость основных средств на начало периода + Планируемые к приобретению и созданию средства из инвестиционных бюджетов - Амортизация за период из бюджета амортизации. Сложность прогнозирования стоимости основных средств заключается в том, что мы не можем с полной уверенностью предположить сумму, на которую будут закуплены основные средства. В виду того, что мы обладаем фактической информацией на конец 2012 года, можно рассмотреть процесс образования стоимости основных средств: амортизация в размере 1 198 502 тыс. рублей списывается со стоимости основных средств в размере  6 367 589 тыс. рублей. Полученная разница составляет 5 169 080 тыс. рублей, что отражается в строке «Основные средства в организации». К полученному результату прибавляется стоимость оборудования к установке, строительства объектов основных средств и приобретение объектов основных средств. Амортизация вышеуказанных основных средств не рассчитывается, так как основные средства находятся не в производстве. Таким образом исчисляется стоимость основных средств на конец периода, которая составляет 7 724 990 тыс рублей. Для корректного прогнозирования стоимости основных средств организации необходимо вести план выбытия основных средств и план закупок основных средств, в ОАО «ЛОЭСК» эти данные не планируются, что и создает сложность расчета подраздела «Основные средства».

Компания не производила и не планировала доходных финансовых вложений за весь период деятельности, начиная с 2004 года, поэтому руководствуясь данной практикой, примем их равными нулю.

Подраздел «Финансовые вложения» включает в себя стоимость средств, вложенных компанией в акции, облигации, финансовые векселя и другие ценные бумаги. Также здесь учитываются вклады в уставные капиталы других организаций и в договоры о совместной деятельности. Решения подобного рода принимаются на акционерном собрании и, как правило, имеют закрытый характер, то есть топ-менеджмент не может предположить какие сделки будут осуществлены.  На начало периода планирования объем финансовых вложений ОАО «ЛОЭСК» составлял 492 008 тыс. рублей. На момент прогнозирования мы обладали данными, что сделка с ОАО «Кингисеппская городская электрическая сеть» будет закрыта, путем присоединения ОАО «Кингисеппская городская электрическая сеть» к ОАО «ЛОЭСК», примем стоимость сделки равной 364 000 тыс. рублей. Таким образом, мы предполагаем, что стоимость финансовых вложений на конец 2012 года будет составлять 62 008 тыс. рублей, суммарная стоимость финансовых вложений в акции других предприятий.

Перейдем к заполнению раздела «Оборотные активы». Подраздел «Запасы», как отмечалось, включает в себя стоимость материалов, готовой продукции, товаров, незавершенного производства. Можно спрогнозировать стоимость запасов, используя следующую формулу: Стоимость запасов на конец 2012 года = Стоимость запасов на конец 2011 года – Материальные расходы (БДР) – Материальные расходы из бюджета инвестиций + Стоимость планируемых к приобретению запасов из бюджета закупок. Расчет по этой формуле не представляется возможным по причине того, что на данный момент бюджет закупок, как операционный бюджет профильного ЦФО, находится в разработке, точнее процесс планирования закупок не автоматизирован в системе управления финансово-хозяйственной  деятельностью. В виду этого, мы рассуждаем следующим образом: во– первых, основным видом деятельности электросетевой компании является передача электрической энергии конечным потребителям, данный вид деятельности не предполагает наличие запасов на балансе предприятия, во-вторых, компании должна стремятся минимизировать стоимость запасов, в виду того, что данный вид активов не несет экономической выгоды предприятию, а замораживает денежные средства, будучи не в обороте. В  качестве примера приведем логистическую концепцию Just-in-Time, как принцип бережливого производства. Естественно, мы не можем предположить, что стоимость запасов будет сведена к нулевому значению. Поэтому, нами предлагается следующий метод прогнозной стоимости запасов на конец 2012 года: 8% (норматив, прописанный в учетной политике организации) * стоимость материальных расходов (БДР). Стоимость планируемых материальных расходов на 2012 год составляет 211 283 тыс. рублей. Умножая полученную стоимость на норматив, получаем планируемую стоимость запасов в размере 16 902 тыс. рублей.

Стоимость налога на добавленную стоимость принимаем равной фактическому значению на конец 2011 года. Причина заключается опять же в отсутствии плана закупок компании, так как налог рассчитывается как 18 % от стоимости приобретенных у поставщиков товаров. В расчете стоимости НДС также имеет значение наличие плана производства, который находит отражение в плане реализации продукции. То есть происходит некий круговорот товаров, услуг, работ, полученных от поставщиков и соответственно  взаимозачет поступивших и выбывших средств на момент времени. Также существенным моментом, является отсутствие базы контрагентов компании, отфильтрованной по договорам, предусматривающим начисление НДС.

В разделе «Оборотные активы» изменениям подвергается строка, определяющая дебиторскую задолженность предприятия. Для ее расчета мы оперируем необходимыми данными из БДР и БДДС. Формула используется следующая: Величина дебиторской задолженности = Остаток дебиторской задолженности на начало периода + Выручка от реализации в текущем периоде (БДР) – Поступления от реализации (БДДС). В качестве выручки от реализации в текущем периоде мы используем статью БДР «Доходы от продажи работ и услуг», а за поступления от реализации принимаем статью БДДС «Поступления от операционной деятельности».

Подраздел «Финансовые вложения» представляет собой вложения компании в акции, облигации и другие ценные бумаги, осуществленные на срок не более одного года, а также сумму процентных займов, предоставленных другим организациям и физическим лицам на срок не более 12 месяцев. Предполагаем их стоимость равной нулю, исходя из предположения о возвратности средств юридическими и физическими лицами.

Подраздел «Денежные средства» представляет собой чистый денежный поток компании. Стоимость денежных средств берем из планового значения остатка денежных средств БДДС на конец периода, она равна 324736 тыс. рублей.

Остальные подразделы раздела «Оборотные активы» принимаются равными фактическим значениям 2011 года.

Очевидным моментом является заполнение строк итогов по каждому из разделов и калькуляция баланса актива предприятия. В Таблице 2 можно увидеть полученный баланс в части актива компании Х.

Следующим этапом построения прогнозного баланса предприятия является заполнение разделов пассива баланса. В разделе «Капитал и резервы» величины уставного, добавочного и резервного капитала переносятся с факта прошлого года. Величину же нераспределенной прибыли мы будем определять следующим образом: Нераспределенная прибыль = Нераспределенная прибыль на начало отчетного периода + Прогнозное значение прибыли за год (БДР) – Выплата дивидендов (БДДС).

Рассматривая раздел «Долгосрочные обязательства» отметим, что компания не имеет оценочных обязательств и прочих долгосрочных обязательств, принимаем показатели равными нулю. Стоимость кредитов и займов можно определить по формуле: Стоимость кредитов и займов = Остаточная задолженность по кредитам и займам – Выплаты текущего периода в счет погашения (БДДС) + Поступления по новым кредитам и займам (БДДС). Сложность прогнозирования стоимости кредитов и займов заключается в том, что в БДДС статьи поступлений и погашений по кредитам и займам не разбиваются на долгосрочные и краткосрочные. Принимая во внимание данный факт, будем учитывать всю стоимость кредитов и займов в подразделе «Кредиты и займы» раздела «Краткосрочные обязательства».

Информация о работе Анализ системы бюджетирования ОАО «ЛОЭСК»