Банковский менеджмент и его значение в банковском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Проблема банковского менеджмента в России появившаяся с ростом банков, относится к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...……1
1. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………...…....2
1.1 Понятие и сущность банковского менеджмента………………………………….2
1.2 Цели и задачи банковского менеджмента………………………………...……....4
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ………………………..7
2.1 Финансовый менеджмент в коммерческом банке………………………………..7
2.1.1 Управление активами и пассивами…………………………………………...7
2.1.2. Управление рисками………………………………..…………………….......11
2.1.3Управление ликвидность и рентабельностью банка……………………......14
2.2.Управление персоналом банка………………………………………………........17
2.2.1. Особенности и структура банковского персонала……………….…….…..17
2.2.2. Кадровая служба банка…..…………………...………………...…...….……18
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ОАО СБЕРБАНК РОССИИ………………………………..……………………………….21
3.1 Краткая характеристика ОАО Сбербанка России……………………………….21
3.2 Планирование деятельности ОАО Сбербанка России……………………….....22
3.3 Анализ деятельности ОАО Сбербанка России…………………………….…….25
3.4 Мотивация к успеху сотрудников ОАО Сбербанка России...……….…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…….29
Список литературы…………………………………………………………………………....31
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ОТПРАВИТЬ.docx

— 159.44 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГБОУ ВПО «Российский Экономический Университет имени Г.В.Плеханова»

 

Кафедра  Банковского дела

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Банковское дело»

на тему:

«Банковский менеджмент и его значение в банковском деле».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...……1

  1. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………...…....2
    1. Понятие и сущность банковского менеджмента………………………………….2
    2. Цели и задачи банковского менеджмента………………………………...……....4
  2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ………………………..7
    1. Финансовый менеджмент в коммерческом банке………………………………..7

 2.1.1 Управление активами и пассивами…………………………………………...7

      1. Управление рисками………………………………..…………………….......11

2.1.3Управление ликвидность и рентабельностью банка……………………......14

2.2.Управление персоналом  банка………………………………………………........17

      1. Особенности и структура банковского персонала……………….…….…..17
      2. Кадровая служба банка…..…………………...………………...…...….……18
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ОАО СБЕРБАНК РОССИИ………………………………..……………………………….21

3.1 Краткая характеристика ОАО Сбербанка России……………………………….21

3.2 Планирование деятельности ОАО Сбербанка России……………………….....22

3.3 Анализ деятельности ОАО Сбербанка России…………………………….…….25

3.4 Мотивация к успеху сотрудников ОАО Сбербанка России...……….…………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…….29

Список литературы…………………………………………………………………………....31

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема банковского  менеджмента в России появившаяся  с ростом банков, относится к числу  наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем  банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а  лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками  должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии.

Экономический кризис, переживаемый страной, обнажил роль банков как  пунктов платежного оборота народного  хозяйства. Падение производства, недостаток оборотных средств предприятий, дефицит государственного бюджета и инфляция сочетаются с недостаточной способностью банковской системы своевременно "переварить" много миллиардные платежи и бесперебойно удовлетворять обоснованные требования кредиторов и заемщиков.

Целью курсовой работы является изучение основных положений банковского менеджмента, а также изучение уровня организации менеджмента ОАО Сберегательного Банка Российской Федерации. Задачами курсовой работы являются:

- раскрытие сущности банковского менеджмента, а также его особенностей в банковской сфере;

- изучение таких направлений банковского менеджмента как управление активами и пассивами, управление банковскими рисками, рентабельностью;

- изучение управления банковским персоналом;

- определение значения и особенностей организации банковского менеджмента на примере ОАО Сбербанка РФ.

Объектом исследования является ОАО Сберегательный Банк Российской Федерации. Предмет исследования – современный уровень организации банковского менеджмента.

            Банковский менеджмент - это управление деятельностью банка, имеющее целью максимизацию прибыли банка. Банковский менеджмент основывается на анализе факторов финансового рынка, прогнозировании, экономической ситуации и минимизации банковских рисков. Данная работа является актуальной, так как посвящена проблемам, исследованию перспективных направлений дальнейшего развития менеджмента ОАО Сберегательного Банка Российской Федерации. В современных условиях, когда на рынке капиталов существует конкуренция за привлечение денежных ресурсов и сферу их вложений, проблема управления банком, т.е. выбор и осуществление методов банковского менеджмента чрезвычайно актуальна.

  1. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1 Понятие и сущность банковского менеджмента    

Деятельность любого коммерческого  предприятия в условиях рыночной экономики требует соответствующего управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед  предприятием, обеспечение его конкурентоспособности  и эффективности деятельности. Высоким фактором финансовой устойчивости и высокой кредитоспособности банков является качество менеджмента. Зарубежная экономическая статистика отмечает, что 40% банков терпит банкротство из-за плохого качества управления.

           Банковский менеджмент - это система управления кредитной организацией, основанная на использовании современных эффективных форм, средств и методов управления банковской деятельностью в условиях рыночной экономики. Она представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленной цели1.

Банк - это организация, которая  осуществляет управление капиталом: собственным  и заемным. Управление в банковской деятельности включает финансовый менеджмент и управление персоналом.

Как управленческая деятельность менеджмент представляет собой систему, включающую следующие элементы: объект, субъект, инструменты, процедуры, правовое обеспечение. Объектом управления являются:

- операции, совершаемые банком (активные, пассивные и забалансовые), в результате чего банк добивается целей и задач;

- результаты деятельности, которые отражают эти цели и задачи;

- персонал, осуществляющий  выполнение банком своих функций. 

В последние годы в связи  с усложнением банковского дела и усилением конкуренции в  банковской сфере объект управления стал всё больше включать качественные процессы деятельности банка. Это означает управление не только объёмами активов  и пассивов, но и их качеством, т. е. рискованностью, ликвидностью и прибыльностью.

Субъекты управления банком можно подразделить на внутренние (Совет директоров Банка, Правление Банка, Кредитный комитет, Казначейство)  и внешние (государство в лице законодательного органа и Банк России как надзорный орган).

Инструменты управления подразделяются на общеэкономические и относящиеся  к конкретным направлениям деятельности банка. Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов, регулирующих деятельность банка. К общеэкономическим документам относится банковская политика, положения, инструкции, регламенты, методики. К индивидуальным инструментам относятся лимиты кредитования, лимиты открытых валютных позиций, нормативы ликвидности.

Отличительной чертой банковской деятельности является её высокая рискованность. Формирование ресурсов банков и их размещение напрямую зависит от множества  факторов макроэкономического характера: политической  и экономической  стабильности в стране, уровня инфляции, доверия кредиторов и инвесторов к банковской системе, развития и устойчивости рынка ценных бумаг.  К числу основных законодательных актов, регулирующих деятельность кредитных организации в Российской Федерации, относятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».  

Как отмечалось выше, управление в банковской сфере включает финансовый менеджмент и управление персоналом. Рассмотрим эти аспекты более  подробно.

Таблица 1

Финансовый менеджмент

Управление персоналом

Стратегическое и текущее  планирование

Мотивация труда

Формирование банковской политики

Организационная структура  банка

Маркетинг

Расстановка кадров

Управление активами

Система подготовки и переподготовки кадров

Управление пассивами

Механизм оплаты труда, поощрений  и стимулирования

Управление ликвидностью

Организация внутреннего  контроля

Управление доходностью

Организация внешнего контроля

Управление активами и  пассивами

Система повышения в должности

Управление собственным  капиталом

Принципы общения в  коллективе

Управление кредитным  портфелем

 

Управлением портфелем ценных бумаг

 

Управление рисками (валютным, процентным, операционным)

 

Создание информационной системы 

 

 

           Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому процессы управления человеческим капиталом должны происходить в неразрывной связи с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.

 

1.2 Цели и задачи банковского менеджмента

Цели банковского менеджмента  обусловлены целями функционирования банка. Последние подразделяются на экономические и социальные. Принято  считать, что важнейшей экономической  целью банка является обеспечение  максимизации прибыли, что обусловлено  природой банка как коммерческого  предприятия. Действительно, собственники банка, формируя уставный капитал, ориентируются  на прибыльное размещение средств, дающее им постоянный доход в виде дивидендов. В получении прибыли заинтересованы также клиенты банка, поскольку  финансовый успех свидетельствует  о надёжности и устойчивости предприятия, с которыми они имеют дело. В  прибыльной работе банка заинтересован  весь коллектив банка, включая высших менеджеров и младших служащих. Однако постановка цели – максимизации прибыли  банка – зачастую понимается однозначно: зарабатывать больше и снижать издержки. В таком понимании указанная цель не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. Для получения максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов.  Поэтому экономическая цель банковского менеджмента должна состоять не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объёмов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды. Кроме того, банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлечённых средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей и долгосрочной ликвидностью, сбалансированностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов. В последний годы для российских банков актуализировалась проблема обеспечения их конкурентоспособности, что предполагает сравнение деятельности отдельного банка с банками-конкурентами, выявление конкурентных преимуществ, поиск путей повышения конкурентоспособности своих продуктов и услуг.

Социальный аспект целевых  установок банковского менеджмента прежде всего связан с необходимостью наиболее полного удовлетворения потребностью клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения  заявок, культуре обслуживания. Для этого система управления должна располагать маркетинговыми исследованиями продуктового и ценового банковского рынка, соответствующими информационными разработками, учебными программами, позволяющими развивать навыки специалиста в общении с клиентурой. Социальный аспект целей банковского менеджмента заключен также в содействии банков развитию экономики посредством вложения ресурсов в производственную сферу, в перспективные отрасли, в экономику различных регионов2

К основным задачам банковского  менеджмента можно отнести:

1. Разработка банковской  политики:

- постановка главных задач,  выделение основной цели существования  банка;

- разработка комплексных  программ и проектов, обеспечивающих  достижение основных целей существования  банка;

- разработка методологии  управления деятельностью банка;

- разработка организационной  структуры банков в соответствии  с выбранной политикой развития  банка;

- стратегия управления  персоналом банка:

в области организации  работы персонала

  • в области определения эффективности работы персонала;
  • в области мотивации персонала в области стимулирования инновационного потенциала предприятия;
  • в области продвижения персонала

2. Банковский маркетинг:

- установление существующих  и потенциальных рынков банковских  услуг;

- выбор конкретных рынков  и выявление потребностей банковской  клиентуры;

-установление долго- и  краткосрочных целей для развития  существующих и создания новых  видов банковских услуг;

- внедрение новых видов  услуг в практику и контроль  банка за реализацией программ  внедрения.

3. Создание банковских  продуктов:

- разработка методов изменения  состояния, свойств, формы денежных  средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;

- внедрение новых банковских  технологий обслуживания клиентов;

Информация о работе Банковский менеджмент и его значение в банковском деле