Банковский менеджмент и его значение в банковском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Проблема банковского менеджмента в России появившаяся с ростом банков, относится к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...……1
1. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………...…....2
1.1 Понятие и сущность банковского менеджмента………………………………….2
1.2 Цели и задачи банковского менеджмента………………………………...……....4
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ………………………..7
2.1 Финансовый менеджмент в коммерческом банке………………………………..7
2.1.1 Управление активами и пассивами…………………………………………...7
2.1.2. Управление рисками………………………………..…………………….......11
2.1.3Управление ликвидность и рентабельностью банка……………………......14
2.2.Управление персоналом банка………………………………………………........17
2.2.1. Особенности и структура банковского персонала……………….…….…..17
2.2.2. Кадровая служба банка…..…………………...………………...…...….……18
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ОАО СБЕРБАНК РОССИИ………………………………..……………………………….21
3.1 Краткая характеристика ОАО Сбербанка России……………………………….21
3.2 Планирование деятельности ОАО Сбербанка России……………………….....22
3.3 Анализ деятельности ОАО Сбербанка России…………………………….…….25
3.4 Мотивация к успеху сотрудников ОАО Сбербанка России...……….…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…….29
Список литературы…………………………………………………………………………....31
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ОТПРАВИТЬ.docx

— 159.44 Кб (Скачать файл)

Несмотря на указанные  признаки восстановления экономики  России, всё ещё сохраняется неопределённость в отношении её дальнейшего роста, а также возможности Сбербанка  привлекать новые заёмные средства по приемлемым ставкам, что в свою очередь может повлиять на финансовое положение, результаты операций и перспективы  развития. Поскольку экономика России чувствительна к негативным тенденциям на глобальных рынках, всё ещё остаётся риск повышенной волатильности российских финансовых рисков.

В первом полугодии 2011 года Группа наблюдала растущий спрос  на кредиты, способствовавший увеличению кредитного портфеля до вычета резерва  под обесценение на 8,3 %. Положительный  эффект также  оказало увеличение доли розничных кредитов, которые  росли быстрее корпоративных  клиентов. Ситуация нестабильности на долговых рынках Западной Европы не оказала  влияние на отчёт о финансовом положении Группы, поскольку Сбербанк последовательно сокращал свой портфель ценных бумаг, состоящий в основном из государственных и квазигосударственных облигаций российских эмитентов  и не имеет вложений в государственные  облигации европейских стран. Депозиты клиентов, в частности, вклады физических лиц, остаются основным источником фондирования Сбербанка, демонстрируя рост в первом полугодии 2011 года на 4,9%. 

Чистая прибыль в первом полугодии 2011 года составила 176,1 млрд. рублей (или 8,12 рублей на обыкновенную акцию) что почти в 3 раза больше, чем в первом полугодии 2010 года (64,3 млрд. рублей или 2,95 рублей на обыкновенную акцию). Доходы Группы характеризуются высоким качеством и сформированы за счёт основной банковской деятельности: чистый процентный доход и чистый комиссионный доход составили в первом полугодии 2011 года 92,1% всего операционного дохода до вычета резерва под обесценение кредитного портфеля. Чистая процентная маржа стабилизировалась в диапазоне от 6,2% до 6,5% с начала 2011 года и в первом полугодии 2011 года составила в среднем 6,4%. Несмотря на более высокие операционные расходы в первом полугодии 2011 года, соотношение расходов к доходам оставалось на приемлемом уровне 45,6% (в первом полугодии 2010 года этот показатель составил 40,2%). Улучшение ситуации в экономике РФ и текущий процесс внедрения новой системы управления рисками и процедур взыскания задолженности положительно сказались на качестве кредитного портфеля, что позволило восстановить резервы под обесценение кредитного портфеля в размере 22,2 млрд. руб. В частности, в первом полугодии 2011 года удалось взыскать/ реализовать ряд кредитов, которые ранее считались обесцененными или «неработающими» и по которым были сформированы резервы. В итоге доля «неработающих» кредитов снизилась до 6,6%, тогда как коэффициент покрытия резервами остался на стабильном уровне 1,5x по состоянию на 30 июня 2011 года. Рентабельность капитала повысилась и составила в первом полугодии 2011 года 33,2% в годовом исчислении8.

 

3.4 Мотивация к успеху сотрудников Сбербанка

Правильная мотивация  сотрудников является важнейшим  фактором достижения общих корпоративных  целей. Поэтому Сбербанк уделяет  большое внимание развитию систем поощрения  — как материального, так и  нематериального — и созданию стимулов к эффективной работе. Основной принцип Сбербанка в части  оплаты труда — платить за достижение результата, а не процесс деятельности.

Основная задача Банка  — привлечь и сохранить квалифицированные кадры, поэтому Сбербанк стремится обеспечивать сотрудникам конкурентоспособный уровень заработной платы. Для сравнения уровня заработных плат с рынком используются специализированные и общеиндустриальные обзоры. Также используется разрядная сетка должностей и определяются окладные вилки для каждого разряда на основе сравнения с заработной платой для аналогичных должностей на рынке. Среднемесячная оплата труда сотрудников Сбербанка (с учетом всех выплат, осуществленных в отчетном году, включая вознаграждения по итогам работы за год и выслугу лет) возросла по сравнению с уровнем 2009 года на 28,4% и за 2010 год составила 44,0 тыс. руб.

Инструменты оценки персонала (оценочные центры, деловые игры, конференции, гайд-интервью) строятся на основе ключевых компетенций.

Работа руководителей  от начальника отдела до топ-менеджмента оценивается по системе «Приоритетных проектов», включающей процесс постановки, мониторинга и оценки выполнения поставленных перед руководителем задач. Одним из важнейших принципов этой системы является ее каскадность, то есть цели, согласованные со Стратегией Сбербанка, устанавливаются сначала топ-менеджерам Банка, а затем каскадируются на более низкие уровни, разветвляясь на под-проекты. В будущем Банк планирует разработать профессиональные тесты для оценки руководителей при назначениях и ротациях, а также осуществить оценку команд структурных подразделений и предоставить рекомендации по оптимизации их деятельности.

Для рядовых сотрудников  действует система оценки личной эффективности «5+», в рамках которой  оценка деятельности производится по пяти критериям: личная результативность, совершенствование профессиональных знаний, инновации и оптимизация  рабочего процесса, работа в команде и клиенто-ориентированность. Оценка используется при перераспределении премиального фонда подразделения, величина которого зависит от выполнения им групповых показателей.

С целью распространения  этих практик в территориальных  банках в настоящее время идет активное формирование региональных оценочных  центров: разрабатываются дистанционные  методики, проводится обучение и аттестация специалистов. Также в Банке разработаны  системы мотивации для отдельных  категорий персонала, в частности, для операционно-кассовых работников. Система, запущенная в 2010 году, четко  увязывает размер дополнительного  вознаграждения с объемами продаж конкретных продуктов. Проект под названием  «Создание системы оценки персонала  и управления карьерой» выделен  в качестве стратегической программы  и находится под регулярным контролем  руководства Банка.

В дополнение к оплате труда и премированию Банк предлагает сотрудникам социальный пакет, который включает ряд гарантий и компенсаций, например, предоставление материальной помощи в связи с  важными жизненными обстоятельствами, доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, различные доплаты  и компенсации тем, кто работает в условиях Крайнего Севера, и т.д. Важными дополнениями к социальному  пакету стали специальная программа  добровольного медицинского страхования, осуществляемая Банком на паритетной основе, программа страхования от несчастных случаев и тяжелых  болезней, полностью финансируемая  Банком, а также льготное кредитование сотрудников. В некоторых территориальных  банках имеются и другие виды льгот, например, дотации на питание.

Сбербанк  поощряет стремление сотрудников к самосовершенствованию и достижению выдающихся результатов в работе. Кроме финансовой мотивации, уделяется большое внимание публичному признанию их заслуг. В Банке действует система поощрения сотрудников и трудовых коллективов за достижение наивысших показателей производственной деятельности. Каждый год проводится традиционный конкурс по достижению лучших показателей деятельности среди территориальных банков, а также конкурсы «Лучший по профессии». Победителям конкурса предоставляются различные возможности для профессионального развития, в числе которых стажировки в лучших подразделениях территориальных банков и в центральном аппарате, участие в конференциях по обмену опытом, возможность получения дополнительного образования.

Среди нематериальных стимулов также можно  отметить систему внутрикорпоративных  наград: Благодарность Президента Банка, почетные знаки отличия, медаль, почетные и юбилейные грамоты, занесение  в Книгу Почета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Подводя итог, можно сказать  следующее: банковский менеджмент - это система управления кредитной организацией, основанная на использовании современных эффективных форм, средств и методов управления банковской деятельностью в условиях рыночной экономики. Банковский менеджмент имеет две сферы управления: финансовый менеджмент (управление денежными потоками, проходящими через банк) и управление персоналом.

Цели банковского менеджмента  специфичны, они обусловлены целями функционирования банка. Эти цели подразделяются на экономические и социальные. Экономические цели банка связаны с повышением стоимости банка и обеспечением его ликвидности. Социальные цели состоят в наиболее полном удовлетворении потребностей клиентов и содействии банка развитию экономики в целом. Задачи банковского менеджмента вытекают из целей и определяют создание механизмов, обеспечивающих повышение стоимости банка, его ликвидность, защиту от внешних и внутренних рисков, эффективную систему управления персоналом. Основные направления банковского менеджмента определяются применительно к его сферам. Финансовый менеджмент банка включает: стратегическое и текущее планирование; формирование банковской политики; организацию маркетинга; управление активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, собственным капиталом, банковскими рисками.

Сбалансированное управление активами и пассивами позволяет  оптимизировать структуру активов, обеспечивающих максимальный уровень  доходности при заданном уровне риска, структуру пассивов, обеспечивающих минимизацию затрат по привлечению  источников финансирования, и одновременно соотношение активов и пассивов, обеспечивающих максимальную величину маржи. Для практической деятельности банка в области управления рисками наиболее удобной, охватывающей самые проблемные зоны банковских рисков, считается следующая классификация: рыночный, процентный, кредитный, валютный риск, риск ликвидности. Внедрение комплексного подхода к управлению банковской ликвидностью является ключевой задачей, решение которой способствует повышению надежности банка, а также качества его работы. Наиболее надежным методом управления ликвидностью банка является поддержание оптимального соотношения между активами и пассивами с учетом сроков исполнения требований и обязательств по соответствующим статьям баланса, т. е. управление ликвидностью на основе потока денежных средств по статьям актива и пассива баланса банка с использованием метода анализа разрыва в строках погашения требований и обязательств банка.

Управление персоналом банка  представляет собой определённую систему  организационных мер, направленных на формирование единой команды, способной решать поставленные перед ней производственные задачи. Система управлением персоналом строится с учётом стратегических и тактических целей функционирования банка и осуществляется на основе разработки кадровой политики. Организация работы по управлению персоналом возлагается на специально созданное подразделение – кадровую службу банка. Процесс управления персоналом включает: перспективное и текущее планирование деятельности банковских работников, разработку системы мотивации эффективного труда, применение различных форм развития персонала и совершенствование его творческого потенциала.

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации  и СНГ. Его активы составляют более  четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне (26%). Основная задача, которую Сбербанк России поставил перед собой в рамках Стратегии Развития до 2014 г. — стать за пять лет одним из лучших банков в мире как с точки зрения показателей финансовой эффективности, так и с точки зрения качества предоставляемых клиентам услуг. В первом полугодии 2011 года продолжилось постепенное восстановление российской экономики после финансового кризиса, сопровождающееся ростом спроса на кредиты, как со стороны корпоративных клиентов, так и физических лиц. Чистая прибыль в первом полугодии 2011 года составила 176,1 млрд. рублей (или 8,12 рублей на обыкновенную акцию) что почти в 3 раза больше, чем в первом полугодии 2010 года (64,3 млрд. рублей или 2,95 рублей на обыкновенную акцию). Основная задача Сбербанка в области социальной политики — привлечь и сохранить квалифицированные кадры, поэтому Банк стремится обеспечивать сотрудникам конкурентоспособный уровень заработной платы. Сбербанк уделяет большое внимание развитию систем поощрения — как материального, так и нематериального — и созданию стимулов к эффективной работе. Основной принцип Сбербанка в части оплаты труда — платить за достижение результата, а не процесс деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 10. 07. 2002 №86-ФЗ (ред. от 19. 10. 2011, с изм. от 21. 11 2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  2. Федеральный закон от 2.12.90 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. ФЗ от 15.11.2010 №294-ФЗ, от 27.06.2011 №162-ФЗ, от 21,11,2011 №329-ФЗ).
  3. Банковский контроль и аудит / Под ред. Н. В. Фадейкиной. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  4. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. - СПб.: Питер, 2005.
  5. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Аудит банков. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  6. Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы. - М.: Центр, 2002.
  7. Лаврушин О. И. Банковский менеджмент. – М: Кнорус, 2009.
  8. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  9. Лаврушин О. И. Управление деятельностью коммерческого банка. - М.: Юрист, 2002.
  10. Малахова Н.Г., Деньги, кредит, банки. - М.: ПРИОР, 2005.
  11. Максютов А.А. Банковский менеджмент. - М.: Альфа Пресс, 2005.
  12. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент банка. - М.: ЮНИТИ, 2003.
  13. Никитина Т.В. Банковский менеджмент. - СПб.: Питер, 2002.
  14. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В., Безделов Д.А. Банковский менеджмент: управление персоналом. - М.: Экзамен, 2005.
  15. Русанов Ю.Ю. Виды, классификация и группировки рисков банковского менеджмента / Ю.Ю. Русанов // Финансы и кредит. - 2009. - № 4.-С.16.
  16. Электронный журнал Forbes от 30.11. 2011 http://www.forbes.ru/news/76995-chistaya-pribyl-sberbanka-po-msfo-za-9-mesyatsev-vyrosla-v-23-raza
  17. Электронная газета «Ведомости» от 02.12.2011 http://www.vedomosti.ru/finance/news/1441656/sberbank_napravit_v_kapital_885_mlrd_iz_10_mlrd_chistoj
  18. Интернет ресурсы:  http://sbrf.ru/moscow/ru/

 

 

 

 

 

 

Приложения

   Таблица 1

Алгоритм успешной работы Кадровой службы банка9

Приоритетные направления деятельности кадровой службы

Факторы успешного решения

1.Организационное построение самой Службы.

1.1. Оптимизация структуры Службы. Наличие в ее структуре отделов  (секторов) анализа кадровой информации  развития персонала, его оценки, подбора «top»-менеджеров, юридической оценки трудовых споров и отношений. 1.2. Планирование кадровой работы. Определение целевых задач Службы на конкретный срок (исходя из кадровой политики банка) и установление конкретных задач по каждому сотруднику Службы. Решение ресурсных задач (бюджет Службы, информационные и штатные возможности). Планирование собственной деятельности Службы (набор новых сотрудников Службы, оценка, обучение, мотивация сотрудников Службы и др.). Планирование кадровой работы в подразделениях банка. 1.3. Специализация сотрудников Службы по видам деятельности банка, проведение соответствующих стажировок в подразделениях банка. 1.4. Обеспечение кадровыми технологиями как ответственных сотрудников Службы, так и направления кадровой деятельности.

2. Управление подразделениями Кадровой  службы.

2.1. Еженедельные оперативные совещания  руководителей подразделений Службы, наличие строго определенных  конкретных отчетных показателей  по каждому подразделению. 2.2. Система  информирования руководителей и  сотрудников Службы о ситуации  в банке, принимаемых решениях, социальных проблемах. Внутренний PR. 2.3. Отчеты сотрудников, оценка  их работы и мотивация деятельности. 2.4. Тренинги, деловые игры в подразделениях  Службы. Реализация системы внутриподразделенческих  обучающих семинаров. 2.5. Мониторинг  хода выполнения мероприятий  Кадровой политики банка. 2.6. Оценка  основными подразделениями банка  работы Кадровой службы. Выставление  оценочных показателей качества  и соблюдения сроков выполнения  кадровых решений.

3.Взаимодействие с другими подразделениями банка.

3.1. Наличие плана взаимодействия  с подразделениями по приоритетным  кадровым вопросам (оценка персонала,  его мотивация, обучение, ротация  и др.). 3.2. Выделение в подразделениях  ответственных за кадровую работу  и взаимодействие с Кадровой  службой банка. Постоянно действующие  семинары и совещания с этой  категорией. 3.3. Непосредственное решение  кадровых проблем в подразделениях (участие в обучении, аттестациях,  др. мероприятиях).

4.Взаимодействие с высшим руководством банка.

4.1. Представление текущей и стратегической  кадровой информации высшему  руководству. 4.2. Подготовка и представление  Правлению кадровых решений и  материалов. 4.3. Личные рабочие встречи  руководителя Кадровой службы  и Председателя Правления.

5. Реализация основных кадровых  задач.

5.1. Разработка технологий исполнения  основных кадровых решений (прием  новых специалистов, оценка работы  сотрудников, их мотивация, обучение, ротация и т.д.), доведение их  до подразделений, поддержка в  реализации. 5.2. Разработка и реализация  кадровых технологий по решению  важнейших экономических, производственных  задач банка (устранение технологических  сбоев по вине персонала, усиление  привлекательности банка и др.) 5.3. Организация производственных  процессов сотрудников (аттестация  рабочих мест, разработка технологических  карт деятельности, стандартов работы  и пр.) 5.4. Разработка и реализация  кадрового делопроизводства на  современных информационных технологиях.

Информация о работе Банковский менеджмент и его значение в банковском деле