Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:37, курсовая работа
Проблема банковского менеджмента в России появившаяся с ростом банков, относится к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...……1
1. БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………...…....2
1.1 Понятие и сущность банковского менеджмента………………………………….2
1.2 Цели и задачи банковского менеджмента………………………………...……....4
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ………………………..7
2.1 Финансовый менеджмент в коммерческом банке………………………………..7
2.1.1 Управление активами и пассивами…………………………………………...7
2.1.2. Управление рисками………………………………..…………………….......11
2.1.3Управление ликвидность и рентабельностью банка……………………......14
2.2.Управление персоналом банка………………………………………………........17
2.2.1. Особенности и структура банковского персонала……………….…….…..17
2.2.2. Кадровая служба банка…..…………………...………………...…...….……18
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ОАО СБЕРБАНК РОССИИ………………………………..……………………………….21
3.1 Краткая характеристика ОАО Сбербанка России……………………………….21
3.2 Планирование деятельности ОАО Сбербанка России……………………….....22
3.3 Анализ деятельности ОАО Сбербанка России…………………………….…….25
3.4 Мотивация к успеху сотрудников ОАО Сбербанка России...……….…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….…….29
Список литературы…………………………………………………………………………....31
Приложения
4. Формирование клиентской базы, обслуживание клиентов и продажа услуг:
- укрепление позиций на
освоенных сегментах рынка
- завоевание новых рынков банковских услуг;
- повышение
- получение прибыли.
5. Управление в области экономики и финансов:
- приращение капитала;
- управление прибылью и ликвидностью;
- максимизация управленческого вознаграждения;
- обеспечение стабильности развития банка;
- обоснование финансовых решений;
- управление издержками банка.
6.Информационно аналитическое
обеспечение - создание информационно-
7.Администрирование - приведение
организационной структуры
2.1.1 Управление активами и пассивами
В системе финансового менеджмента одним из важных направлений является эффективное управление активами и пассивами банка. Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлечённых средств. Применительно к коммерческим банкам – это:
- свободные резервы —
это наличные деньги в кассе,
остатки на корреспондентском
счете в РКЦ Банка России, на
корреспондентских счетах в
- кредиты, предоставленные и средства, размещенные в виде депозитов в других кредитных организациях, в том числе и в Банке России;
- инвестиции — это вложение ресурсов банка в ценные бумаги и другие финансовые активы (иностранную валюту, драгоценные металлы), а также долевое участие в совместной хозяйственной деятельности;
-материальные и
Однако управление фондами в коммерческих банках усложняется рядом факторов:
Большая часть привлечённых
банком средств подлежит оплате по
первому требованию клиентов или
с очень коротким сроком уведомления.
Поэтому первым условием разумного
управления банком является обеспечение
способности удовлетворять
Пассивные операции — это совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов банка. При их совершении банк выступает в роли должника. К пассивным операциям следует отнести и операции, связанные с проведением платежей и расчетов клиентов банка, поскольку они проводятся, как правило, по банковским счетам, на основе которых формируется часть банковских ресурсов. В зависимости от источника средств банковские пассивы подразделяются на три группы:
- собственные средства (капитал)
- средства, принадлежащие самому
банку; при их формировании
у банка возникают
- заемные и привлеченные
средства - средства, которые формируются
на основе вкладов, депозитов,
выпуска собственных долговых
обязательств банков и
- средства на расчетных
и текущих счетах — средства,
которые аккумулируются на
Управление пассивами основывается на следующих двух условиях. Первое – коммерческий банк может решить проблему ликвидности путём привлечения дополнительных денежных средств, покупая их на рынке капитала. Второе – коммерческий банк может обеспечивать свою ликвидность, прибегая к обширным займам денежных средств в Центральном банке либо у банков-корреспондентов, а также к займам, получаемым на рынке евровалют.
Таким образом, под управлением
активами и пассивами следует
понимать процесс формирования и
последующего регулирования такой
структуры активов и пассивов
баланса банка, которые обеспечивают
достижение определённых стратегий
и целей финансового
- оптимальную структуру
активов, обеспечивающих
- оптимальную структуру
пассивов, обеспечивающих минимизацию
затрат по привлечению
- структуру активов и
пассивов, обеспечивающих максимальную
величину маржи, т. е.
Целевые результаты управления активами и пассивами можно выразить таким образом:
Основными задачами управления активами и пассивами являются: управление кратко- и долгосрочной ликвидностью банка; поддержание и повышение рентабельности банка; управление достаточностью и структурой капитала банка. Цель управления активами и пассивами – предотвращение или исправление дисбаланса и защита от рисков банковской деятельности. Процесс управления активами и пассивами можно представить следующим образом:
Выработка стратегии
Сбор внешней Анализ Сбор внутренней
информации
Управление ценообразованием
Управление Управление разрывом Управление
ликвидностью валютой
Управление ценообразованием
Выполнение
Рис. 1 Модель управления активами и пассивами
Управление активами и
пассивами требует наличия
Таблица 2
Необходимая информация для управления активами и пассивами3
Внешние источники |
Внутренние источники |
Экономические отчёты: общие прогнозы; деловая активность в сфере услуг; правительственная политика; международные аспекты. |
Анализ увеличения активов и пассивов: объёмы и цены активов/пассивов, увеличивших за период; сравнение с планом и данными за прошлые периоды; тенденции объёма и спреда. |
Финансовые риски: процентные риски, валютный риск и цены акций; ситуации на вторичном рынке инструментов, выпущенных банков и основными конкурентами; распределение кредитного риска на вторичном рынке. |
Соответствие регулирующим нормам; капитал; ликвидность; пределы по несовпадению сроков; пределы по валютной позиции. |
Регулирование, налогообложение и учёт; ожидаемое влияние изменений в регулировании на гибкость при УАП; издержки по изменениям в регулировании, налогообложении, учёте; защита от неблагоприятных изменений |
Позиция по процентному риску: текущая позиция; анализ чувствительности текущей позиции к изменениям в процентных ставках; ожидаемое изменение позиции от ожидаемого увеличения деятельности; чистая корректировка, необходимая для поддержания нейтральной позиции по ставке. |
Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы соответствующие подразделения банка, занимающиеся управлениями активами и пассивами могли:
- установить текущие и будущие риски;
- количественно определить
величину рисков, проводя анализ
чувствительности активов и
- проанализировать результаты
и определить действия, необходимы
для поддержания требуемой
2.1.2 Управление рисками
В наиболее общем виде под банковским риском принято понимать вероятность, а точнее угрозу, потери банком части своих ресурсов, возникновения убытков, недополучения доходов или совершения дополнительных расходов в результате осуществления финансовых операций по сравнению с прогнозируемым вариантом. Под политикой риска обычно имеют в виду совокупность мероприятий, целью которых является реальное снижение опасности принятия неправильных решений и сокращение потенциальных негативных последствий. Менеджер по рискам обеспечивает безопасность кредитного учреждения. Его работа идет по следующим направлениям:
- оценка возможных источников опасности;
-определение вероятности
неблагоприятного события и
- снижение риска посредством
применения мер по его
Управление риском можно представить в виде ряда процедур или этапов, следующих друг за другом: 1-й этап - выявление, распознавание рисков; 2-й этап - анализ, количественная оценка рисков; 3-й этап - способы уменьшения или предупреждения рисков; 4-й этап - контроль рисков.
Система управления риском реализуется через конкретные мероприятия, осуществляемые на уровне стратегического управления, уровне организационных подразделений или в рамках взаимодействия ряда подразделений для контроля риска при той или иной сложной операции. Основными элементами системы управления рисками являются: установление лимитов; выявление и измерение риска; контроль риска; мониторинг риска4.
Каким образом банковские
риски будут разделены на виды,
зависит от признаков, положенных в
основу классификации. В зависимости
от сферы влияния или
К внутренним относятся риски, обусловленные деятельностью самого банка, его клиентов (заемщиков) или его конкретных контрагентов. На их уровень оказывает влияние деловая активность руководства самого банка, выбор оптимальной стратегии, политики и тактики и другие факторы. Иными словами, внутренние риски зависят от вида и специфики банка, состава его партнеров (клиентов и контрагентов) и характера его деятельности (операций).
Для практической деятельности банка в области управления рисками наиболее удобной, охватывающей самые проблемные зоны банковских рисков, считается следующая классификация:
-рыночный риск (основной фактор риска — неблагоприятное изменение курса ценных бумаг);
-процентный риск (неблагоприятное колебание процентных ставок);
-кредитный риск (невыполнение клиентами своих договорных обязательств);
- валютный риск (колебание курсов валют);
-риск ликвидности (неблагоприятное изменение потоков платежей, направляемых в банк, и денежных средств для выполнения собственных обязательств). Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Информация о работе Банковский менеджмент и его значение в банковском деле