Бюджетный процесс как форма управления бюджетной сиситемой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат. Всем известно постановление Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», на основе которого разработана «Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.», которое ориентировано на новые методы в бюджетном планировании.

Содержание

Введение
1. Понятие бюджетного процесса
2. Участники бюджетного процесса
3. Этапы бюджетного процесса
4.1. Бюджетные полномочия законодательных органов государственной власти
4.2. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти
5. Исполнение бюджетов
5.1. Казначейская система кассового исполнения бюджета
5.2. Банковская система кассового исполнения бюджета
6. Бюджетный процесс в субъекте РФ и его принципы
(На примере Ярославской области)
6.1. Доходы и расходы бюджета по Ярославской области на 2008 год
7. Проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержаниежд.docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

Бюджет может быть отклонен в 3-х вариантах со следующими условиями:

  • передать бюджет в согласительную комиссию для уточнения (в комиссии - представители Гос.думы, Совета Федерации и Правительства РФ).
  • вернуть законопроект Правительству РФ на доработку.
  • поставить вопрос о доверии Правительству.

При рассмотрении проекта  бюджета парламент принимает  решение по следующим основным характеристикам:

  • верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета развития (расходная часть);
  • пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).

После утверждения основных характеристик проекта бюджета  утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную или превышающую 1 млрд. рублей, должен быть указан отдельной  строкой.

Второе чтение (в течение 35 дней со дня принятия в первом чтении) - утверждаются расходы Федерального бюджета по разделам функциональной классификации. Бюджет может быть отклонен и передан в согласительную комиссию.

Третье чтение (не позднее 15 дней после принятия второго)

При рассмотрении в третьем  чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и  видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным  отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми  во втором чтении, утверждаются ведомственная  структура расходов федерального бюджета  на очередной финансовый год и  ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и  второй годы планового периода. Для  рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Совет Федерации рассматривает  федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной  Думой. При рассмотрении федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период голосуется на предмет  его одобрения в целом.

Утверждение бюджета происходит на совместном заседании палат. Доклад о бюджете представляет Президент или по его поручению иное должностное лицо. Содоклад от имени парламента представляет соответствующая парламентская комиссия. Решение об утверждении основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимаются простым большинством голосов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленном Президентом.

В случае не утверждения  отдельных статей представленного  проекта бюджета Федеральное  Собрание проводит повторное голосование  по перераспределению бюджетных  ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. Решение принимается простым большинством голосов.

В течение двух недель Президент  обязан подписать закон либо вернуть  его в парламент с замечаниями  для повторного рассмотрения. Президент  имеет право отлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в парламенте) отдельных  статей государственного бюджета. В  случае применения Президентом права  вето вопрос по данной статье выносится  на совместное заседание палат, он должен быть рассмотрен в течение недели. Для отклонения вето необходимо решение  парламента, принятое простым большинством голосов. В случае согласия с вето Президент должен принять соответствующий  указ по ассигнованиям по данной статье. В течение периода до принятия окончательного решения по вето Правительство  имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорной  статье в размере 1/12 их величины в  предшествующем финансовом году.

После утверждения Гос.думой - в течение 5 дней передается в Совет  Федерации, после его одобрения - на подпись Президенту РФ.

4.1. Бюджетные полномочия  законодательных (представительных) органов

1. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают  соответствующие бюджеты и отчеты  об их исполнении, осуществляют  последующий контроль за исполнением  соответствующих бюджетов, формируют  и определяют правовой статус  органов, осуществляющих контроль  за исполнением соответствующих  бюджетов, осуществляют другие полномочия  в соответствии с настоящим  Кодексом и иными правовыми  актами бюджетного законодательства  Российской Федерации.

4.2. Бюджетные полномочия  исполнительных органов государственной  власти (исполнительно-распорядительных  органов муниципальных образований)

1. Исполнительные органы  государственной власти (исполнительно-распорядительные  органы муниципальных образований)  обеспечивают составление проекта  бюджета (проекта бюджета и  среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми  документами и материалами на  утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают  методики распределения и (или)  порядки предоставления межбюджетных  трансфертов, обеспечивают исполнение  бюджета и составление бюджетной  отчетности, представляют отчет  об исполнении бюджета на утверждение  законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление  государственным (муниципальным)  долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом  и (или) принимаемыми в соответствии  с ним нормативными правовыми  актами (муниципальными правовыми  актами), регулирующими бюджетные  правоотношения.

2. Финансовые органы составляют  проект соответствующего бюджета  (проект бюджета и среднесрочного  финансового плана), представляют  его с необходимыми документами  и материалами для внесения  в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение  бюджета, устанавливают порядок  составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные  полномочия, установленные настоящим  Кодексом и (или) принимаемыми  в соответствии с ним нормативными  правовыми актами (муниципальными  правовыми актами), регулирующими  бюджетные правоотношения.

Финансовые органы или  иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет  о кассовом исполнении бюджета в  порядке, установленном Министерством  финансов Российской Федерации.

3. Федеральное казначейство  осуществляет бюджетные полномочия  по кассовому обслуживанию исполнения  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации в соответствии с  настоящим Кодексом.

4. Органы исполнительной  власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями  (распорядителями) и (или) получателями  бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета,  главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита  бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

5. Органы исполнительной  власти (исполнительно-распорядительные  органы муниципальных образований)  в условиях военного и чрезвычайного  положений осуществляют бюджетные  полномочия по решению Президента  Российской Федерации в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным  законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ  "О военном положении", Федеральным  конституционным законом от 30 мая  2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном  положении" и принятыми в  соответствии с ними федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации.

5. Исполнение бюджетов.

Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходных и расходных частей бюджетов. “Важнейшие задачи исполнения бюджета- это обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и платежей, а также доходов  в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах лимитов утвержденных по бюджету  сумм в течение того финансового  года, на который он утвержден. Принципами исполнения бюджетов в Российской Федерации  являются: перечисление, зачисление доходов  федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, распределение  по нормативам федеральных регулирующих налогов, возврат излишне уплаченных сумм доходов, учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией. Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета.

Исполнение бюджета - компетенция  министерства финансов. На третьей  стадии происходит кассовое исполнение бюджета - сбор бюджетных средств  на территории страны, их хранение и  выдача, а также ведение учета  и отчетности.

Существует три системы  организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и  смешанная. При казначейской системе  кассовое исполнение бюджета возложено  на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской - на банки и их учреждения, при  смешанной - на казначейские кассы и  банки.

В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов.

  • Система федерального казначейства (ФК) начала создаваться с 1992 г. В настоящий момент ФК состоит из Главного управления (ГУФК - департамент Минфина РФ), 89 управлений ФК по субъектам Федерации и более 2 тыс. органов ФК на местах.
  • Счета ФК открыты в учреждениях Центробанка (ОПЕРУ, требование Бюджетного кодекса), а также в Сбербанке, ВЭБе, комбанках.
  • На финансирование через лицевые счета переведены порядка 50 тыс. бюджетополучателей (практически 100% – кроме отдельных частей Минобороны.
  • Исполнение федерального бюджета по доходам, контроль за соблюдением бюджетного законодательства (прежде всего закона «О федеральном бюджете») - зачисление доходов на единый счет федерального бюджета, распределение доходов между бюджетами разных уровней и учет поступивших доходов
  • Исполнение федерального бюджета по расходам и контроль за правильностью расходов.
  • Оптимальное управление средствами на счетах ФК

5.1. Отличительные  черты казначейской системы

    • Доходные и распределительные счета бюджета открыты в учреждениях Банка России
    • Единый счет федерального бюджета
    • Лицевые счета БУ открыты на счетах органов федерального казначейства в учреждениях Банка России
    • Бюджетное финансирование перечисляется на лицевые счета БУ
    • Бюджетное финансирование осуществляется по факту поставки товара, оказания услуги и т.д.
    • Самостоятельность бюджетных учреждений в заключении договоров ограничена лимитом бюджетных обязательств.
    • Осуществляется предварительный (на стадии заключения договора), текущий (в момент платежа) и последующий финансовый контроль

Главные функции  Федерального Казначейства:

  • Исполнение федерального бюджета по доходам, контроль за соблюдением бюджетного законодательства (прежде всего закона «О федеральном бюджете») - зачисление доходов на единый счет федерального бюджета, распределение доходов между бюджетами разных уровней и учет поступивших доходов
  • Исполнение федерального бюджета по расходам и контроль за правильностью расходов
  • Оптимальное управление средствами на счетах ФК

Основные преимущества казначейской системы исполнения бюджета:

    • Доступность оперативной информации о доходах и расходах бюджета
    • Сохранность бюджетных средств
    • Минимизация пробега бюджетных средств
    • Минимизация величины остатков бюджетных средств на счетах
    • Наличие механизмов контроля за правомерностью и целевым характером расходов
    • Наличие механизмов контроля за возникновением бюджетных обязательств, т.е. за договорами

Некоторые недостатки казначейской системы исполнения бюджета:

  • Ограничение самостоятельности бюджетных учреждений в расходовании средств (усложненная процедура переброски ассигнований между статьями)
  • Разрыв процессов финансирования и кассового исполнения, приводящий к росту остатков на счетах

5.2. Банковская  система исполнения федерального  бюджета доминировала в России до середины 90 - х годов, а на уровне субъектов РФ и муниципалитетов преобладает до сих пор.

Отличительные черты  банковской системы исполнения бюджета:

  • Доходные счета бюджета и счета бюджетных учреждений (БУ) открыты в коммерческих банках
  • Бюджетное финансирование перечисляется по цепочке: на счета главных распорядителей/распорядителей/БУ
  • Авансовое финансирование
  • Бюджетные учреждения самостоятельны в заключении договоров
  • Финансовый контроль осуществляется после окончания отчетного периода

Основные недостатки банковской системы исполнения бюджета

  • Недоступность оперативной информации о доходах и расходах бюджета
  • Вероятность утраты бюджетных средств в проблемных банках
  • Удлинение пробега и величины остатков бюджетных средств на счетах
  • Отсутствие механизмов контроля за правомерностью и целевым характером расходов (следствие – расхищение/нецелевое использование бюджетных средств)
  • Отсутствие механизмов контроля за возникновением бюджетных обязательств, т.е. за договорами (следствие – рост кредиторской задолженности бюджета)

На органы исполнительной власти возлагаются организация  исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и  получателей бюджетных средств  и осуществляют платежи за счет бюджетных  средств от имени и по поручению  бюджетных учреждений. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетной сиситемой