Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:31, курсовая работа
Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат. Всем известно постановление Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», на основе которого разработана «Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.», которое ориентировано на новые методы в бюджетном планировании.
Введение
1. Понятие бюджетного процесса
2. Участники бюджетного процесса
3. Этапы бюджетного процесса
4.1. Бюджетные полномочия законодательных органов государственной власти
4.2. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти
5. Исполнение бюджетов
5.1. Казначейская система кассового исполнения бюджета
5.2. Банковская система кассового исполнения бюджета
6. Бюджетный процесс в субъекте РФ и его принципы
(На примере Ярославской области)
6.1. Доходы и расходы бюджета по Ярославской области на 2008 год
7. Проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ
При подготовке федерального
бюджета на 2007 год был рассмотрен
пакет налоговых нововведений. Бизнес
не раз подчеркивал необходимость
корректирования налогового администрирования.
Министерство финансов России совместно
с представителями бизнеса, Советом
по конкурентоспособности и
2005 г. стал годом мобилизации
налоговой задолженности
Однако ожидаемый результат не может ограничиваться только этим пакетом нововведений. Много зависит и от самого бизнеса, от того, насколько он готов быть прозрачным и добросовестным. Путь снятия накопившихся претензий необходимо пройти вместе. Профессионализм работников Минфина и налоговой службы должен обеспечить выход из дебрей взаимного недоверия на открытую площадку взаимного уважения и ответственности, ответственности, прежде всего, перед всем обществом.
ФНС администрирует налоги, поступающие во все уровни бюджетов, и делает это бесплатно. Федеральная власть взяла на себя это полномочие и будет его выполнять для любого муниципалитета. Правда, от регионов также требуются своевременные организационные решения, чтобы увеличивающееся количество бюджетов, особенно на уровне поселений и районов власти субъектов Федерации было обеспечено соответствующей техникой, информационной базой, людьми. Министерство финансов России эти вопросы с себя также не снимает и готово оказывать всем помощь.
Перейдя к главным стратегическим
задачам на среднесрочную перспективу
Министерство финансов отмечает, что
его целью является поддержание
экономической и финансовой стабильности
как основы устойчивого социально-
Важным моментом в работе Министерства финансов является трехлетний план, который должен повысить эффективность планирования, в связи, с чем особую важность приобретает качество прогнозов, подготавливаемых Минфином совместно с Минэкономразвития. На ближайшие годы установлены соответствующие темпы экономического роста от 5,9% до 6,2% ВВП, инфляция должна снизится от 7-8% в 2006 г. до 4-5,5% - в 2008 г.
В ближайшие годы ожидается восстановление доверия и снижение оттока капитала, и даже переход к положительному сальдо (отток меньше притока частного капитала). Хотя прогнозы Минфина и Минэкономразвития отличаются, но остаются в рамках одной тенденции. В 2006 г. ожидается чистый приток капитала, хотя по разным прогнозам его оценки различны.
В последние годы удавалось контролировать ситуацию и, мобилизуя инструменты, выстраивая кредитно-денежную и финансовую политику, в том числе бюджетную, которая может выразится в новом порядке формирования бюджета:
На первом этапе представительный
орган принимает основные направления
бюджетной и налоговой политики
на очередной год, после чего направляет
исполнительному органу проект перечня
мероприятий, планируемых в качестве
принимаемых бюджетных
Одновременно органы исполнительной
власти с учетом прогнозируемых макроэкономических
показателей и состоянию
- ожидаемый объем доходов бюджета;
- возможные объемы и параметры привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета;
- потребности финансирования
по действующим бюджетным
Сейчас финансовую экспертизу
документов, направляемых для утверждения
в представительный орган, осуществляют,
как правило, контрольно-счетные
органы, созданные представительными
органами власти (далее КСО). Однако
задача выполнения большого объема экспертных
работ в крайне сжатые сроки является
для многих КСО трудно выполнимой
в силу ограниченности их штата. Последнее
обстоятельство также не позволяет
КСО содержать на постоянной основе
достаточное количество специалистов
по каждой из отраслей экспортируемых
мероприятий. В связи с этим представляется
целесообразным привлекать для проведения
экспертиз независимые
На втором этапе исполнительная
власть направляет представительному
органу следующие бюджетные
- о прогнозируемых доходах бюджета на предстоящий год, исходя из норм действующего законодательства;
- о планируемой потребности
финансирования действующих
- о возможных объемах
и стоимости привлечения
- о планируемой потребности
финансирования принимаемых
Одновременно КСО направляет в представительный орган:
- материалы экспертизы бюджетных проектировок, представленных исполнительной властью;
- результаты анализа
- рекомендации по выбору
натуральных показателей в
На третьем этапе работы
над проектами бюджета
Таким образом, в бюджете будут содержаться три группы расходов:
- бюджет действующих
- бюджет, безусловно принимаемых обязательств;
- бюджет условно принимаемых обязательств.
Рассматривая бюджет условно
принимаемых обязательств как маневровый
объем для оперативной
По первому варианту всем мероприятиям бюджета условно принимаемых обязательств можно придать один общий для всех мероприятий этой группы статус. В этом случае исполнительная власть самостоятельно выбирает, какие из мероприятий финансировать в первую очередь.
По второму варианту мероприятия
бюджета условно принимаемых
обязательств можно разделить на
группы, которым депутаты назначают
различные рейтинговые
На завершающем четвертом этапе представительный орган принимает закон о бюджете в целом.
Основной задачей контроля в сфере бюджетного процесса изначально является предотвращение противозаконного или неэффективного использования бюджетных средств. Как правило, эта задача решается на стадии предварительного контроля.
Если выявление нарушений или недочетов происходит на стадии расходования, то задачей контроля становится недопущение дальнейшего нанесения ущерба бюджету. Такие ситуации характерны для текущего контроля.
И только при выявлении факта уже совершенного незаконного или неэффективного расходования средств, т.е. при последующем контроле, на первое место выходит разработка и принятие мер по предотвращению повторений подобных негативных явлений в будущем.
Из трех упомянутых видов контроля лишь для одного фактор времени является достаточно критичным.
7. 2. Отсутствие методики проверки эффективности расходования бюджетных средств.
Концепцией реформирования
бюджетного процесса в 2004 – 2006 годах, утвержденной
Постановлением Правительства РФ от
22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов»,
было определено, что бюджетополучатели
в рамках осуществления своей
деятельности должны максимально эффективно
расходовать бюджетные ресурсы.
Президент РФ ежегодно в своих
посланиях Федеральному собранию отмечает,
что бюджетная политика должна формироваться
исходя из решения проблем
– разработки стратегии расходования
бюджетных средств исходя из долгосрочных
тенденций;
– повышения результативности
расходования бюджетных средств (расходы
бюджетов всех уровней должны быть
ориентированы на достижение конечного
результата наиболее эффективным способом);
– повышения уровня среднесрочного планирования;
– увеличения степени самостоятельности
и ответственности главных
– обеспечения прозрачности и эффективности
закупок для государственных и муниципальных
нужд.
Для решения поставленных Президентом
РФ задач главные распорядители (распорядители)
требуют от подведомственных им бюджетополучателей
эффективно использовать бюджетные ассигнования.
Начиная с 2005 года перед контрольными
органами поставлена задача выявлять
в ходе проверки не только нецелевое использование
бюджетных средств, нарушение бюджетного,
гражданского и трудового законодательства
РФ, но и производить оценку эффективности
использования бюджетных средств. Однако
в настоящее время такая оценка контрольными
органами проводится далеко не всегда.
Виной тому отсутствие методики проверки
эффективности расходования бюджетных
средств. Эта проблема была отмечена в
Бюджетном послании Президента РФ Федеральному
собранию РФ от 09.03.2007 «О Бюджетной политике
в 2008 – 2010 годах». В нем Президент РФ по
поводу создания эффективной системы
управления государственными финансами
отметил, что финансовый контроль в малой
степени затрагивает вопросы эффективности
использования бюджетных средств и качества
финансового менеджмента, а его результаты
практически не используются при формировании
бюджетов и принятии управленческих решений.
Следовательно, в ближайшее время при
проведении мероприятий финансового контроля
действия контрольных органов в большей
степени будут направлены на выявление
фактов неэффективного и нерезультативного
использования бюджетных средств, а в
государственном секторе будет организована
эффективная система аудита результативности
бюджетных расходов.
Таким образом, на сегодняшний день одна
из самых актуальных тем в сфере государственных
финансов – реформирование бюджетного
процесса, который предполагает эффективное
и рациональное использование бюджетных
средств не только при разработке стратегических
государственных программ, но и в первую
очередь при их реализации участниками
бюджетного процесса. Организация рационального
и эффективного расходования бюджетных
ресурсов необходима в любом современном
обществе, поскольку существенно влияет
на достижение оптимальных параметров
функционирования экономики и решение
стоящих перед государством приоритетных
задач. Теоретически любое общество стремится
использовать свои ресурсы максимально
эффективно. Следовательно, необходимость
оценки результативности и эффективности
расходования бюджета продиктована требованиями
общества. Возникает вопрос: что такое
эффективность? На законодательном уровне
это понятие не утверждено. Принимая во
внимание мнение специалистов в области
государственных финансов, а также Постановление
Правительства Республики Казахстан от
21.07.2004 № 779 «Об утверждении Правил проведения
оценки эффективности бюджетных программ»,
можно сделать вывод о том, что под эффективностью
расходования бюджетных средств следует
понимать достижение поставленных целей
и задач в рамках реализации государственных
программ путем соотношения полученного
результата и произведенных затрат. Соответственно,
критерии эффективности характеризуют
объем произведенных расходов на предоставленные
государством услуги (выполненные работы)
7.3. Отсутствие
четких правовых норм и
С помощью бюджета - как
через его доходы, так и расходы
- государство оказывает
Сама постановка вопроса о повышенных требованиях к эффективности бюджетных расходов есть следствие влияния на государство рыночных отношений. Причем лишь влияния, а не безграничного перехода государства на рыночные отношения, поскольку, как было отмечено, оказываемые им социальные услуги населению в основном должны быть бесплатными. Хотя эта "бесплатность" весьма относительное понятие. Так, например, услуги государства 
Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетной сиситемой