Валютная политика: понятие, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:46, лекция

Краткое описание

Валютная политика государства является составной частью макроэкономической политики и представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на достижение баланса мировой валютной системы и национальной валютной системы.
Валютная политика – совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых государственными организациями, центральными банковскими и финансовыми учреждениями, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютных отношений. Валютная политика Российской Федерации – комплекс мероприятий, проводимых Российским государством и Центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения с целью воздействия на экономику страны и покупательную способность российского рубля.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОС.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Безотзывная гарантия не может быть отозвана гарантом (ст. 371 ГК РФ). Именно этот вид гарантии приобрел наиболее широкое распространение в силу того, что является надежнее первого;

условная;

безусловная.

Исполнение условной гарантии зависит от определенных условий (как правило, они содержатся в самой гарантии). Это могут быть требования передачи бенефициаром гаранту основного договора, документов, свидетельствующих о нарушении договора принципалом, документов, которые подтверждают исполнение бенефициаром своих обязанностей, и др.

В случае безусловной гарантии требование бенефициара необязательно подтверждать какими-либо документами - достаточно предъявить его в срок и в пределах суммы гарантии.

Принято различать также:

покрытые и непокрытые гарантии;

прямые гарантии и контргарантии;

передаваемые и непередаваемые гарантии.

Покрытыми называют гарантии, когда принципал предоставляет гаранту денежное обеспечение, которое можно использовать для исполнения гарантии. Обеспечение предоставляется на срок действия гарантии и равно ее сумме. В качестве обеспечения могут выступать также поручительство или залог.

В случае прямой гарантии банк-гарант принимает на себя обязательства по выплате денег непосредственно перед бенефициаром.

В ситуации с контргарантией банк принципала обращается к третьему банку  с просьбой предоставить прямую гарантию бенефициару. При этом банк принципала берет на себя ответственность перед третьим банком за исполнение принципалом своих обязанностей по основному договору.

По общему правилу права бенефициара  не могут быть переданы третьему лицу (ст. 372 ГК РФ). Для того чтобы передать эти права третьему лицу, необходимо закрепить такую возможность в тексте гарантии.

Банковской гарантии присущи характерные  черты, которые отличают ее от других видов обеспечения обязательства.

Для банковской гарантии характерны:

    • безотзывность;
    • независимость от основного обязательства;
    • непередаваемость прав;
    • возмездность.

Безотзывность означает невозможность отозвать банковскую гарантию. Однако в договоре можно предусмотреть такое положение, когда при определенных условиях гарант будет иметь возможность отказаться от выполнения своих обязательств.

Независимость от основного обязательства подразумевает такую ситуацию, при которой отношения между гарантом и бенефициаром не влияют на исполнение банковской гарантии. Кроме того, если к моменту предъявления требования бенефициара гаранту обязательство принципала оказалось исполнено, прекращено или стало недействительным, то гарант обязан удовлетворить требования бенефициара (ч. 2 ст. 376 ГК РФ). В дальнейшем гарант может обратиться к принципалу с требованием о компенсации понесенных расходов (ст. 379 ГК РФ).

Непередаваемость  прав означает, что бенефициар не может передать свое право требования к гаранту, если об этом прямо не указано в гарантии.

Возмездность обязательства заключается в том, что гарант получает от принципала вознаграждение за выдачу гарантии. Размер вознаграждения оговаривается в соглашении между банком и должником (ст. 369 ГК РФ). Вознаграждение может быть установлено как в процентном отношении к сумме гарантии, так и в твердой сумме.

  1. Понятие и цели валютного регулирования и валютного контроля.

Действующее законодательство не дает определения валютного регулирования. В немногочисленных работах по валютному  праву можно встретить различные  определения валютного регулирования. Так, некоторые авторы указывают, что валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершение валютных операций 3.

Важно отметить, что единой чертой всех существующих определений валютного регулирования (относительно его содержания) следует считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из направлений государственного регулирования. В связи с этим валютное регулирование в Российской Федерации можно представить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами в целях:

- создания и обеспечения функционирования  органов валютного регулирования,  органов и агентов валютного  контроля;

- установления и реализации  определенного порядка проведения  операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

- обеспечения и защиты права  собственности на валютные ценности;

- регламентации международных расчетов;

- поддержания стабильного курса  национальной валюты и национального  платежного баланса;

- обеспечения желаемого режима  взаимодействия страны с мировым  валютным рынком4.

Следует отметить, что в валютном праве определены два вида валютного регулирования: 1) межгосударственное валютное регулирование и 2) внутригосударственное валютное регулирование.

По мнению специалистов, инструменты, используемые для обеспечения требуемых  пропорций спроса и предложения  валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:

    1. прямые (императивные) - когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной власти нормативных правовых актов и совершения ими иных административных действий.
    2. косвенные (диспозитивные) - когда используются экономические рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно принимать решение об участии (неучастии) в проведении валютных операций.

Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций.

  1. Участники валютных отношений, их правовой статус.
  2. Формы, принципы и методы валютного контроля.

Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций.

Принципы валютного  контроля в Федеральном законе № 173-ФЗ также прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принципы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное регулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толкования его норм можно выделить следующие принципы:

  • законность — состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;
  • обязательность — заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);
  • обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны — закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий;
  • институционалъностъ — заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23;
  • разграничение компетенции — проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного , .контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Метод валютного контроля — это специфический прием и способ его осуществления. Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные.

Основные методы валютного  контроля — наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля — обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

Дополнительные методы валютного контроля — запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Под формой валютного контроля следует понимать специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля:

правительственная форма  валютного контроля — осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:

а)  координация деятельности в  области валютного контроля федеральных  органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;

б)  обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля — наблюдение, результатом которого может стать  издание подзаконного нормативного правового акта;

общая форма валютного  контроля — осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ — Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, Универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля — проведение проверок;

специальная форма валютного  контроля — осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно, в рамках данной формы можно выделить:

а) банковский валютный контроль — осуществляется Банком России и уполномоченными банками, подотчетными Банку России. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т. е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

    • требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;
    • обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
    • требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России (также вопрос 41).+ добавить про правовую базу (ФЗ «О ВР и ВК», ФЗ «О ЦБ РФ», ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, — проведение проверок, уполномоченными банками — наблюдение;

б)  таможенный валютный контроль — осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу ТС (ввоз,  вывоз)  и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля — наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ): проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр (также вопрос 34).

Информация о работе Валютная политика: понятие, цели и задачи