Валютная политика: понятие, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:46, лекция

Краткое описание

Валютная политика государства является составной частью макроэкономической политики и представляет собой совокупность мер государственного регулирования, направленных на достижение баланса мировой валютной системы и национальной валютной системы.
Валютная политика – совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых государственными организациями, центральными банковскими и финансовыми учреждениями, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютных отношений. Валютная политика Российской Федерации – комплекс мероприятий, проводимых Российским государством и Центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения с целью воздействия на экономику страны и покупательную способность российского рубля.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОС.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

в)  налоговый валютный контроль — осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции (ст. 30—33 НК РФ, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» с последующими изменениями (далее — Закон о налоговых органах)). Основной метод налогового валютного контроля — проведение проверок;

г) валютный контроль на рынке ценных бумаг — осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг — Федеральной службе по финансовым рынкам. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами — валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг — наблюдение.

  1. Органы и агенты валютного контроля.

Органами валютного  контроля являются Банк России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами, а также осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля (ч. 4, абз. 3 ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ).

В настоящее время органом валютного  контроля, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая находится в ведении Министерства финансов РФ.

В числе ее функций — осуществление контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

Агентами валютного  контроля являются четыре группы субъектов:

    • уполномоченные банки, подотчетные Банку России;
    • не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
    • таможенные органы;
    • налоговые органы.

Федеральным законом «О валютном регулировании  и валютном контроле» установлены  права и обязанности таможенных органов как агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Таможенные органы как агенты валютного  контроля и их должностные лица в  пределах своей компетенции в  соответствии с законодательством  Российской Федерации имеют право:

  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

В целях осуществления валютного  контроля таможенные органы в пределах своей компетенции имеют право  запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов необходимые документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Таможенные органы и их должностные  лица, как агенты валютного контроля, обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении  их полномочий.

Важнейшей составляющей деятельности таможенных органов как агентов  валютного контроля является контроль за валютными операциями, связанными с внешнеторговой деятельностью, т.е. экспортно-импортными операциями.

  1. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами.

На таможенные органы возложен контроль:

  • за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров;
  • за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
  • за эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  • за законностью операций неторгового характера - перемещением через таможенную границу ТС валюты Российской Федерации и валютных ценностей;
  • за соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок (в пределах своей компетенции).

На территории РФ, таможенные органы являются агентами валютного контроля5 и осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В связи с осуществлением валютного  контроля должностные лица таможни  наделяются правом в пределах своей  компетенции:

  • проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля;
  • получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
  • изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;
  • не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований;
  • и другими правами, предусмотренными российским законодательством.
  1. Порядок оформления паспортов сделок.

Паспорт сделки - это документ валютного регулирования и одновременно валютного контроля, оформляемый резидентом Российской Федерации в уполномоченном банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля.

Паспорт сделки оформляется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении  расчетов за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары по внешнеторговому договору.

Оформление паспорта сделки происходит до совершения валютной операции.

В паспорте сделки должны содержаться  сведения, необходимые для осуществления учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Такие сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. К подтверждающим документам относятся договоры, подписанные сторонами внешнеторговой сделки, документы, подтверждающие факты передачи, а также факты отгрузок и оплат экспортируемых товаров (накладные).

В целях обеспечения учета и  отчетности по валютным операциям статьей 20 Закона N 173-ФЗ определено, что Центральный банк Российской Федерации может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки.

Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией Центрального банка  РФ от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).

В приложении к Инструкции N 117-И  приведена единая форма паспорта сделки, используемая в настоящее  время для оформления экспортных и импортных операций.

Резидент по каждому внешнеторговому  договору (контракту) оформляет один паспорт сделки (далее - ПС) в одном банке ПС.

Если резидент осуществляет все  валютные операции по внешнеторговому  договору через счета, открытые в  банке-нерезиденте, ПС оформляется  в территориальном учреждении Банка  России по месту государственной  регистрации резидента, и в этом случае данное территориальное учреждение исполняет функции банка ПС.

Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС в согласованный с  банком срок не позднее осуществления  первой валютной операции либо иного  исполнения обязательств по внешнеторговому договору следующие документы:

- два экземпляра ПС;

- контракт, являющийся основанием  для проведения по нему валютных  операций;

- разрешение органа валютного  контроля на осуществление валютных  операций по контракту, а также  на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;

иные документы, указанные в  пункте 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, необходимые  для оформления ПС.

ПС, представляемый в банк ПС резидентом - физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, должен быть подписан этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверен его печатью.

Если ПС представляется резидентом - юридическим лицом, то он подписывается  двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи (руководителем и главным бухгалтером), или одним лицом, наделенным правом первой подписи, если в штате юридического лица нет лица, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, с приложением оттиска печати юридического лица.

В процессе осуществления внешнеторговой деятельности в контракт могут вноситься  изменения и дополнения. Если эти  изменения и дополнения затрагивают  сведения, указанные в оформленном  ПС, резидент должен представить в  банк ПС следующие документы:

- два экземпляра ПС, переоформленного  с учетом изменений, внесенных  в контракт, либо изменений иной  информации, указанной в оформленном  ПС;

- документы, подтверждающие вносимые  изменения и дополнения в контракт;

- иные документы, необходимые для переоформления ПС по контракту;

- разрешение органов валютного  контроля на осуществление валютных  операций по контракту через  счета, открытые в банке-нерезиденте,  в случаях, если в соответствии  с актами валютного законодательства  Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту требуется получение указанного разрешения.

Подписание банком переоформленного ПС производится в порядке, установленном  для подписания ПС. Номер ПС, присвоенный  ему при оформлении, переносится  в переоформленный ПС и сохраняется в неизменном виде до закрытия ПС и досье по паспорту сделки.

Закрытие ПС уполномоченным банком производится в следующих случаях:

- при представлении резидентом  письменного заявления о закрытии  ПС в связи с переводом контракта  из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;

- при представлении письменного  заявления о закрытии ПС в  связи с исполнением сторонами  всех обязательств по контракту  или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством  Российской Федерации. В данном случае банк закрывает ПС в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты представления резидентом заявления о закрытии ПС;

- по истечении 180 календарных  дней, следующих за указанной  в ПС датой завершения исполнения  обязательств по контракту по иным основаниям.

Заявление может быть представлено в банк ПС в электронном виде. В этом случае ответственное лицо банка, принявшее заявление, распечатывает  его на бумажном носителе, заверяет своей подписью и указывает дату распечатки.

Следует обратить внимание, что пунктом 3.2 Инструкции N 117-И предусмотрено, что ПС не оформляется при осуществлении валютных операций, осуществляемых по внешнеторговому договору, заключенному:

- между нерезидентами и физическими  лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении валютных операций по контракту;

- между нерезидентом и федеральным  органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством  Российской Федерации на осуществление  валютных операций в соответствии  с частью 5 статьи 5 Закона N 173-ФЗ;

- между нерезидентом и резидентом  в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.

  1. 47.Внешнеторговые бартерные сделки.

Это сделка, совершаемая при осуществлении  внешнеторговой деятельности и предусматривающая  обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в  том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает  использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

Информация о работе Валютная политика: понятие, цели и задачи