Взаимодействие реального и банковского секторов экономики: анализ и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:06, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современных условиях развития экономики Казахстана закладываются принципиально новые основы социально-экономических отношений и наиболее актуальными вопросами становятся достижение сбалансированного многомерного развития всех секторов экономики. Одной из стратегически важных, но в то же время сложных и противоречивых задач современной экономики Казахстана является достижение интенсивности эффективного взаимодействия со стороны банковского и реального секторов экономики.
Изучение различных аспектов формирования денежно-кредитных отношений, возможностей и направлений их совершенствования является важной задачей становления теории и практики развития современной экономики Казахстана. При этом одним из главных направлений, имеющих актуальнейшее значение для реформирования казахстанской экономики, является выработка совершенно новой концепции интеграции банковского и промышленного капиталов.

Вложенные файлы: 1 файл

реальный и банковский сектора экономикиt.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения предприятий реального сектора экономики необходимым и прежде всего адекватным комплексом финансовых услуг банкам необходимо иметь достаточную ресурсную базу или «длинную» пассивную базу. Большинство банков второго уровня в Казахстане решили эту задачу, обратившись на зарубежный рынок межбанковских кредитов, приобретая по приемлемой для себя цене кредитные ресурсы для предоставления долгосрочных инвестиционных и ипотечных кредитов. Причем объемы такого привлечения в силу высокой потенциальной доходности с каждым годом стали увеличиваться и суммарные внешние обязательства банков составили 45 млрд. 922,1 млн. долл. (почти половина внешнего долга страны), из них краткосрочные внешние обязательства банков составляли 7 млрд. 345,6 млн. долл., долгосрочные – 38 млрд. 576,5 млн. долл. Именно значительная финансовая зависимость отечественных банков от внешнего фондирования и стала той самой «ахиллесовой пятой» банковского сектора Казахстана. Общее снижение предложения денег в экономике привело к повышению средневзвешенных процентных ставок как по привлекаемым депозитам, так и по кредитам банков.

Одной из ключевых проблем взаимодействия банковского и реального секторов экономики является процентная политика. В так называемый докризисный период львиная доля финансирования экономики осуществлялась банками на выгодных для них условиях. Привлекая тенговые депозиты в среднем под 9,5% годовых, банки кредитовали предприятия реального сектора экономики под 14%, а население – под 17-20%, в то время как фондовый рынок, организуя первичное размещение облигаций, обеспечивает кредитование на уровне 8-10%. Однако анализ динамики средневзвешенных ставок вознаграждения по кредитам за период 2004-2008 гг. свидетельствует о том, что уровень ставки вознаграждения по кредитам юридических лиц имеет тенденцию к росту (на 2,1% и 3,5% в тенге и СКВ соответственно), составив на конец 2008 г. 16,1% и 13,1% в тенге и СКВ. В значительной степени возросли ставки по кредитам, выданным банками в тенге до 1 месяца – до 17,4%, а в СКВ на срок от 1 до 5 лет – до 15,5%. Практика формирования процентных ставок в таких системообразующих банках, как АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный банк Казахстана» и АО «БТА Банк», также подтверждает значительно более высокий уровень процентных ставок по кредитам: по краткосрочным – от 13,0% до 15,0%, по долгосрочным – от 17-22%.

Главным внешним фактором, влияющим на уровень процентных ставок коммерческого банка, является денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан, один из инструментов которой – официальные ставки вознаграждения Национального банка. Если в докризисный период Национальный банк страны повышал ставку рефинансирования с целью минимизации инфляции до 11% (на 01.01.08 г.), то с учетом некоторого снижения инфляционных процессов в 2008 г. и необходимости оказания финансовой поддержки предприятиям реального сектора ставка рефинансирования была снижена до уровня 9,5% (таблица 2).

 

Таблица 2 – Динамика среднегодовых ставок вознаграждения по кредитам выданным, ссудной задолженности, депозитам в увязке со ставкой рефинансирования по Карагандинской области за период 2004-2008 гг.

 

Официальная ставка

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Ставка рефинансирования

7,0

8,5

9,0

11,0

9,5

Ставка по фактической

 ссудной задолженности

17,2

16,5

15,8

17,2

17,4

Ставка по срочным депозитам

5,8

6,95

7,55

8,75

8,5

Примечание – Составлено автором на основе данных Национального банка РК.


 

По мере снижения ставки рефинансирования до 9,5% ставки по банковским кредитам должны иметь тенденцию к снижению. Однако, как видно из данных таблицы 2, снижение ставки рефинансирования за 2007-2008 гг. на 1,5% не отразилось на размере ставки по фактической ссудной задолженности, которая за этот же период имеет тенденцию к росту. Такое повышение связано с процентной политикой банков по привлеченным банками депозитам, размер которых за весь период увеличился на 2,7%, составив 8,5%. Значительное влияние на изменение процентных ставок оказывает инфляция. Процентные ставки, применяемые банками, должны быть установлены ими на уровне, достаточном для покрытия ожидаемых темпов инфляции в течение всего периода вложения средств, и обеспечивать реальную отдачу (сохранение качества ссуженной стоимости). Рыночная процентная ставка отражает инфляционные ожидания, наблюдаемые в обществе, и характеризует уровень процентной ставки, необходимой для пробуждения у потребителя банковских услуг интереса сберечь часть дохода. Для банков второго уровня, пассивы которых формируются в тенге, а не за счет значительных зарубежных займов, повышающийся уровень инфляции напрямую влияет на процентную ставку в сторону ее увеличения. И это, конечно же, невыгодно в первую очередь предприятиям реального сектора экономики.

Не менее важной проблемой во взаимоотношениях банковского и реального секторов экономики является наличие высокого уровня рисков, в частности, кредитных. Сегодня многие коммерческие банки стали уделять значительное внимание организации управления рисками практически с момента ввода в действие Инструкции о требованиях к наличию системы управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня от 2004 года. В то же время взаимоотношения банка с клиентами подвергают высокому уровню риска не только банки, но и их контрагентов, т.е. предприятия. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно решить проблему высоких рисков путем внедрения и совершенствования системы управления рисками и методов оценки рисков банков, предприятий и их взаимодействия. Банковские риски в системе взаимодействия банков и предприятий можно охарактеризовать по результатам анализа регулярного обследования «Состояние и прогноз параметров кредитного рынка», проведенного Нацбанком. В 2008 году произошло заметное ужесточение кредитной политики банков. Наиболее рискованными отраслями экономики подавляющим числом банков были отмечены отрасль строительства и операции с недвижимостью.

Несмотря на сохранение значений показателей ликвидности, прибыльности и достаточности активов в иностранной валюте, банки склонны считать, что у заемщиков возникнут некоторые затруднения с обслуживанием займов в первой половине 2009 года вследствие дальнейшего ужесточения ценовых и неценовых условий кредитования. В частности, ожидается рост пролонгаций, сроков просрочки платежей по кредитам и снижение рейтингов заемщиков, что отражается на качестве активов банков (таблица 3). 

 

Таблица 3 – Динамика активов и условных обязательств банков второго уровня за период 2006-2008 гг. (тыс. тенге)

 

Активы банков

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Стандартные

8 121 697 233

7 695 018 908

8 305 027 442

Сомнительные:

3 026 521 796

5 542 476 572

4 993 345 200

- сомнительные 1 категории

2 587 254 671

4 253 747 822

2 334 919 100

- сомнительные 2 категории

114 348 725

581 282 518

604 543 743

- сомнительные 3 категории

239 129 634

539 453 541

1 594 219 730

- сомнительные 4 категории

38 018 670

59 205 566

210 837 467

- сомнительные 5 категории

47 770 096

108 787 125

248 825 160

Безнадежные

97 200 819

140 233 882

413 102 305

Всего

11 245 419 848

13 377 729 362

13 711 474 947

Примечание – Составлено автором на основе данных Национального банка РК.


 

Как видно из таблицы 3, в структуре активов и условных обязательств объем сомнительных и безнадежных за весь период увеличился на 1 966 823 404 тыс. тенге и на 315 901 486 тыс. тенге соответственно, составив на конец 2008г. 4 993 345 200 тыс. тенге и 413 102 305 тыс. тенге.

В структуре сомнительных активов и обязательств наибольший удельный вес занимают сомнительные 1 категории (46,7%). На втором и третьем местах по преобладанию находятся активы и обязательства 3 категории и 2 категории, удельный вес которых возрос за весь период на 24% и 8%, составив на конец 2008 г. 32% и 12% соответственно.

Оценку риска промышленного предприятия, риска банка или риска взаимодействия можно рассчитать на основе показателя фактического группового риска, определяемого по формуле:

                                            

                                              (1)

В результате расчета рисков предприятия, банка и взаимодействия по вышеуказанной формуле мы получили следующие значения (таблица 4).

 

Таблица 4 – Результаты оценки рисков предприятия и банка

 

Наименование риска

Нормативный уровень риска

Уровень риска

1

Риск предприятия

≤ 0,5

0,6

2

Риск банка

≤ 0,5

0,5

3

Риск взаимодействия

≤ 0,5

0,6

Примечание – Составлено автором на основе данных Национального банка РК.


 

Как показали результаты оценки рисков предприятий, банков и риска взаимодействия, наибольший риск в системе взаимодействия банков и предприятий Карагандинской области представляет риск финансовой несостоятельности предприятий реального сектора. Решение задачи по минимизации выявленного уровня риска, на наш взгляд, напрямую сопряжено с качеством и доступностью информации, на основании анализа которой банки как потенциальные кредиторы выносят  свое окончательное решение о выдаче (или отказе в выдаче) кредита предприятию.

Для того чтобы определить, насколько уровень предлагаемых банками услуг соответствует реальным потребностям предприятий реального сектора экономики, было проведено маркетинговое исследование среди представителей реального сектора экономики в виде анкетного опроса  с достаточным уровнем репрезентативности выборки клиентов банков. Как свидетельствуют результаты опроса представителей реального сектора экономики (рисунок 9), наибольший удельный вес использованных предприятиями услуг имеют услуги по размещению депозитов и услуг и по долгосрочному кредитованию – соответственно 87% и 82% от числа опрошенных представителей реального сектора. 77% опрошенных клиентов во взаимоотношениях с банками используют услугу по обмену валют.

 

 

Рисунок 9 – Объемы потребления предприятиями реального сектора Карагандинской области банковских услуг  за 2008 г. (%)

Примечание – Составлено автором.

 

Стремительное распространение банками услуги, связанной с предоставлением дебетовых платежных карт, в области подтверждают 67% предприятий, использующих эти услуги банков, которые, по мнению предприятий, позволяют им экономить денежные средства на выплату заработной платы кассирам, а также экономят время работников предприятий, которое они бы потратили, стоя в очереди в кассу. Из общего числа опрошенных предприятий реального сектора 67% пользуются услугами банков по краткосрочному кредитованию. В последнее время, несмотря на преобладание доли долгосрочного кредитования, банки активно предоставляют «короткие» деньги преимущественно предприятиям, относящимся к торговой отрасли, число кредитов которых в общей структуре ссудного портфеля занимает львиную долю.

Услуги по овердрафту и аккредитивам использовали 43% и 38%  респондентов. В данных видах услуг, как отмечают руководителя предприятий реального сектора, они испытывают с каждым годом все большую потребность.

Сравнительно в меньшей степени предприятия реального сектора, как свидетельствуют проведенные нами исследования в рамках региона, используют так называемые «нетрадиционные» услуги коммерческих банков – лизинг, консалтинговые услуги, операции с ценными бумагами и факторинг (форфейтинг).

Причем услуги по доверительному управлению денежными средствами (трастовые услуги) среди предприятий реального сектора практически не пользуются спросом. Так, из «нетрадиционных» услуг наибольший интерес у предприятий вызвали консультации по налоговому планированию (45% клиентов); консультации  по финансовому управлению предприятием (23% клиентов), по оценке рисков и бизнеса (35% клиентов).

Консультационные услуги банков второго уровня использовали только 14% всех предприятий. Как отмечалось, несмотря на то, что этот вид услуги особо востребован со стороны предприятий реального сектора, он не развит с точки зрения предложения такой услуги со стороны банков, поскольку для того, чтобы данный вид услуги был предоставлен эффективно, банки должны обладать высококвалифицированными специалистами в области финансового менеджмента, налогообложения и бухгалтерского учета на предприятии. Актуальность данного вида услуги банков возрастает в условиях влияния мирового кризиса на положение промышленных предприятий.

Обобщая результаты проведенного исследования можно отметить, что в области наблюдается асимметрия в потреблении банковских услуг в сторону «традиционного» спектра банковских операций. В данном случае под понятием «асимметрия» мы подразумеваем смещение центра максимальной частоты потребления услуг. Имея данные о реальных потребностях в услугах банков со стороны предприятий реального сектора, мы имеем возможность, сопоставить  интересы экономических секторов. Такое сопоставление обеспечит выявление тех причин, которые приводят к возникновению «асимметрии» или «асинхронности» развития банковского и реального секторов экономики.

Информация о работе Взаимодействие реального и банковского секторов экономики: анализ и оценка