Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа
Внебюджетные фонды в финансовой системе. Деятельность и виды внебюджетных фондов социального и экономического назначения.
Введение
Государство участвует в
В финансовой системе РК
Государственные финансы как
звено финансовой системы
Экономическая сущность
Назначение внебюджетных
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что внебюджетные фонды в условиях мирового глобального кризиса играют важную роль в деятельности государства. На данный момент, в условиях мирового кризиса денежные средства из внебюджетных фондов реализуются строго по целевому назначению.
Антикризисным посредником
Также использованы средства Национального Фонда, они направлены на: стабилизацию финансового сектора; поддержку жилищного сектора; развитие малого и среднего бизнеса; развитие агропромышленного комплекса; реализацию индустриальных, инновационных и инфраструктурных проектов.
Значимость курсовой работы
Современное состояние
Целью данной курсовой работы является рассмотрение наиболее важных вопросов относящихся к изучению особенностей формирования и деятельности внебюджетных фондов Республики Казахстан.
Задачей курсовой работы
Объектом исследования данной
курсовой работы является
1 Сущность внебюджетных фондов
1.1 Внебюджетные фонды в финансовой системе
Внебюджетные фонды — важное
звено финансовой системы
Возникновение внебюджетных фондов начиная с 1991г. диктовалось потребностями социально-экономического развития: необходимо было обособить часть государственных финансовых ресурсов на строго функциональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойственных расходов, отчасти снизить его дефицит. В определенной степени это диктовалось необходимостью переложить на хозорганы бремя расходов, напрямую не связанных с функционированием государства - расходов на капитальные вложения, дотации предприятиям; этим целям соответствовал фонд стабилизации экономики (в дальнейшем - фонд преобразования экономики). В других случаях необходимо было выделить и разграничить отдельные расходы на социальные нужды и источники их покрытия с целью более надежной и эффективной защиты населения в условиях падения их жизненного уровня при переходе к рынку. Эту задачу призваны были решить Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Единый союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения, Государственный фонд содействия занятости населения. Некоторые фонды имеют сугубо узкоцелевое назначение дорожный фонд, Фонд содействия конверсии военного производства, инновационные фонды разного назначения и другие.
Некоторые фонды действовали
временно, например, Фонд стабилизации
экономики, Единый союзно-
При формировании фондов на
субъектов хозяйствования
Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:
Следует различать государственные внебюджетные и негосударственные фонды; последние весьма разнообразны по целевому назначению, хотя и аналогичны некоторым государственным внебюджетным фондам, например, негосударственные накопительные пенсионные фонды, различные гуманитарные, в том числе и международные фонды. Различаются также внебюджетные фонды и фонды целевого финансирования, которые до 1996г включительно оставались в составе государственного бюджета: фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд охраны природы. Да и другие рассматриваемые здесь фонды периодически, на протяжении 1992-1996 гг., включались в государственный бюджет и исключались из него. Это отражает процесс становления финансовой системы поиска, оптимального варианта ее структуры.
Возможно употребление термина «специальные фонды», который приемлем для всех внебюджетных и других фондов, фондов хозяйствующих субъектов (уставного, резервного, амортизационного, валютного, ремонтного, фонда накопления, потребления и других), что подчеркивает их целевое назначение.
Организационно фонды находятся в ведении специального аппарата или министерства, что способствует гибкости управления обособившейся части финансовых ресурсов, контроля за их рациональным, целевым использованием.
Через внебюджетные фонды перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов: масштабы перераспределения в Республике Казахстан достигли на начало 2005г. 16% валового внутреннего продукта страны (с учетом Национального фонда и государственных институтов развития).
Общей проблемой внебюджетных фондов в переходный период являются трудности формирования их средств в прогнозируемых объемах из-за финансового неблагополучия плательщиков: убыточности большинства из них, взаимной задолженности, неплатежеспособности. В результате бюджеты фондов были несбалансированны и многие мероприятия по целевому финансированию неотложных социально-экономических нужд необеспеченными.
В Республике Казахстан функционирование государственных внебюджетных фондов с 1996г. было признано нецелесообразным в связи с изменением финансовой политики в сторону централизации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации и автономного формирования и использования государственных финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества.[1, с.365]
1.2 История становления деятельности внебюджетных фондов
Государственные внебюджетные социальные фонды предназначены для формирования и использования целевых денежных средств на удовлетворение разнообразных социальных потребностей. Их состав, направленность, определяются проводимой социальной политикой государства, ее целями на данном этапе развития общества, а также возможностями экономики.
В Казахстане накоплен опыт применения данной формы организации финансовых отношений, В течение 1995-1998г. действовали следующие социальные внебюджетные фонды:
Их функционирование регулировалось Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан», в которых было установлено, что средства обязательного социального страхования формируются за счет страховых взносов работодателей и других поступлений.
Размер взносов устанавливался и распределялся между фондами в ежегодно утверждаемом Законе «О республиканском бюджете». Эти нормы были стабильными до 1998г. составляли 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица ежемесячно уплачивали в размере одного месячного расчетного показателя на каждого работника.
По уплате взносов устанавливались льготы для организаций инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью, ветеранов, некоторых гуманитарных и детских других организаций,
С 1998 г. в связи с проведением
пенсионной реформы изменился
порядок формирования и
Обязательные пенсионные
Кроме обязательных пенсионных взносов вкладчики негосударственных накопительных пенсионных фондов отчисляли дополнительные пенсионные взносы в эти фонды в размере 10% от фонда оплаты труда. Таким образом, на период становления новой пенсионной системы общий норматив взносов составлял 25% от фонда оплаты труда.
Фонд содействия занятости формировался за счет обязательных страховых взносов работодателей, включая юридических лиц с иностранным участием и представительства иностранных юридических лиц в части фонда заработной платы граждан Республики Казахстан в размере 2% от фонда оплаты труда. Для некоторых организаций предусматривались льготы.
Отчисления средств на формирование данных фондов включались юридическими и физическими лицами, организациями и учреждениями в издержки производства или обращения и относятся на себестоимость продукции, работ, услуг.
На формирование фондов социального назначения направлялись средства из других источников.
Взносы на обязательное социальное страхование относились к вычитаемым расходам из совокупного годового дохода в соответствии с налоговым законодательством, а для бюджетных и других некоммерческих организаций предусматривались в смете расходов на их содержание.