Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды в финансовой системе. Деятельность и виды внебюджетных фондов социального и экономического назначения.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Сущность внебюджетных фондов.docx моя курсовая по финансам.docx

— 75.87 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

     Государство участвует в экономической  жизни в большей или меньшей  степени в зависимости от ряда  факторов: от выбранной модели  развития общества, политического  устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.

      В финансовой системе РК внебюджетные  фонды, как государственный бюджет  и государственный кредит относятся  к общегосударственным финансам.

     Государственные финансы как  звено финансовой системы связаны  действием в производственных  и социальных отношениях государственного  сектора, охватывающего многообразные  взаимосвязи в экономике и  социуме. 

     Экономическая сущность государственных  финансов состоит в том, что  они выражают денежные отношения,  связанные с распределением и  перераспределением стоимости общественного  продукта и части национального  богатства для формирования финансовых  ресурсов государства, его предприятий  и использования полученных средств  на выполнение функций государства  и государственных предприятий.

     Назначение внебюджетных фондов  – финансирование отдельных целевых  мероприятий за счет специальных  целевых отчислений и других  источников. В бюджетах средства  обезличиваются, а правовой статус  внебюджетных фондов позволяет  использовать средства строго  по целевому назначению. Автономность  фондов предполагает самостоятельное  управление без участия представительных  и исполнительных органов, что  позволит более оперативно использовать  средства внебюджетных фондов.

     Актуальность данной курсовой  работы заключается в том, что  внебюджетные фонды в условиях мирового глобального кризиса играют важную роль в  деятельности государства. На данный момент, в условиях мирового кризиса денежные средства из внебюджетных фондов реализуются строго по целевому назначению.

     Антикризисным посредником выступает  ФНБ «Самрук-Казына». В сущности, теперь фонд контролирует основную часть промышленных активов и финансов Казахстана.  Это дает решающие преимущества в условиях кризиса. Фонд "Самрук-Казына" теперь в состоянии наладить нормальный контроль и учет в экономике, и оценить реальное состояние его секторов. Далее, фонд обладает возможностью директивного управления экономикой, в частности, может распоряжаться финансовыми ресурсами не только государства, но и банковской системы, и направлять их на приоритетные задачи.

Также использованы средства Национального Фонда, они направлены на: стабилизацию финансового сектора; поддержку жилищного сектора; развитие малого и среднего бизнеса; развитие агропромышленного комплекса; реализацию индустриальных, инновационных и инфраструктурных проектов.

      Значимость курсовой работы заключается  в изучении деятельности внебюджетных  фондов, их основных приоритетных  направлений  в данной не  стабильной экономической ситуации.

     Современное состояние деятельности  внебюджетных фондов направленно  на улучшение, поддержание наилучших  условий в стране.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение наиболее важных вопросов относящихся к изучению особенностей формирования и деятельности внебюджетных фондов Республики Казахстан.

     Задачей курсовой работы является  изучение внебюджетных фондов  Казахстана  их  рациональных  способов и методов, позволяющих   полноценно действовать  в  данной экономической системе.

     Объектом исследования данной  курсовой работы является более  глубокое рассмотрение структуры  внебюджетных фондов их основных  функций и реализации денежных  средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность внебюджетных фондов

 

 

1.1 Внебюджетные фонды в финансовой системе 

 

     Внебюджетные фонды — важное  звено финансовой системы государства.  Они представляют совокупность  денежных ресурсов, используемых  государством на строго определенные  цели и имеющие законодательно  закрепленные источники формирования. Как экономическая категория  внебюджетные фонды являются  отношениями по перераспределению  национального дохода для централизации  финансовых ресурсов, направляемых  на финансирование целевых потребностей  государства.[1, с.362]

     Возникновение внебюджетных фондов начиная с 1991г. диктовалось потребностями социально-экономического развития: необходимо было обособить часть государственных финансовых ресурсов на строго функциональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойственных расходов, отчасти снизить его дефицит. В определенной степени это диктовалось необходимостью переложить на хозорганы бремя расходов, напрямую не связанных с функционированием государства - расходов на капитальные вложения, дотации предприятиям; этим целям соответствовал фонд стабилизации экономики (в дальнейшем - фонд преобразования экономики). В других случаях необходимо было выделить и разграничить отдельные расходы на социальные нужды и источники их покрытия с целью более надежной и эффективной защиты населения в условиях падения их жизненного уровня при переходе к рынку. Эту задачу призваны были решить Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Единый союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения, Государственный фонд содействия занятости населения. Некоторые фонды имеют сугубо узкоцелевое назначение дорожный фонд, Фонд содействия конверсии военного производства, инновационные фонды разного назначения и другие.

     Некоторые фонды действовали  временно, например, Фонд стабилизации  экономики, Единый союзно-республиканский  фонд социальной поддержки населения:  это объясняется трудностями  формирования средств подобных  фондов в условиях кризиса  экономики., определенной обезличенностью  мобилизуемых туда средств, незаинтересованностью  субъектов формирования фондов  в безвозвратном использовании  ресурсов при распределении.

     При формировании фондов на  субъектов хозяйствования возлагается  дополнительная обязанность внесения  части денежных средств в безвозвратном  порядке. Если такая часть вносится  за счет стоимости прибавочного  продукта (прибыли, дохода), то напрямую  затрагивает экономические интересы  предприятий - ограничивает их  возможности в воспроизводстве  и потреблении (например, в действовавшем  до 1995 г Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции).В случае отнесения отчислений в фонды на себестоимость продукции, эта часть стоимости перекладывается на потребителя через цену и данную нагрузку несет общество в целом.       Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

     Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:

  • по целевому признаку - на социальные, экономические, научно исследовательские, природоохранные (экологические) миграционные, содействия правопорядку культурного назначения и другие;
  • по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные).

     Следует различать государственные внебюджетные и негосударственные фонды; последние весьма разнообразны по целевому назначению, хотя  и  аналогичны некоторым государственным внебюджетным фондам, например, негосударственные накопительные пенсионные фонды, различные гуманитарные, в том числе и международные фонды. Различаются также внебюджетные фонды и фонды целевого финансирования, которые до 1996г включительно оставались в составе государственного бюджета: фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд охраны природы. Да и другие рассматриваемые здесь фонды периодически, на протяжении 1992-1996 гг., включались в государственный бюджет и исключались из него. Это отражает процесс становления финансовой системы поиска, оптимального варианта ее структуры.

     Возможно употребление термина «специальные фонды», который приемлем для всех внебюджетных и других фондов, фондов хозяйствующих субъектов (уставного, резервного, амортизационного, валютного, ремонтного, фонда накопления, потребления и других), что подчеркивает их целевое назначение.

     Организационно фонды находятся в ведении специального аппарата или министерства, что способствует гибкости управления обособившейся части финансовых ресурсов, контроля за их рациональным, целевым использованием.

          Через внебюджетные фонды перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов: масштабы перераспределения в Республике Казахстан достигли на начало 2005г. 16% валового внутреннего продукта страны (с учетом Национального фонда и государственных институтов развития).

     Общей проблемой внебюджетных фондов в переходный период являются трудности формирования их средств в прогнозируемых объемах из-за финансового неблагополучия плательщиков: убыточности большинства из них, взаимной задолженности, неплатежеспособности. В результате бюджеты фондов были несбалансированны и многие мероприятия по целевому финансированию неотложных социально-экономических нужд необеспеченными.

    В Республике Казахстан функционирование государственных внебюджетных фондов с 1996г. было признано нецелесообразным в связи с изменением финансовой политики в сторону централизации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации и автономного формирования и использования государственных финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества.[1, с.365]

 

 

1.2 История становления деятельности внебюджетных фондов

 

     Государственные внебюджетные социальные фонды предназначены для формирования и использования целевых денежных средств на удовлетворение разнообразных социальных потребностей. Их состав, направленность, определяются проводимой социальной политикой государства, ее целями на данном этапе развития общества, а также возможностями экономики.

     В Казахстане накоплен опыт применения данной формы организации финансовых отношений, В течение 1995-1998г. действовали следующие социальные внебюджетные фонды:

  • Государственный накопительный пенсионный фонд;
  • Фонд государственного социального страхования;
  • Фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд содействия занятости.

     Их функционирование регулировалось Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан», в которых было установлено, что средства обязательного социального страхования формируются за счет страховых взносов работодателей и других поступлений.

     Размер взносов устанавливался и распределялся между фондами в ежегодно утверждаемом Законе «О республиканском бюджете». Эти нормы были стабильными до 1998г. составляли 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица ежемесячно уплачивали в размере одного месячного расчетного показателя на каждого работника.

     По уплате взносов устанавливались льготы для организаций инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью, ветеранов, некоторых гуманитарных и детских других организаций,

     С 1998 г. в связи с проведением  пенсионной реформы изменился  порядок формирования и использования  бывшего Пенсионного фонда - Государственного  накопительного пенсионного фонда  .

     Обязательные пенсионные взносы  удерживались юридическими и  физическими лицами, занимающимися  предпринимательской деятельностью  (работодателями) у источника выплаты  дохода и относились на издержки  производства продукции, работ, услуг. Ставка взносов устанавливалась в размере 15% от фонда оплаты труда.

     Кроме обязательных пенсионных взносов вкладчики негосударственных накопительных пенсионных фондов отчисляли дополнительные пенсионные взносы в эти фонды в размере 10% от фонда оплаты труда. Таким образом, на период становления новой пенсионной системы общий норматив взносов составлял 25% от фонда оплаты труда.

     Фонд содействия занятости формировался за счет обязательных страховых взносов работодателей, включая юридических лиц с иностранным участием и представительства иностранных юридических лиц в части фонда заработной платы граждан Республики Казахстан в размере 2% от фонда оплаты труда. Для некоторых организаций предусматривались льготы.

     Отчисления средств на формирование данных фондов включались юридическими и физическими лицами, организациями и учреждениями в издержки производства или обращения и относятся на себестоимость продукции, работ, услуг.

     На формирование фондов социального назначения направлялись средства из других источников.

     Взносы на обязательное социальное страхование относились к вычитаемым расходам из совокупного годового дохода в соответствии с налоговым законодательством, а для бюджетных и других некоммерческих организаций предусматривались в смете расходов на их содержание.

Информация о работе Внебюджетные фонды