Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа
Внебюджетные фонды в финансовой системе. Деятельность и виды внебюджетных фондов социального и экономического назначения.
Бюджеты социальных фондов утверждались Правительством Республики Казахстан.
Инвестирование временно свободных средств фондов обязательного социального страхования допускалось только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка Республики Казахстан и в депозит государственных банков.
Государственный накопительный пенсионный фонд финансировал:
Фонд содействия занятости населения финансировал выплату пособий по безработице, переподготовку и переобучение безработных, организацию общественных работ для поддержки нуждающихся граждан.
Фонд социального страхования финансировал выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка и на погребение, оплату услуг оздоровительного характера.
За счет средств Фонда обязательного медицинского страхования возмещались расходы медицинских организаций или лиц, занимающихся частной медицинской практикой, по оказанию застрахованных медицинских услуг в соответствии с условиями договоров. Фонд возмещал расходы застрахованных в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случаях получения медицинских услуг в медицинских организациях или у лиц, занимающихся частной практикой, с которыми у Фонда не заключены договоры по оказанию медицинских услуг.
С 1999г. финансирование социальной защиты населения осуществлялось через государственный бюджет за счет взимания и аккумуляции в нем социального налога. Кроме того, в негосударственной накопительной пенсионной системе значительная часть средств аккумулируется и расходуется через негосударственные накопительные пенсионные фонды за счет обязательных пенсионных взносов всех страхователей.[1, с.366]
Акционерное общество «Фонд устойчивого развития «Казына» создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2006 года. Государство в лице Правительства является единственным акционером.
Целями «ФУР «Казына» являются повышение и стимулирование инвестиционной и инновационной активности в несырьевых секторах экономики страны, а также повышение уровня корпоративного управления институтами развития.[2, с.22]
Перед Фондом поставлены задачи обеспечить достижения институтами развития стратегических целей и задач с учетом положений Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан 2003-2015 годы, государственных и отраслевых программ. Фонд также содействует Правительству страны в диверсификации национальной экономики, используя преимущества экспортно-импортного сектора на основе координации деятельности институтов развития.
«Казына» - это динамично развивающаяся финансовая инвестиционная управляющая компания, объединяющая 8 государственных институтов развития (100% госакций), среди которых:
АО «Банк развития Казахстана»
АО «Инвестиционный фонд Казахстана»
АО «Национальный инновационный фонда»
Фонд развития малого предпринимательства «ДАМУ»
АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспорта и инвестиций»
Корпорация по развитию и продвижению экспорта
Казахстанский центр содействия инвестициям «Казинвест»
АО «Kazina Capital Management» - инвестирование в казахстанские и зарубежные инвестиционные фонды.
Инвестиционная деятельность группы компаний Казына носит комплексный характер, где каждая дочерняя организация рассматривается как часть общей системы. Данная система, от лица государства, предлагает на рынке полный спектр инвестиционных инструментов, начиная от венчурного финансирования и заканчивая банковским кредитованием.[3, с.9]
Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаевым от 13 октября 2008 года АО «Фонд устойчивого развития «Казына» и АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» объединены в АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.[4, с.24]
Создание внебюджетных экономических фондов, как государственных институтов развития Инвестиционного, Инновационного, Национального Фонда, нацелено на достижение целей и задач Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Цель Стратегии - достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. Производство конкурентоспособных и экспорто-ориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.
На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.
Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизация Банка Развития Казахстана, функционирование таких специальных институтов развития, как Казахстанский инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов.
Данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку Научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их Элементов.
Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики, В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления.
Реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
Внебюджетные фонды Экономического назначения создавались исходя из целей и задач этапов общественного развития. Практика ранее действовавших фондов это подтверждает: например, в разное время функционировали: Инвестиционный фонд, Фонд стабилизации экономики, Фонд преобразования Экономики, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Экономические фонды создаются для концентрации средств и на финансирования определенных направлений развития или ключевых отраслей, а также межотраслевых программ развития. Тем самым ставится задача обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие всей экономики. Так, средства Инвестиционного фонда использовались для поддержки достигнутых масштабов воспроизводства основного капитала, дальнейшего развития социальной сферы. Финансирование капитальных вложений проводилось по планам и лимитам, утвержденным правительством республики, для перепрофилирования промышленных предприятий на выпуск рентабельной продукции, создание возможностей для их реконструкции. Фонд преобразования экономики формировался за счет обязательных отчислений в размере 5% от себестоимости продукции (работ, услуг) с включением их в издержки производства (за исключением убыточных предприятий).
Внебюджетный Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции был организован в целях развития рыночных отношений и формирования альтернативных экономических структур, оказания поддержки предприятия и организациям различных форм собственности, эффективного сочетания бюджетного финансирования с прогрессивными формами кредитования мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Источниками формирования средств фонда являлись: отчисления в размере 1% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, объединений и организаций; ассигнования из республиканского бюджета в размере 1% от общей суммы доходной части бюджета; доходы от консультационной, методической и издательской деятельности, а также от ценных бумаг; добровольные взносы и благотворительные пожертвования.
Дорожный фонд концентрировал денежные средства, связанные со строительством, реконструкцией и содержанием автомобильных дорог общего назначения, то есть в финансовой системе являлся узкоспециализированным звеном, связанным со специфической хозяйственной деятельностью.
Источниками образования дорожного фонда являлись: отчисления пользователей автомобильных дорог; плата за въезд, выезд и транзитный проезд по территории Республики Казахстан; сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной торговле; плата за проезд по платным автомобильным дорогам.
Средства Дорожного фонда распределялись в установленной пропорции между Республиканским дорожным фондом и областными дорожными фондами. Из республиканского фонда выделялись дотации в областные фонды для выравнивания уровней развития сети автодорог. Местные органы управления выделяли дополнительные средства на развитие республиканских автодорог. [5, с.198]
Вывод: В масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддерживается социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосударственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнения определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивания социально-экономического развития. Тем самым в функционировании внебюджетных фондов проявляется противоречие групповых и общественных интересов. В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счете, в интересах всего общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит социально-экономическая сущность этой формы финансовых отношений.
Наличие внебюджетных фондов позволяет оперативно распоряжаться целевыми средствами, сосредоточенными в их ведении: в мировой практике управление фондами автономно - без вмешательства представительных органов власти, что позволяет государственным органам управления фондами быстро решать вопросы целевого финансирования своевременно реагировать на изменение ситуации.
2 Деятельность внебюджетных фондов
2.1 Внебюджетные фонды социального назначения
Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, а также осуществляющее деятельность по формированию пенсионных активов и инвестирующее их в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций.[6, с.196]