Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа
Внебюджетные фонды в финансовой системе. Деятельность и виды внебюджетных фондов социального и экономического назначения.
Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой финансовые активы государства, сосредоточиваемые на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.
Национальный фонд предназначен для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.
Национальный фонд осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы.
Формирование и использование Национального фонда определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Фонда.
Поступление и расходование средств Фонда производятся в национальной и иностранных валютах. Учет и отчетность по операциям фонда осуществляются в национальной валюте.
доверительное управление фондом осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком и Правительством Республики Казахстан.
Источниками формирования Национального фонда являются:
Организациями сырьевого сектора являются юридические лица, основной деятельностью которых являются добыча и обработка природных ресурсов. Перечень организаций сырьевого сектора устанавливается Правительством Казахстана.
Поступления от организаций сырьевого сектора - совокупность поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора по следующим видам налогов:
корпоративный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.
Прогноз поступлений от организаций сырьевого сектора составляется с учетом расчетных постоянных мировых цен на товары сырьевого сектора, определяемых в среднесрочном плане социально-экономического развития республики.[1, с.375]
Официальные трансферты, а также официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет сверхплановых поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, определяются и перечисляются в Национальный фонд из республиканского бюджета центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в ходе исполнения республиканского бюджета без его уточнения в Парламенте Республики Казахстан.
Официальные трансферты, а также официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет плановых поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатываю- щей отраслям, утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Официальные трансферты, определяемые за счет плановых поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, утверждаются решением маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год, а за счет сверхплановых поступлений - перечисляются в Национальный фонд из местного бюджета местным уполномоченным органом по исполнению бюджета в ходе исполнения местного бюджета без его уточнения в маслихате.
Инвестиционные доходы от управления Национальным фондом образуются от размещения его в финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов.
Национальный фонд Республики Казахстан расходуется:
Национальный фонд размещается в разрешенные финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения:
Перечень разрешенных финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, определяется Правительством совместно с Национальным Банком Республики Казахстан по предложению Совета по управлению Национальным фондом.
Фонд не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Компенсация потерь республиканского бюджета за счет Национального фонда осуществляется в ходе его исполнения без уточнения республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан по итогам финансового года с согласия Совета по управлению Национальным фондом. Объемы целевых трансфертов, передаваемых из Фонда в республиканский бюджет, утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Порядок зачисления активов в Национальный фонд и его использования определяется Правительством Республики Казахстан.
Совет по управлению Национальным фондом - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, вырабатывающий предложения по эффективному использованию Национального фонда и его размещению в финансовые активы и иное имущество, за исключением не- материальных активов.
Функциями Совета по управлению Фондом являются:
Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом, его состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан.
В целях обеспечения транспарентности деятельности, связанной с управлением Национальным фондом Республики Казахстан, ежегодно проводится аудит.
Выбор аудитора или аудиторской организации осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с законодательством Казахстана о государственных закупках.
Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда составляется Правительством совместно с Национальным Банком Республики Казахстан ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, с включением результатов аудита Национального фонда.
Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда должен содержать:
Формы и порядок составления годового отчета о формировании и использовании Национального фонда утверждаются Правительством по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.
Правительство совместно с Национальным Банком Республики Казахстан ежегодно не позднее 1 апреля текущего года представляет годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда на утверждение Президенту Республики Казахстан.
Правительство после утверждения Президентом годового отчета о формировании и использовании Национального фонда представляет его в порядке информации в Парламент.
Информация о годовом отчете о формировании и использовании Национального фонда и результатах проведения аудита публикуется в средствах массовой информации.
Проблемой Национального фонда, как и подобных фондов в странах СНГ, является эффективность использования их средств. Активы фонда размещены в ценные бумаги иностранных банков (ABN AMRO Bank, State Street Bank, Dеutche Bank. BNP Paribas, Citibank, HSBC). Доходность активов Фонда в 2004г. составила 5,89% . что ниже этого показателя за 2003г. — 8,69%.
Процентные же ставки по кредитам внутри Казахстана составляют для юридических лиц в среднем, 14,5%, а для физических - 20,6%. Поэтому было бы целесообразно расширить функции Фонда по инвестированию крупных проектов реального сектора экономики. Это вызвало бы мультипликационный эффект в смежных видах экономической деятельности, содействовало реализации принятой в стране стратегии индустриально-инновационного развития.[16]
Для финансового обеспечения антикризисной программы будут использованы средства Национального Фонда в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге). Они будут направлены на:
Вывод: Государственные внебюджетные фонды социального назначения предназначены для формирования и использования целевых денежных средств на удовлетворение разнообразных социальных потребностей. Их состав, направленность, определяются проводимой социальной политикой государства, ее целями на данном этапе развития общества, а также возможностями экономики.
Одним из социальных фондов является ФУР «Самрук-Казына». Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.
Создание внебюджетных экономических фондов, как государственных институтов развития Инвестиционного, Инновационного, Национального Фонда, нацелено на достижение целей и задач Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Цель Стратегии - достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. Производство конкурентоспособных и экспорто-ориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.
Заключение
В масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддерживается социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосударственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнения определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивания социально-экономического развития.
Тем самым в функционировании внебюджетных фондов проявляется противоречие групповых и общественных интересов. В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счете, в интересах всего общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит социально-экономическая сущность этой формы финансовых отношений.