Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды в финансовой системе. Деятельность и виды внебюджетных фондов социального и экономического назначения.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Сущность внебюджетных фондов.docx моя курсовая по финансам.docx

— 75.87 Кб (Скачать файл)

     Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой финансовые активы государства, сосредоточиваемые на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.

     Национальный фонд предназначен для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.

     Национальный фонд осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы.

     Формирование и использование Национального фонда определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Фонда.

     Поступление и расходование средств Фонда производятся в национальной и иностранных валютах. Учет и отчетность по операциям фонда осуществляются в национальной валюте.

доверительное управление фондом осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании  договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком и Правительством Республики Казахстан.

     Источниками формирования Национального фонда являются:

  1. официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые как превышение фактических поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора над их годовыми объемами, утвержденными законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
  2. официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
  3. официальные трансферты из республиканского бюджета, рассчитываемые в размере десяти процентов от планируемых в республиканском бюджете сумм поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора;
  4. официальные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  5. инвестиционные доходы от управления фондом;
  6. иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством.

     Организациями сырьевого сектора являются юридические лица, основной деятельностью которых являются добыча и обработка природных ресурсов. Перечень организаций сырьевого сектора устанавливается Правительством Казахстана.

     Поступления от организаций сырьевого сектора - совокупность поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора по следующим видам налогов:

корпоративный подоходный налог; налог на добавленную  стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан  по разделу продукции по заключенным  контрактам.

     Прогноз поступлений от организаций сырьевого сектора составляется с учетом расчетных постоянных мировых цен на товары сырьевого сектора, определяемых в среднесрочном плане социально-экономического развития республики.[1, с.375]

     Официальные трансферты, а также официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет сверхплановых поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, определяются и перечисляются в Национальный фонд из республиканского бюджета центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в ходе исполнения республиканского бюджета без его уточнения в Парламенте Республики Казахстан.

     Официальные трансферты, а также официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет плановых поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатываю- щей отраслям, утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

     Официальные трансферты, определяемые за счет плановых поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, утверждаются решением маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год, а за счет сверхплановых поступлений - перечисляются в Национальный фонд из местного бюджета местным уполномоченным органом по исполнению бюджета в ходе исполнения местного бюджета без его уточнения в маслихате.

     Инвестиционные доходы от управления Национальным фондом образуются от размещения его в финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов.

     Национальный фонд Республики Казахстан расходуется:

  1. на компенсацию потерь республиканского бюджета, определяемых как разница между утвержденными и фактическими объемами поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора в целом по текущему финансовому году. Размер компенсации не может превышать общую сумму недоисполнения республиканского бюджета по поступлениям. В случае превышения общего фактического объема поступлений над их утвержденным объемом компенсация не осуществляется;
  2. в виде целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;
  3. на покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фондом и проведением ежегодного аудита.

     Национальный фонд размещается в разрешенные финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения:

  1. сохранности Национального фонда;
  2. поддержания достаточного уровня ликвидности Национального фонда;
  3. высокого уровня доходности Национального фонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска;
  4. получения инвестиционных доходов.

     Перечень разрешенных финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, определяется Правительством совместно с Национальным Банком Республики Казахстан по предложению Совета по управлению Национальным фондом.

     Фонд не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств.

     Компенсация потерь республиканского бюджета за счет Национального фонда осуществляется в ходе его исполнения без уточнения республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан по итогам финансового года с согласия Совета по управлению Национальным фондом. Объемы целевых трансфертов, передаваемых из Фонда в республиканский бюджет, утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

     Порядок зачисления активов в Национальный фонд и его использования определяется Правительством Республики Казахстан.

     Совет по управлению Национальным фондом - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, вырабатывающий предложения по эффективному использованию Национального фонда и его размещению в финансовые активы и иное имущество, за исключением не- материальных активов.

     Функциями Совета по управлению Фондом являются:

  1. выработка предложений по повышению эффективности формирования и использования Национального фонда;
  2. рассмотрение и выработка предложений по объемам и направлениям использования Фонда;
  3. выработка предложений по перечню разрешенных финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, для размещения Фонда..

     Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом, его состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан.

     В целях обеспечения транспарентности деятельности, связанной с управлением Национальным фондом Республики Казахстан, ежегодно проводится аудит.

     Выбор аудитора или аудиторской организации осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с законодательством Казахстана о государственных закупках.

     Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда составляется Правительством совместно с Национальным Банком Республики Казахстан ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, с включением результатов аудита Национального фонда.

     Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда должен содержать:

  1. отчет о поступлениях и использовании Национального фонда;
  2. отчет о деятельности Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом;
  3. иные данные по управлению Национальным фондом.

     Формы и порядок составления годового отчета о формировании и использовании Национального фонда утверждаются Правительством по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

     Правительство совместно с Национальным Банком Республики Казахстан ежегодно не позднее 1 апреля текущего года представляет годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда на утверждение Президенту Республики Казахстан.

     Правительство после утверждения Президентом годового отчета о формировании и использовании Национального фонда представляет его в порядке информации в Парламент.

     Информация о годовом отчете о формировании и использовании Национального фонда и результатах проведения аудита публикуется в средствах массовой информации.

     Проблемой Национального фонда, как и подобных фондов в странах СНГ, является эффективность использования их средств. Активы фонда размещены в ценные бумаги иностранных банков (ABN AMRO Bank, State Street Bank, Dеutche Bank. BNP Paribas, Citibank, HSBC). Доходность активов Фонда в 2004г. составила 5,89% . что ниже этого показателя за 2003г. — 8,69%.

     Процентные же ставки по кредитам внутри Казахстана составляют для юридических лиц в среднем, 14,5%, а для физических -  20,6%. Поэтому было бы целесообразно расширить функции Фонда по инвестированию крупных проектов реального сектора экономики. Это вызвало бы мультипликационный эффект в смежных видах экономической деятельности, содействовало реализации принятой в стране стратегии индустриально-инновационного развития.[16]

     Для финансового обеспечения антикризисной программы будут использованы средства Национального Фонда в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге). Они будут направлены на:

  1. стабилизацию финансового сектора – 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге);
  2. развитие жилищного сектора – 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге)
  3. поддержка малого и среднего бизнеса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);
  4. развитие агропромышленного комплекса  – 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге):
  5. реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов – 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге).[13]

Вывод: Государственные внебюджетные фонды социального назначения предназначены для формирования и использования целевых денежных средств на удовлетворение разнообразных социальных потребностей. Их состав, направленность, определяются проводимой социальной политикой государства, ее целями на данном этапе развития общества, а также возможностями экономики.

     Одним из социальных фондов является ФУР «Самрук-Казына». Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.

     Создание внебюджетных экономических фондов, как государственных институтов развития Инвестиционного, Инновационного, Национального Фонда, нацелено на достижение целей и задач Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Цель Стратегии - достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.  Производство конкурентоспособных и экспорто-ориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддерживается социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосударственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнения определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивания социально-экономического развития. 

  Тем самым в функционировании внебюджетных фондов проявляется противоречие групповых и общественных интересов. В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счете, в интересах всего общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит социально-экономическая сущность этой формы финансовых отношений.

Информация о работе Внебюджетные фонды