Внебюджетные фонды экономического назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов Республики Казахстан, их структуры и источников формирования, а также анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов;
2) изучить особенности становления и развития внебюджетных фондов в Республике Казахстан;
3) Дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов Республики Казахстан.
Структурно работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение

I. Государственные внебюджетные фонды
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
1.2 Становление и развитие внебюджетных фондов в процессе рыночной трансформации
II. Внебюджетные фонды социального назначения
2.1 Накопительные пенсионные фонды
2.2 Фонд государственного социального страхования
III. Внебюджетные фонды экономического назначения
3.1 Национальный фонд Республики Казахстан
3.2 Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»
3.3 Национальный инновационный фонд
3.4 Фонд развития малого предпринимательства
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 175.06 Кб (Скачать файл)

Введение

 

I. Государственные внебюджетные фонды

1.1 Социально-экономическая сущность  внебюджетных фондов

1.2 Становление и развитие внебюджетных  фондов в процессе рыночной  трансформации 

II. Внебюджетные фонды социального назначения

2.1 Накопительные пенсионные фонды

2.2 Фонд государственного социального  страхования

III. Внебюджетные фонды экономического назначения

3.1 Национальный фонд Республики  Казахстан

3.2 Фонд национального благосостояния  «Самрук-Казына»

3.3 Национальный инновационный  фонд

3.4 Фонд развития малого предпринимательства

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Средства, обобществленные  внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населению.

Главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов и обеспечение  их самостоятельными источниками дохода.

Значение внебюджетных фондов в Республике Казахстан в настоящее  время существенно в связи  с постоянным дефицитом бюджета  страны и необходимостью целенаправленного  решения социальных проблем, финансируемых  за счет этих фондов.

Актуальность темы курсовой работы: Важную роль в механизме  социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания  населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования  системы социального обеспечения  и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов и прогнозирование ситуации, в условиях развития современного законодательства.

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов Республики Казахстан, их структуры  и источников формирования, а также  анализ направлений и результатов  деятельности внебюджетных фондов.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить понятие, роль  и структуры современных внебюджетных  фондов;

2) изучить особенности  становления и развития внебюджетных  фондов в Республике Казахстан;

3) Дать обзор современного  состояния социальных внебюджетных  фондов Республики Казахстан.

Структурно работа состоит  из трех глав, введения, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

I. Государственные внебюджетные фонды

1.1 Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды –  важное звено финансовой системы  государства. Внебюджетные фонды –  совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Функционирование внебюджетных фондов параллельно с  государственным бюджетом позволяет  дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных целях, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:

- по целевому признаку - на социальные, экономические, миграционные, научно-исследовательские и т. д.;

- по уровню управления  – на государственные и местные.

Следует различать государственные  внебюджетные и негосударственные  фонды; последние весьма разнообразны по целевому назначению, например негосударственные  накопительные пенсионные фонды, фонд социального страхования.

Развитие внебюджетных фондов было вызвано необходимостью решения  на том или ином этапе возникающих  острых социально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказалось невозможным за счет бюджетных  ресурсов. К тому же в отличие  от бюджетных фондов, предназначенных  для удовлетворения огромного круга  общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались для  решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало  формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования  средств.

Организационно фонды  находятся в ведении специального аппарата или министерства, что способствует гибкости управления обособившейся  части финансовых ресурсов, контроля за из рациональным, целевым использованием.

Наличие внебюджетных фондов позволяет оперативно распоряжаться  целевыми средствами, сосредоточенными в их ведении: в мировой практике управление фондами автономно –  без вмешательства представительных органов власти, что позволяет  государственным органам управления фондами быстро решать вопросы государственного финансирования своевременно реагировать  на изменения ситуаций. Через внебюджетные фонды перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов.

Общей проблемой внебюджетных фондов в переходный период является трудности формирования их средств в прогнозируемых объемах из-за финансового неблагополучия плательщиков: убыточности большинства из них, взаимной задолженности, неплатежеспособности. В результате бюджеты фондов были несбалансированны, и многие мероприятия по целевому финансированию неотложных социально-экономических нужд – необеспеченными.

В Республике Казахстан функционирование государственных внебюджетных фондов с 1998 года было приостановлено в связи  с изменением финансовой политики в  стороны централизации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском  бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации  и автономного формирования и  использования государственных  финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении  надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества. Поэтому внебюджетные фонды снова постепенно начали возрождаться в связи с проходящими социально-экономическими процессами: реформированием пенсионной системы (формирование государственного накопительного пенсионного фонда, 1998 г.), восполнением Стратегии индустриально-инновационного развития (Национальный инновационный фонд, 2003 г.), необходимостью накопления нефтяных доходов (Национальный фонд РК, 2001 г.), внедрением системы социального страхования (государственный фонд социального страхования, 2005 г.), развитием малого бизнеса (фонд развития малого предпринимательства, 1997 г.).

 

1.2 Становление и развитие  внебюджетных фондов в процессе 

рыночной трансформации 

 

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана  с развитием специальных видов  правительственной деятельности, для  которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались  за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или  счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а  другие закрывались. В целом наблюдалась  тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная  новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала  определенные финансовые неудобства –  в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала  дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такие счета и  фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло  использовать проходившие через  них средства совершенно бесконтрольно.

Создание специальных  фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных  исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы. Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

В Республики Казахстан в  отличие от зарубежных государств, исторически сложилась совершенно иная система осуществления государственных  расходов. Составлялось только два  бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции  специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался  государственный долг, покрывались  убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.

Впервые целевые бюджетные  фонды стали создаваться в  Республики Казахстан в период перехода страны на новые экономические отношения  на основе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса»  от 10 октября 1991 года. Возникновение  внебюджетных фондов диктовалось потребностями  социально-экономического развития: необходимо было обособить часть государственных  финансовых ресурсов на строго функциональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойственных расходов, отчасти  снизить его дефицит. В определенной степени это диктовалось необходимостью переложить на хозорганы бремя расходов, напрямую не связанных с функционированием  государства, - расходов на капитальные  вложения, дотации предприятиям; этим целям соответствовал фонд стабилизации экономики (в дальнейшем – фонд преобразования экономики). В других случаях необходимо было выделить и разграничить отдельные  расходы на социальные нужды и  источники их покрытия с целью более надежной и эффективной защиты населения в условиях падения их жизненного уровня при переходе к рынку. Эту задачу призваны были решить Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Едино-союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения, Государственный фонд содействия занятости населения. Некоторые фонды имеют сугубо узкоцелевое назначение – Дорожный фонд, Фонд содействия конверсии военного производства, инновационные фонды разного назначения и другие.

Некоторые фонды действовали  временно, например Фонд стабилизации экономики, Единый союзно-республиканский  фонд социальной поддержки населения: это объясняется трудностями  формирования средств подобных фондов в условиях кризиса экономики, определенной обезличенностью мобилизуемых туда средств, незаинтересованностью субъектов формирования фондов в безвозвратном использовании ресурсов при распределении.

При формировании фондов на субъекты хозяйствования возлагается  дополнительная обязанность внесения части денежных средств в безвозвратном порядке. Если такая часть вносится за счет стоимости прибавочного продукта (прибыли, дохода), то напрямую затрагивает экономические интересы предприятий, - ограничивает их возможности в воспроизводстве и потреблении (например, в действовавшем до 1995 г. Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции). В случае отнесения отчислений в фонды на себестоимость продукции эта часть стоимости перекладывается на потребителя через цену, и данную нагрузку несет общество в целом. Тем самым при формировании и использовании фондов происходят перераспределительные процессы, которые для части субъектов хозяйствования являются безэквивалентными в определенном временном интервале, то есть ущемляют их экономические интересы. В то же время в масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддерживаются социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосударственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнение определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивание социально-экономического развития. Тем самым в функционировании внебюджетных фондов проявляется противоречие групповых и общественных интересов. В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счете, в интересах всего общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит социально экономическая сущность этой формы финансовых отношений.

 

 

 

II. Внебюджетные фонды социального назначения

 

Государственные социальные фонды предназначены для формирования и использования целевых денежных средств на удовлетворение разнообразных  социальных потребностей. Их состав, направленность определяются проводимой социальной политикой  государства, ее целями на данном этапе  развития общества, а также возможностями  экономики.

 

2.1 Накопительные пенсионные  фонды

 

В результате реформирования пенсионной системы в Республике Казахстан были созданы так называемые накопительные пенсионные фонды, формирующие  свои активы за счет привлечения средств  населения.

Информация о работе Внебюджетные фонды экономического назначения