Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрен государственный долг Российской Федерации
Работа содержит 1 график, 8 источников.
Объект исследования – государственный долг РФ, его состав и структура, управление долгом.
Цель исследования – анализ причин образования, состава, динамики внутреннего государственного долга; анализ эффективности управление государственным долгом.
Введение………………………………………………………………..4
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. вНУТРЕННИЙ ДОЛГ РОССИИ……………………………………………………………….……5
СОСТАВ И ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ…………………………………………………….....7
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………...19
Заключение…………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………...31
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра финансов и кредита
ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
Курсовая работа по дисциплине «Финансы»
Выполнил:
Ст. гр. ЭФКВ – 043
Проверил:
к.э.н., доцент
Новокузнецк
2005
РЕФЕРАТ
В данной курсовой работе рассмотрен государственный долг Российской Федерации
Работа содержит 1 график, 8 источников.
Объект исследования – государственный долг РФ, его состав и структура, управление долгом.
Цель исследования – анализ причин образования, состава, динамики внутреннего государственного долга; анализ эффективности управление государственным долгом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………...31
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла пристальное внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис конца двадцатого века, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. При решении проблемы государственного долга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две опасности: банкротство нации и переложение долгового бремени на будущие поколения. Возникает необходимость управления государственным долгом как совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств.
1. Понятие государственного долга. Внутренний долг России
Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ, согласно которому в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.
Под внутренним
государственным долгом
Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта.
Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.
С переходом России к рынку изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта РФ – иные государства, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и т.п. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения – все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в т.ч. и на международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер госкредита – все в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе которых лежит равноположение сторон.
Государство путем выделения целевых кредитов поддерживает и стимулирует развитие отдельных отраслей, предприятий, территорий. Госкредит стимулирует высокие темпы экономического роста, смягчает циклические колебания и, в общем, осуществляет государственное регулирование экономики. Социальная сторона госкредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы, создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.
В условиях государственного кредита денежные средства, взятые взаймы, поступают в распоряжение органов государственной власти и представляют собой дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на финансирование бюджетного дефицита.
Теоретически финансировать бюджетный дефицит можно тремя способами. Первый из них связан с повышением доходов государства за счет роста налоговых ставок. Но такая мера неприемлема как по экономическим, так и по политическим соображениям. Рост налогов означает сокращение как прибылей, так и реальных доходов населения, а также снижает стимулы к инвестированию, что в свою очередь сокращает спрос на рабочую силу и ведет к росту безработицы.
Второй способ – это дополнительная эмиссия денег. Эта мера ослабляет влияние бюджетного дефицита на экономику, но создает сильное инфляционное давление и еще более негативно воздействует на экономику, чем первый. Поэтому следует избегать частых эмиссий.
Третий способ значительно безопаснее для государства. Это покрытие дефицита посредством займов необходимых средств на рынках ссудных капиталов, т.е. за счет роста государственного долга.
Поскольку важнейшей стратегической задачей является снижение государственного внешнего долга, государство активизирует рынок внутренних заимствований. Поэтому величина государственного внутреннего долга с каждым годом растет.
2. Состав и динамика государственной задолженности
Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет, вновь возникших задолженностей и долговых обязательств бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Он может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг и других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.
Под государственным
долгом Российской Федерации понимаются
ее долговые обязательства перед
физическими и юридическими лицами,
иностранными государствами, международными
организациями и иными
Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.
Государственные займы на уровне страны не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеют целевую направленность. Например, займы на строительство дорог, жилых домов, больниц и т.д.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных соглашений
и договоров, заключенных от
имени РФ с кредитными
- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
- договоров о предоставлении
государственных гарантий
- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
- соглашений и договоров,
в том числе международных,
заключенных от имени
Кредитные соглашения и договоры заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило с коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Сегодня Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов.
Государственные ценные бумаги, т.е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии – 40%, в США – 70%, в Великобритании – 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляют около 76%.
Наиболее распространенный
вид государственных ценных бумаг
– облигации. Это долговая ценная
бумага, обязательство, подтверждающее
отношение займа между
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования – 10 лет. Существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их.
Можно выделить следующие виды основных федеральных долговых обязательств:
- облигации федеральных займов имеют срок обращения 3-5 лет (ОФЗ);
- государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев, выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо», не имеют купонов, размещаются на аукционах с дисконтом от номинала;
- государственные жилищные
сертификаты (ГЖС); являются документарными
именными необращаемыми