Внутренний государственный долг россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрен государственный долг Российской Федерации
Работа содержит 1 график, 8 источников.
Объект исследования – государственный долг РФ, его состав и структура, управление долгом.
Цель исследования – анализ причин образования, состава, динамики внутреннего государственного долга; анализ эффективности управление государственным долгом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..4
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. вНУТРЕННИЙ ДОЛГ РОССИИ……………………………………………………………….……5
СОСТАВ И ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ…………………………………………………….....7
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………...19
Заключение…………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсик.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

- государственные долгосрочные  облигации (ГДО), срок обращения  30 лет, выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонный доход – 15% выплачивается 1 раз в год;

- облигации внутреннего  валютного займа (ОВВЗ), срок погашения  1год, 3 года, 6, 10 и 15 лет, выпускаются  в бланковом виде с набором  купонов; купонный доход –  3% выплачивается 1 раз в год;

Облигационные займы  могут быть:

- на предъявителя и  именными;

- процентными и беспроцентными;

- свободно обращающимися  (рыночными) и с ограниченным  кругом обращения (нерыночными);

- реализуемыми только  среди населения, среди юридических  лиц и универсальными;

- в документарной и  в бездокументарной форме(в виде  записей на счетах) и т.д.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и бывают двух видов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение – финансирование строительства муниципальных больниц, школ. Доходные покрываются доходами от тех объектов, для строительства которых они эмитировались, - эстакад, мостов, жилых домов и т.п. Для инвесторов это более привлекательных финансовый инструмент.

Казначейский вексель – основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3,6,12 месяцев. Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты – среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.

Особое место занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства.

Привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи – задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета, инвестиционные нужды, решение задач городского бюджета и т.д.

В условиях рыночной экономики  государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, Центробанк регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; наоборот – при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок ценные бумаги. Операции с ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.

Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых  отношений, т.е. используются в качестве залога по кредиту, предоставляемому ЦБ правительству, по ссудам Центрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляемым предприятиям коммерческими банками.

Это уникальный инструмент организации государственных займов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и погашение задолженности по государственным займам – так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансовой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в том числе и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.

Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние  фондового рынка, курсы ценных бумаг  других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в экономической и политической жизни страны.

В то же время, по мнению ряда специалистов, государственные  ценные бумаги обладают рядом недостатков: «оттягивают» средства с кредитного рынка; содержат возможность принудительного размещения займов; в случае нерегулируемого рынка могут провоцировать создание финансовых пирамид.

Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Получателями государственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе, после проверки финансового состояния получателя. В законе о бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных (муниципальных) гарантий, а так же перечень гарантий, размер которых превышает: один миллион МРОТ по государственным гарантиям РФ в валюте РФ, 10млн. долл. США по государственным гарантиям РФ в валюте РФ в порядке обеспечения обязательств в иностранной валюте; 0,01% расходов бюджета субъекта РФ или муниципального образования.

Специфика этой формы  финансовых отношений заключается  в том, что предоставление гарантии ведут к росту потенциального или скрытого долга. Задолженность возникает в этом случае не в момент предоставления гарантий, а лишь в случае возникновения неплатежа.

Деятельность Российской Федерации как гаранта сводится к следующим направлениям. Прежде всего, государство традиционно выступает гарантом по вкладам населения в Сберегательном банке. При этом государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательном банке РФ и в организации госстрахования РФ по договорным (накопительным) вкладам личного страхования в период до 1 января 1992г. Такого рода сбережения признаются государственным внутренним долгом РФ. Эта задолженность составляет 300 млрд. руб. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производится путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.

Качественный анализ государственного долга позволяет  выделить три основных его элемента:

- финансовая задолженность,  объединяющая в себе денежные обязательства государства, возникающие в результате займов кредитных средств и служащие привлечению средств для финансирования бюджетных расходов;

- вероятные обязательства,  возникающие при предоставлении  государственными органами определенных финансовых гарантий;

- административная задолженность  государства - это тесно взаимосвязанные  с проведением текущей бюджетной  политики денежные обязательства,  т.е. это те средства, статьи  расхода по которым уже утверждены  и содержатся в бюджете, однако фактически данные платежи не были осуществлены и носит обычно краткосрочный характер.

Проследим тенденцию  роста внутреннего государственного долга с 1993г.(рис.1)

млрд.руб.

              Рис.1 Внутренний государственный долг России

 

С 01.01.1995г. по 01.01.2000г. внутренний долг вырос в 50раз, то за последние  пять лет его рост составил лишь 43%. После катастрофы 1998г. желающих покупать российские государственные облигации  было немного и в  1999-2000г объем  внутреннего долга оставался неизменным, а в 2001г даже снизился. Но в последние 3-4 года положение с бюджетом заметно улучшилось, и его доходы стали устойчиво превышать расходы. Как ни парадоксально, но именно в такой ситуации правительство вернулось к политике активных заимствований на внутреннем рынке, полагая, что доверие к нему возросло, и количество желающих вложить в свои деньги в государственные ценные бумаги увеличится. С начала 2002г до конца 2004г государственный внутренний долг вырос на 245 млрд.руб. или на 48%.

В 2002 году внутренний долг вырос на 106,5 млрд. рублей, в том числе привлечено – 221,1 млрд. рублей  и погашено внутреннего госдолга – 114,6 млрд. рублей.

Объем эмиссии государственных  ценных бумаг в 2002 г. был увеличен в части ОФЗ с одновременным уменьшением объема эмиссии ОГНЗ и ГСО.                                                                                            Фактически в 2002 году привлечение денежных средств за счет размещения на рыночных условиях составило:

  по ГКО            –      34506,0  млн. рублей,

  по ОФЗ-АД     –      38265,0 млн. рублей,

  по ОФЗ-ФК   –  105198,7 млн.  рублей, в том числе была проведена  операция по размещению по  закрытой подписке временно свободных  средств Пенсионного фонда Российской  Федерации в  ОФЗ-ФК на общую сумму 45000,0 млн. рублей. 

Кроме того, в источниках внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета по привлечению  ОФЗ-ПД отражены безденежные операции  на общую сумму 43118,03 млн. рублей, в  том числе:

а) за счет операции по переоформлению векселей Минфина России серии АПК-IV в ОФЗ-ПД на сумму 1000,63 млн. рублей;   

  б) за счет операции по  обмену акций Внешторгбанка на  ОФЗ-ПД по номинальной стоимости  на сумму 42117,4 млн. 

В 2002 году погашение основной суммы долга составило:

          по ГКО  -        34859,0 млн. рублей,

          по ОФЗ-ПД  –    197,2 млн. рублей,

          по ОФЗ-ФК- 47711,4 млн. рублей.

В 2002 году были погашены пять выпусков облигаций федерального займа с  фиксированным купонным доходом, полученных владельцами в ходе проведения новации по ГКО/ОФЗ и были предложены к размещению новые финансовые инструменты - облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), по которым погашение основной суммы долга осуществлялось частями. Выпуск ОФЗ-АД позволил удлинить дюрацию государственного долга и избежать нежелательных пиков нагрузки на федеральный бюджет. 

В соответствии с Условиями выпуска  Российского внутреннего выигрышного  займа 1992 года 1 октября 2002 года завершился десятилетний срок его обращения и было израсходовано на эти цели 131,2 млн.рублей.

В 2002 году Минфином России была продолжена выплата предварительной компенсации гарантированных сбережений граждан. За период с 1996 года по 2002 года компенсацию получили граждане Российской Федерации в общем объеме 38,9 млрд. рублей, в том числе за 2002 год – 16,6 млрд. рублей, что значительно больше, чем в предыдущие годы.

В 2002 году Минфином России была практически  полностью погашена задолженность  по облигациям государственных целевых  беспроцентных займов 1990 года на приобретение товаров народного потребления и легковых автомобилей, по целевым расчетным чекам с правом приобретения легковых автомобилей в 1991-1992 годах путем выплаты денежной компенсации. Всего перечислено из федерального бюджета за 1992-2002 годы на погашение задолженности по целевым чекам и по облигациям целевых беспроцентных займов –7,8 млрд.рублей, в том числе за 2002 год 0,9 млрд.рублей.

В 2002 году началось погашение задолженности  государства по целевым расчетным  чекам с правом приобретения легковых автомобилей в 1993-1994 годах  и действующим целевым вкладам на получение автомобилей.

В 2003 году привлечение средств по внутреннему долгу составило 414,8 млрд. рублей, в том числе:

- по ГКО – 17,4 млрд.рублей;

- по ОФЗ-ФК – 64,0 млрд.рублей;

- по ОФЗ-АД – 333,4 млрд.рублей.

А погашение составило 415,4 млрд. рублей, в том числе:

- по ГКО – 32,27 млрд.рублей;

- по ОФЗ-ФК – 71,99 млрд.рублей;

- по ОФЗ-ПД – 282,72 млрд.рублей.

- по ОФЗ-АД – 1,84 млрд.рублей.

- прочие – 26,58 млрд.рублей.

Из них на погашение государственных  долговых товарных обязательств за 12 месяцев  текущего года направлено 0,48 млрд. рублей, на выплату предварительной компенсации  сбережений граждан – 19,01 млрд. рублей, в том числе в учреждениях  Сбербанка России – 17,48 млрд. рублей, в организациях Росгосстраха – 1,53 млрд. рублей.

 А между тем именно  на эти годы пришлись выплаты  по замороженным в 1998г и  впоследствии переоформленными  на 3-5 лет государственным бумагам.  Более того в 2005г. правительство  планировало еще более значительное наращивание внутреннего долга. Предполагалось выпустить бумаги на сумму 234 млрд.руб., из которых лишь 88 млрд.руб. пойдет на погашение ранее эмитированных облигаций. И в 2006 году запланировано еще большее увеличение внутреннего государственного долга (более 1100 млрд.руб.)

На заседании Правительства  Российской Федерации 26 мая 2005 г. рассматривались основные итоги исполнения федерального бюджета за 2004 год. Дан анализ состояния и динамики внутреннего и внешнего государственного долга.

Объем государственного долга на 1 января 2005 года составил в  абсолютном выражении 3951,9 млрд. руб. и  уменьшился по сравнению с его  объемом на 1 января 2004 года на 237,7 млрд. руб. При этом объем внешнего долга  сократился на 334,2 млрд. руб., в то же время объем внутреннего долга увеличился на 96,5 млрд. руб. Отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось с 31,7% на начало 2004 года /объем государственного долга на 1 января 2004 года по отношению к объему ВВП 2003 года/ до 23,5% на 1 января 2005 года, то есть на 8,2 процентных пункта.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  по состоянию на 01.01.2005г. составил 778466,8 млн. руб. Прирост государственного внутреннего долга за 2003 год составил 96449,2 млн. руб. или 14,1%.

В результате операций, проведенных  Минфином России в 2004 году, государственный  внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, по состоянию  на 01 января 2005 года составил 756825,5 млн. руб. /по состоянию на 01 января 2004 года - 663673,5 млн. руб./. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за 2004 год составило 93152,0 млн. руб. или 14,0%.

В отчетном периоде произошло  существенное изменение структуры  государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств

-  снижение доли ГКО в объеме государственного внутреннего долга на 1 января 2005 года практически до нуля;

Информация о работе Внутренний государственный долг россии