Внутренний государственный долг россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрен государственный долг Российской Федерации
Работа содержит 1 график, 8 источников.
Объект исследования – государственный долг РФ, его состав и структура, управление долгом.
Цель исследования – анализ причин образования, состава, динамики внутреннего государственного долга; анализ эффективности управление государственным долгом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..4
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. вНУТРЕННИЙ ДОЛГ РОССИИ……………………………………………………………….……5
СОСТАВ И ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ…………………………………………………….....7
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………...19
Заключение…………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсик.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

- снижение доли ОФЗ-ПК в объеме государственного внутреннего долга на 1 января 2005 года практически до нуля;

- в октябре 2004 года был погашен последний выпуск облигаций государственных нерыночных займов, находящийся в обращении;

- доля ОФЗ-АД в объеме государственного внутреннего долга значительно выросла с 56,6 % /на 1 января 2004 года/ до 71,6 % /на 1 января 2005 года/

- в ноябре 2004 года находящиеся в портфеле Банка России ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК были переоформлены в несколько новых выпусков ОФЗ-АД;

- кроме того, в соответствии с приказом Минфина России списана с государственного внутреннего долга Российской Федерации задолженность по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации с первой по двадцать девятую серию включительно, срок исковой давности по которым истек, в объеме 99,74 млн. руб.

Результатом проводимой Минфином России в 2004 году политики заимствований на внутреннем рынке явилось существенное изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ:

- объем рыночного долга увеличился в 2004 году на 77% и по состоянию на 01 января 2005 года доля рыночного долга в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, выросла до 73% /с 47% - на 01 января 2004 года/ благодаря увеличению в 2004 году объемов заимствований на внутреннем рынке /чистое сальдо по государственным ценным бумагам составило 96,1 млрд руб./, а также проведению в 2004 году операции по переоформлению государственных ценных бумаг, принадлежащих Банку России, в новые более ликвидные выпуски.

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации  на 01.01.2005 составил 3173,4 млрд. руб. /114,4 млрд. долл. США/ и сократился за 2004 год на 334,2 млрд. руб. /4,7 млрд. долл. США/.

 

3. Управление государственным долгом

 

Управление государственным  долгом – одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств , регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центробанк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным долгом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяют тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны.

Определяются задачи управления государственным кредитом в России переходного периода:

- минимизация стоимости  долга для заемщика;

- эффективное использование  привлеченных средств, создание  соответствующей системы учета  и контроля;

- усиление инвестиционного характера займов;

- регулирование объемов  заемных обязательств государства  и поддержания их курса;

- привлечение средств  на самых выгодных для эмитента  условиях и др.

Все затраты по обслуживанию и погашению государственного долга  осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляется за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление  операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним, в-третьих, погашение долга полностью  или частично согласно плану или  осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т.п.

Рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – традиционно это изменение доходности займов (понижение – в целях снижения расходов по управлению госдолгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация – изменение срока действия для выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией.

В ряде случаев правительство  может провести обмен облигаций  по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной  новой, что избавляет государство  от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям, размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения  займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Под аннулирование государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Следует отметить, что  вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.

Реструктуризация  долга – это способ погашения долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.

Реструктуризация долга, повторная реструктуризация уже пролонгированных сумм, а также капитализация задолженности по процентам – превращение ее в основной долг, обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизированных предприятий, «прощение» небольших долгов отдельным наиболее экономически слабым государствам – в основном, способы управления внешней государственной задолженностью.

В настоящее время  определяются предельные объемы долга  и заимствований различных бюджетных  уровней. Так, предельные объемы  государственного внутреннего и внешнего долга, пределы  внешний заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных  внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой  объем платежей по обслуживанию и  погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Предельный объем заемных  средств, направляемых субъектом РФ в течение текущего финансового  года на финансирование дефицита бюджета, не должен превышать 30% объема доходов  субъекта на текущий финансовый год (для муниципальных образований ограничение составляет 15% объема доходов местного бюджета).

Предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогичные ограничения  установлены и для муниципалитетов).

Если при исполнение бюджета субъекта РФ нарушаются данные ограничения и субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств Бюджетный кодекс допускает применение следующих мер:

- назначение ревизии  бюджета субъекта РФ;

- передачу исполнения бюджета под контроль Министерства финансов РФ;

- принятие других мер,  предусмотренных законодательством (аналогичные меры предусмотрены и для муниципальных образований).

В качестве инструмента  управления долгом введена единая система  учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ. Обязанность по ведению государственных книг внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федерации) возложена на Минфин России. Все названные инструменты и методы призваны обеспечить эффективное управление государственным долгом Российской Федерации.

В 2004 году Минфин России в условиях профицита федерального бюджета продолжил сокращение объема краткосрочных заимствований /до 1 года/, учитывая, что потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечена операциями Банка России посредством своего портфеля государственных облигаций, а также путем выпуска облигаций Банка России /ОБР/. Таким образом фактически были разделены сферы ответственности на рынке ГКО-ОФЗ: за средне- и долгосрочный сегменты рынка в рамках проведения бюджетной политики отвечает Минфин России, за краткосрочный сегмент рынка в рамках осуществления денежно-кредитной политики - Банк России. Это привело к снижению доли ГКО в объеме государственного внутреннего долга на 1 января 2005 года практически до нуля;

В соответствии со статьей 113 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" в ноябре 2004 года с целью повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России, была проведена операция по переоформлению облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, принадлежащих Банку России, в новый выпуск ОФЗ-АД, что привело к снижению доли ОФЗ-ПК в объеме государственного внутреннего долга на 1 января 2005 года практически до нуля. В октябре 2004 года был погашен последний выпуск облигаций государственных нерыночных займов, находящийся в обращении.

 Доля ОФЗ-АД в объеме государственного внутреннего долга значительно выросла с 56,6 % /на 1 января 2004 года/ до 71,6 % /на 1 января 2005 года/ по следующим причинам:

- в рамках проведения Минфином России политики удлинения сроков государственных заимствований /в соответствии с положениями Долговой стратегии Правительства Российской Федерации/ облигации федерального займа с амортизацией долга были основным выпускаемым в 2004 году видом государственных ценных бумаг, относящимся к средне- и долгосрочному сегменту рынка, данный вид государственных ценных бумаг предполагает осуществление погашения основной суммы долга частями /амортизация долга/, что позволило значительно увеличить объемы таких выпусков в обращении /до 55-62 млрд. рублей/ и способствовало повышению уровня ликвидности рынка ГКО-ОФЗ в целом.

В ноябре 2004 года находящиеся в портфеле Банка России ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК были переоформлены в несколько новых выпусков ОФЗ-АД. Кроме того, в соответствии с приказом Минфина России списана с государственного внутреннего долга Российской Федерации задолженность по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации с первой по двадцать девятую серию включительно, срок исковой давности по которым истек, в объеме 99,74 млн. руб.

Таким образом, в результате действий Минфина России на рынке  государственных ценных бумаг в 2004 году, в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации  возросла доля средне- и долгосрочных обязательств с одновременным уменьшением  доли краткосрочных, что свидетельствует о качественном улучшении структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации.

В 2004 году в рамках проведения политики по удлинению сроков государственных заимствований, предусмотренной Долговой стратегией, основной объем осуществленных Минфином России заимствований на внутреннем рынке носил средне- и долгосрочный характер, при одновременном значительном погашении ранее выпущенных среднесрочных государственных облигаций. Фактически сложившийся график погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации свидетельствует о равномерном распределении погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации в течение длительного периода времени, что снижает кредитные риски /риск неплатежа/, обеспечивая возможность гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению и обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Результатом проводимой Минфином России в 2004 году политики заимствований на внутреннем рынке явилось существенное изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ; благоприятная макроэкономическая ситуация и сложившаяся конъюнктура рынка государственных ценных бумаг позволила значительно удлинить сроки государственных внутренних заимствований, что привело к увеличению дюрации рыночного портфеля ГКО-ОФЗ с 2,7 лет /на начало 2004 года/ до 4,8 лет /на начало 2005 года/, что свидетельствует о достижении в 2004 году Минфином России оптимального уровня среднего срока заимствований.

Информация о работе Внутренний государственный долг россии